Урок окружающего мира во 2-м классе "Строение организма человека"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Класс: 2.

УМК: «Школа России», учебник: « Мир вокруг нас» Изд. « Просвещение. Москва»-2008 г, для 2 класса общеобразовательных учреждений. Автор: Плешаков А.А.

Цель: изучение внешнего и внутреннего строения человека.

Задачи:

Образовательные:

  • ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека,
  • познакомить с частями тела и внутренними органами человека,
  • дать первоначальное представление о работе внутренних органов.

Развивающие:

  • развивать умение анализировать, обобщать информацию, делать выводы;
  • развивать коммуникативные умения;
  • развивать монологическую речь.

Воспитательные:

  • познать себя, как часть природы;
  • воспитание бережного отношения к своему организму;
  • вовлечь в активную деятельность;
  • воспитание культуры учебного труда.

Оборудование:

  • презентация (приложение 3);
  • поролоновая губка, литровая банка с водой, воздушный шарик, бельевая веревка;

Ход урока

Слайд 1

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке окружающего мира нас ждет интересная работа. Будьте внимательными и активными.

Слайд 2

Видео «Точка, точка запятая»

- Внимательно посмотрите видеофрагмент и подготовьтесь ответить на мои вопросы. (слайд) (отрывок из м\ф «Федя Зайцев»).

Возникновение проблемной ситуации. Постановка цели.

- Кого нарисовал Федя Зайцев? (Человечка)

- Все согласны с мнением Феди, что человек состоит из рук, ног, рожицы, огуречка? (Нет)

- У нас несколько мнений. Какой возникает вопрос? (Из чего состоит человек)

Слайд 3

- Для этого мы совершим виртуальную экскурсию и узнаем о строении организма человека.

Слайд 4

Изучение нового материала

- Что видите на иллюстрациях?

- Сегодня на уроке мы рассмотрим внешнее и внутреннее строение человека и познакомимся с работой некоторых внутренних органов.

Слайд 5

- А нашими экскурсоводами будут семь гномов.

- Итак, мы с вами в научно-исследовательском городке. Наша экскурсия пройдет по маршруту «Познавательная», «Исследовательская», «Увлекательная», «Испытательная»

Слайд 6

- Вместе с гномами мы отправляемся на станцию «Исследовательская»

- Посмотрите друг на друга и скажите как устроено тело человека. (Дети называют части тела)

- Еще руки называют верхние конечности, ноги – нижние конечности. А на туловище можно выделить грудь, живот спину.

Слайд 7

- Итак , голова, шея, туловище, руки и ноги – это части тела. А части тела – это внешнее строение человека.

Физминутка

Слайд 8

А сейчас веселый танец.
Второклассник не зевай
Частями тела двигать успевай.

(Под музыку первый раз вместе с учителем потом учитель называет части тела, а дети повторяют соответствующие движения)

- Руки (хлопки)

- Голова (наклоны)

- Шея (повороты головой)

- Туловище (наклоны влево и вправо)

- Ноги (прыжки) и т.д. убыстряя темп и меняя порядок движений.

Слайд 9

- Мы рассмотрели внешнее строение человека. А что вы знаете о внутреннем строении человека? (Тело человека внутри состоит из органов)

- Следуем на станцию «Познавательная», где узнаем о внутреннем строении человека, а гномы нам расскажут много интересного

 

- Учебник с.7. С помощью рисунка познакомься с внутренними органами человека. Запомни их расположение. Время на выполнение задания – 2 минуты.

Слайд 10

- Что это? (мозг)

- Где он находится? Поэтому его полное название головной мозг.

Слайд 11

Станция «Увлекательная»

(Сообщение заранее подготовленных учащихся в костюме гнома.)

-Чтобы человек не делал, нашими мыслями, чувствами движениями всем управляет мозг – главный командный пункт организма.

 

- Головной мозг управляет работой всех остальных внутренних органов. Именно он следит за тем как мы дышим.. Давайте проверим как долго вы можете не дышать? По моему сигналу вы задерживаете дыхание, а я буду отсчитывать секунды. Когда вам захочется вдохнуть вы поднимете руку и запомните число, которое я в это время назвала.

- Сколько секунд вы смогли не дышать?

Слайд 12

- Человек не может не дышать, ему нужно все время вдыхать и выдыхать воздух.. При помощи какого органа происходит дыхание? (Легкие)

- Покажите, где у вас расположены легкие?

- Дыхание происходит при помощи лёгких, которые расположены в грудной клетке.

Слайд 13

(Учащиеся-гномы)

- Легкие похожи на две розовые губки (показать). При выдохе они выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере (сжать губки), когда мы делаем вдох, легкие наполняются воздухом и расширяются (показать)

- Легкие непрерывно проделывают огромную работу. Если бы они перекачивали не воздух, а воду, то только за одну ночь подняли бы на высоту второго этажа 500 кг воды или 500 таких банок (показать литровую банку с водой)

Слайд 14

- Скажите, как узнают жив ли человек? (Прослушивают, бьется ли сердце)

- Это плотный мускулистый мешок, который все время сжимается и разжимается и непрерывно гонит в сосуды кровь, заставляя ее обегать все тело и нести питание всему организму .Сердце расположено в левой части груди.

- Покажите, где у вас находится сердце?

Слайд 15

(Учащиеся-гномы)

- Сердце – это неутомимый мотор. Который непрерывно гонит кровь по сосудам. Если кровь перестанет двигаться по телу, то человек погибнет. А размером сердце всего лишь с кулак (показать)

Слайд 16

- Как вы думаете, кровь несет питание организму в виде булок, котлет, конфет или уже обработанную пищу?

- Правильно. А перерабатывает пищу желудок.

- Покажите его расположение.

- Он находится в верхней части живота под рёбрами с левой стороны.

- Желудок – это главное отделение твоей «внутренней кухни». В его мускулистых стенках таятся особые желёзки. Они выделяют кислый сок, который необходим для переваривания большей части твоей пищи.

Слайд 17

 (Учащиеся-гномы)

- Желудок напоминает мешок. Внутри он полый. Без еды он как спустившийся воздушный шарик (показать). Дунешь в шарик – он чуть надуется. Так и желудок: когда в него попадает пища, он растягивается. Но больше 2-3 литров еды в него поместиться не может. Время от времени желудок сокращается и проталкивает полупереваренную пищу дальше.

Слайд 18

- Из желудка пища попадает в кишечник (слайд). Он расположен в животе. Определите, где у вас находится кишечник.

Слайд 19

 (Учащиеся-гномы)

- Кишечник свернут так плотно (показывают свернутую бельевую веревку), что целиком помещается в животе. Но если его растянуть (вытягивают веревку), то длина его будет около 8 метров. Только после того как пища пройдет через весь кишечник, она превратится в прозрачные растворы, которые может впитать в себя кровь и разнести по всему организму. А не переваренные части твердой пищи скапливаются в нижних отделах кишечника и удаляются из организма.

Слайд 20

- Нельзя не сказать еще об одном органе-помощнике желудка – это печень. Она располагается с правой стороны от желудка в верхней части живота.

- Покажите место, где у вас располагается печень.

- Она вырабатывает желчь , которая поступает в кишечник и помогает переваривать пищу.

Слайд 21

 (Учащиеся-гномы)

- А еще печень – это единственный орган, который может сам себя восстановить. Если убрать кусочек этого органа (показать на пластилине), то через некоторое время печень снова приобретет прежние размеры.

Слайд 22

- Итак, желудок, печень и кишечник – это органы «внутренней кухни».

Слайд 23

Работа в парах на карточках

Закрепление изученного

Ребята, пришло время проверить, насколько хорошо вы запомнили все, что сегодня узнали на уроке.

Задание №1

Работать будете в паре. Необходимо стрелками соединить изображение органа с его расположением на теле. (Приложение 1)

- Проверка по слайду. У кого так?

- Итак, мозг, сердце, желудок, печень, кишечник – это… (внутренние органы)

Слайд 24

- Гномы вам придумали еще одно задание. Они предлагают вам разгадать кроссворд.

Задание №2

Кроссворд

  1. Орган «внутренней кухни», похожий на извилистый лабиринт. (кишечник)
  2. Какой внутренний орган гонит кровь в сосуды и заставляет ее обегать всё тело? (сердце)
  3. Какой внутренний орган называют «главным командным пунктом» всего организма? (мозг)
  4. Главное отделение «внутренней кухни». (Желудок)
  5. Соседка желудка, которая находится с правой стороны от него (печень)
  6. При помощи какого органа осуществляется дыхание? (легкие)

Слайд 25

- Наша экскурсия подошла к концу. Гномам очень важно знать насколько хорошо вы узнали свой организм, и мы на станции «Испытательная»

Слайд 26

Первичный контроль

- О чем сегодня говорили на уроке? (О строении человека)

- Чьё же мнение было верным Феди Зайцева или ваше?

- Перечислите части тела. (внешнее строение – части тела – голова, шея, верхние конечности (руки), нижние конечности (ноги), туловище (живот, спина, грудь)).

- Назовите внутренние органы. (Мозг, лёгкие, сердце, желудок, печень, кишечник)

- Для чего необходимы нам знания о строении человека?

- Подробнее о строении человека вы узнаете в старших классах на уроке биологии.

Слайд 27

- Гномики прощаются с вами.

 

Рефлексия. Итог урока

Покажите портрет, какого бы гномика вы бы взяли после нашего урока Весельчака (все было понятно на уроке и все получилось), или Ворчуна (было трудно и не интересно)? (Приложение 2)