Литературно-музыкальная композиция "Пушкин и Натали"

Разделы: Литература


Цель: расширить знания учащихся о личности А.С. Пушкина; продолжить развитие навыков выразительного чтения, умения выступления при публичном чтении.

Задачи: показать, как любовь согревала поэта, приносила ему ни с чем несравнимую радость, вдохновляла на создание прекрасных стихов, удивить силой и выразительностью поэтических строк, посвященных любви; музыкальным сопровождением усилить восприятие происходящего.

Оборудование: Мольберт для художника; музыкальное сопровождение: «Вальс Грибоедова», Г.Свиридов «Метель»; портреты А.Пушкина, Н.Н.Гончаровой, Н.Н.Ланской, Д.Фикельмон; цветные иллюстрации: церковь Вознесения, где венчались Пушкин и Натали, фотография слайда «Черная речка, место дуэли Пушкина и Дантеса».

ХОД УРОКА

Организационная часть урока.

Вступительное слово учителя: (Приложение 1, слайд 2)

– Представляя вам литературно-музыкальную композицию, мы хотим рассказать о самых прекрасных и самых трагических страницах из жизни А.С.Пушкина.
По шутливому признанию поэта, Гончарова была его 113 любовью. Но те увлечения, те порывы страстей, которые волновали его раньше, не были еще той любовью, тем всеобъемлющим чувством, которое захватило его теперь.
Бурно прожитая молодость прошла, настала пора зрелости. Жажда семейного счастья, стремление любить и быть любимым владели им в эти годы.
Пушкин встретил Натали в декабре 1829 года.

В кресле сидит Ведущий, за мольбертом – Художник.
Пушкин выходит под руку с Натальей Николаевной Гончаровой, усаживает ее перед мольбертом.
(Музыка: Г.Свиридов «Метель»)
Ученик в роли А.С.Пушкина

Пушкин (читает стихотворение «Мадонна»):

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем средь медленных трудов
Одной картины я желал быть зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Ведущая: Тихим октябрьским вечером Пушкин попросил художника Александра Брюллова нарисовать портрет своей молодой жены Натальи Николаевны.
Он звал ее просто – Натали. Чувство глубокой любви он сохранил к своей жене на протяжении всей их семейной жизни. Кто же она, эта женщина, которой выпало счастье и одновременно испытание быть любимой такого человека?
О ней говорили разное. Кто-то завидовал, кто-то славословил, кто-то пытался очернить ее. Пушкин как будто чувствовал, что его счастье не может быть длительным. Поэтому Брюллов и рисовал этот портрет, запечатлевая образ прекрасной женщины для потомков

(Приложение 1, слайд 4)

(Подходит к художнику).

Спокойное лицо с тонкими чертами, кроткий взгляд, нежность в каждом движении. А платье Натали надела то, в котором Александр Сергеевич ее впервые увидел и полюбил. Это был самый счастливый день в их жизни (Приложение 1, слайд 5)
Он уже целый год как «безмятежно расцветал» в садах Лицея, (Приложение 1, слайд 6), когда 27 августа 1812 года у Натальи Ивановны и Николая Афанасьевича Гончаровых родилась младшая дочь Таша, как они ее называли. Через 16 лет они встретятся на московском балу, и Пушкин навсегда останется «огончарованным». А пока Таша росла и воспитывалась «в деревне на чистом воздухе» – в имении Гончаровых Полотняный Завод.
Это имение в Калужской губернии. На реке Суходрев.

Пушкин: Моя встреча с Натальей Гончаровой, моей, милой, прелестной, нежной Натали, произошла зимним вечером 1828 г. на балу у танцмейстера Йогеля. Я не собирался в этот день никуда выезжать, но вдруг ко мне заходит Вяземский и с порога кричит… (заходит Вяземский).

Вяземский: Пушкин! Мой дорогой Пушкин! Поехали к Йогелю выбирать мне молоденькую невесту! (Приложение 1, слайд 7)

Пушкин: Я не успел сказать ни слова, как оказался в санях.

Вяземский: (восторженно) А через некоторое время мы подъехали к роскошному особняку. Оттуда доносились звуки музыки. В окнах мелькали силуэты нарядных дам и кавалеров.

Пушкин: Никогда еще с таким грустным чувством я не приезжал на бал. Тайное предчувствие томило меня и волновало душу. Петр что-то говорил мне и показывал на молоденьких барышень, которые впервые появились в светском обществе. И вдруг какая-то сила заставила меня обернуться. Я увидел ее в прозрачном облаке воланов и кружев,
в толпе молодых поклонников, в окружении многочисленной родни и знакомых… Я шагнул навстречу своей судьбе.

Музыка «Вальс Грибоедова».

Ведущая: С тех пор, как Пушкин шагнул навстречу Натали, для него не было ничего прекраснее и дороже ее. Он понял, что это прекрасное создание составит его счастье.

Пушкин: Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась.

Я думал, сердце позабыло
Способность легкую страдать.
Я говорил тому, что было,
Уж не бывать! Уж не бывать!

Прошли восторги и печали.
И легковерные мечты…
Но сердце вновь затрепетало
Пред мощной властью красоты.

Натали:

Звезда моя! Свет предреченных дней!
Твой путь и мой. Судьба их сочетает.
Твой Луч, светя, звучит в душе моей,
В тебе она заветное читает.
И жар ее, твой отблеск верный здесь,
Гори, гори! Не выгорит он весь!

Ведущая: Не так уж легко и просто было соединить Пушкину свою судьбу с Натальей Николаевной. Ее мать, скупая до чрезвычайности, терзала его душу, то требовала свидетельства о политической благонадежности, то без конца жаловалась на свою бедность и невозможность тратиться на приданое.
Огорченный поэт не находил себе места. Свое настроение он отразил в стихотворении.

Ученик: «Поедем, я готов; куда бы вы, друзья…»

Поедем, я готов; куда бы вы, друзья,
Куда б ни вздумали, готов за вами я
Повсюду следовать, надменной убегая:
К подножию ль стены далекого Китая,
В кипящий ли Париж, туда ли наконец,
Где Тасса не поет уже ночной гребец,
Где древних городов под пеплом дремлют мощи,
Где кипарисные благоухают рощи,
Повсюду я готов. Поедем…но, друзья,
Скажите: в странствиях умрет ли страсть моя?
Забуду ль гордую, мучительную деву,
Или к ее ногам, ее младому гневу,
Как дань привычную, любовь я принесу.

Пушкин:

И снова тучи надо мною
Собралися в тишине
Рок завистливой бедою
Угрожает снова мне.
Но, предчувствуя разлуку,
Неизбежный, грозный час,
Сжать твою, мой ангел, руку,
Я спешу в тяжелый час.

– Я и не строил иллюзий насчет будущей женитьбы и возможного счастья. Мне тяжело. Я не знал, кто я, что я, зачем я.

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал?
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Ведущая: Около 2 лет тянулась история сватовства поэта. Наконец согласие было получено.

Пушкин: Участь моя решена. Я женюсь. Та, которую я любил целых 2 года, которую везде отыскивали мои глаза, с которой встреча казалась мне блаженством – боже мой! Она моя… Я никогда не хлопотал о счастии. А теперь …

Ведущая: В конце августа, накануне свадьбы Пушкин уезжает в Болдино на короткое время для устройства своих денежных дел. Но неожиданно надолго застрял в деревне из-за холерного карантина. Три месяца тревог, тоски, ожидания, беспокойства за невесту.

Пушкин и Гончарова по очереди читают письма на фоне музыки. («Вальс Грибоедова»)

Пушкин: Гляделась ли ты в зеркало, уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю еще больше лица.

Натали: Тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не могу, я только и думаю, как бы увидеть тебя. Кроме тебя, в моей жизни мне утешения нет.

Пушкин: О чем я думаю, Натали? Вот о чем: чем нам жить будет. Отец не оставляет мне имения. Царь не позволяет записаться ни в помещики, ни в журналисты. Писать книги для денег, видит Бог, я не могу. Зато для души, для друзей и для будущего пишу с увлечением и вдохновением, какого еще никогда не испытывал. Этой удивительной осенью нельзя не писать.

Ведущая: Пушкин увидел улыбку своей возлюбленной только в начале декабря, когда, наконец, была открыта дорога в Москву. Не было для него более счастливых мгновений.

Пушкин: 16 февраля, за 2 дня до свадьбы, в доме Нащокина я встретил молодую певицу из цыганского хора.

Цыганка Таня: Позолоти ручку, Александр Сергеевич, нагадаю тебе судьбу твою. Ждет тебя невеста красивая, свадьба счастливая, а жизнь унылая. Будешь страдать и писать, а потом дорога ждет тебя ранняя. Эх, жизнь моя цыганская! Спляши со мной – развеешься.

(Приложение 1, слайд 8)

(Цыганская музыка)

– Я пою ему песню: «Ах, матушка, что так в поле уныло», а на сердце такая тоска, грусть. Вдруг слышу, зарыдал Пушкин и сказал, что эта песня в нем все перевернула, она ему не радость, а большую потерю предвещает.

Ведущая: В ту пору известная всему высшему кругу Долли Фикельмон, дочь Кутузова и жена английского посланника, имела славу предсказательницы.

(Приложение 1, слайд 9)

Долли Фикельмон: Это очень молодая и очень красивая особа. Тонкая, стройная, высокая – лицо Мадонны, чрезвычайно бледная, с кротким, застенчивым и меланхолическим выражением. Глаза зеленовато-карие, светлые и прозрачные, взгляд не то чтобы косящий, но неопределенный, – тонкие черты, красивые черные волосы.
Эта женщина не будет счастлива, я в том уверена. Она носит на челе печать страдания. Но какую же трудную предстоит ей нести судьбу – быть женой поэта, и такого поэта, как Пушкин.

Пушкин: 18 февраля 1831 г. в церкви Вознесения, что у Никитских ворот в Москве, мы обвенчались (Приложение 1, слайд 10)

Музыка А.С.Грибоедов «Вальс Грибоедова».

Пушкин: Я женат и счастлив. Одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь (Приложение 1, слайд 11)

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Ведущая: Ближайшему другу Нащокину он пишет через 5 лет:

Пушкин: Мое семейство умножается, растет, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать и старости нечего бояться. Холостяку в свете скучно: ему досадно видеть новые, молодые поколения; один отец семейства смотрит без зависти на жизнь его окружающую. Из этого следует, что мы хорошо сделали, что женились.

Ведущая: Прекрасная Натали дарила нежные и добрые улыбки. Но близка развязка. Все оборачивалось против Пушкина, все толкало его к гибели: ненависть светского общества, чрезмерное внимание Николая I к Натали, наглые ухаживания Дантеса, подлость и грязь.

Входят Пушкин и Данзас. (Приложение 1, слайд 12)

Данзас: Ты настаиваешь на этих условиях?

Пушкин: Разумеется.

Данзас: Это очень жестокие условия: барьер 10 шагов. Смертельные, я бы сказал, – условия.

Пушкин: Это ничего не меняет.

Данзас: Твои условия приняты. И Дантес ждет тебя. На Черной речке.

Уходят. Звучит выстрел. Данзас возвращается.

Данзас: Пушкин стрелялся с Дантесом. Рана оказалось смертельной. Умирая, испытывал величайшие муки, но несмотря на это, думал о других и прежде всего о семье. Он отдал мне последние распоряжения, снял с руки кольцо и попросил принять его на память. Простился с близкими, нашел в себе силы сказать слова утешения Наталье Николаевне.
27 января 1837 года его не стало (Приложение 1, слайд 13)

Ведущий: Портрет художника А.Брюллова висит в музее Пушкина на Арбате. Художник сумел передать всю красоту этой женщины, возвести ее в идеал, воплотить в ней свое представление о жене
Лицо – центр картины, это самое яркое пятно на ней. Лицо оттеняет белое прозрачное газовое покрывало, ниспадающее на плечи и грудь. Оно придает легкость и торжественность лицу, а портрету – сходство с «Сикстинской мадонной» Рафаэля

Ученик: Стихотворение А. Дементьева «Здесь похоронена Ланская…» (Приложение 1, слайд 14)

Здесь похоронена Ланская…»
Снега некрополь замели,
А слух по-прежнему ласкает
Святое имя – Натали.

Как странно, что она Ланская.
Я не Ланской цветы принес,
А той, чей образ возникает
Из давней памяти и слез.

Нам каждый день ее был дорог
До той трагической черты,
До Черной речки, за которой
Настало бремя суеты.

Как странно, что она Ланская.
Ведь вслед за выстрелом сама
Оборвалась ее мирская
Ее великая судьба.

И хорошо, что он не знает,
Как шли потом ее года.
Она фамилию сменяет,
Другому в церкви скажет «да».

Но мы ее не осуждаем.
К чему былое ворошить.
Одна осталась – молодая,
С детьми, а надо было жить.
И все же как-то горько это,
Не знаю, чья уж тут вина,
Что для живых любовь поэта
Так от него отдалена.

Заключительное слово учителя: Учитесь у Пушкина, любите Пушкина, восхищайтесь Пушкиным, не забывайте Пушкина.