В современном обществе, когда иностранный язык становится всё более необходимым в практической и интеллектуальной деятельности человека, меняется отношение к его изучению и характеру преподавания.
При этом одним из эффективных подходов к обучению иностранного языка является использование компетентностного подхода.
В работе над ЕМТ школы и области я выделила 3 этапа: теоретический, деятельностный и аналитико-обобщающий.
I. Теоретический
Первым шагом при работе над этой темой стало изучение специальной педагогической и методической литературы. Огромную помощь оказали наши предметные журналы « Иностранные я зыки в школе» и «Коммуникативная методика», методическая газета «Первое сентября». Был составлен список статей по изучаемой проблеме. В моей методической копилке есть видиолекции из Всероссийского Интернет-марафона учебных предметов. Работая с этими дисками, можно встретиться с ведущими специалистами лицом к лицу. В рамках повышения профессиональной компетентности, принимала участие в работе специальных курсов и семинаров.
При обучении иностранному языку учитель уделяет внимание развитию таких ключевых компетентностей, как: языковых, речевых, социо-культурных.
Сегодня речь пойдёт о развитии социокультурной компетентности, когда учащиеся знакомятся с культурой страны изучаемого языка, ее историей, обычаями, традициями и современной жизнью.
Знакомство с иноязычной культурой способствует повышению мотивации учения, развитию потребностей и интересов, а также более осознанному изучению иностранного языка.
II. Деятельностный
Новые теоретические знания использовала в практической деятельности.
Хочу остановиться на некоторых способах и формах развития социокультурного компонента при обучении иностранному языку. Это:
- открытые уроки;
- мультимедийные технологии;
- внеклассные мероприятия;
- интеллектуальные игры;
- литература для дополнительного чтения.;
- развитие социокультурной компетентности учителя.
Открытые уроки:
В апреле стали традиционными уроки,
посвящённые Британской королевской семье.
На уроке «Елизавета II – человек и монарх»
учащиеся познакомились с королевой как
политическим деятелем. Они узнали о 4 ролях
королевы как монарха: главе государства; главе
Вооруженных Сил; главе церкви; о её
правительственных обязанностях. Вторая часть
урока была посвящена королеве как человеку,
женщине, личности. Учащимся также была
предложена мультимедийная презентация с
просмотром фотографий из семейного архива
королевы и королевской семьи.
Известно, что с 26 июля до 24 сентября королева Великобритании отдыхает в Шотландии, и в это время лондонцы и гости британской столицы имеют редкую возможность заглянуть в покои Букингемского дворца. Учащиеся 11 класса совершили такую экскурсию 21 апреля 2010, в 84 день рождения королевы Елизаветы Второй.
В мае прошли уроки, посвящённые 65-летию Великой Победы. Акцентом в этих уроках стало участие Британии как нашей союзницы во Второй мировой войне. Учащиеся познакомились с именами английских женщин, прославившихся в годы войны. Дети путешествовали по военным музеем Лондона, рассматривая экспонаты боевых действий: бомбоубежище, военная техника, оружие, военный крейсер «Белфаст». Одной из интересных страниц является знакомство с военными плакатами в Англии. Как нам русским знаком плакат «Родина –мать зовёт», так англичане хорошо знают призыв о сдаче металлолома для строительства истребителей «Спитфайеров», предупреждения о газовой атаке, о возможности шпионажа, о необходимости светомаскировки.
Мультимедийные технологии
Хочется остановиться на формировании социокультурной компетенции в школе при помощи мультимедийных технологий. Проблема использования компьютерных технологий при её формировании очень актуальна. Компьютерные технологии являются перспективным и эффективным инструментарием. Они позволяют предоставить информацию в большем объеме, чем традиционные источники. В кабинете иностранного языка составлена обширная медиатека, в которую вошли: электронные словари, диски из серии «Уроки Кирилла и Мефодия», презентации, составленные учителем и детьми, диски-репетиторы, DVD фильмы, обучающие программы.
Внеклассные мероприятия
Внеклассные мероприятия способствуют развитию мотивации, интереса к овладению иностранного языка, они помогают учителю установить подлинное общение, диалог с учеником. Стараюсь привлекать дополнительные интересные страноведческие материалы, что побуждает учащихся к самостоятельному поиску.
Игра для учащихся младшей школы «ВВС представляет», построенная по проекту «Зов джунглей», собрала в актовом зале школы большое количество зрителей – учащихся, родителей и учителей. Жюри конкурса – учащиеся старших классов, они же занимали зрителей в перерывах игры – пели песни, исполняли национальные танцы.
Дети с удовольствием знакомятся с нетипичным и необычным праздником для российского школьника «Halloween». Он удивляет детей страшилками, необычными символами и костюмами, оригинальными играми, гаданиями.. Ну и главный атрибут праздника – тыквенный фонарь.
В музыкальном конкурсе песни на иностранном языке «Юниорвидение» приняли участие дети 2-5 классов. Соревновались 11 групп, исполнялись песни на английском и немецком языке. Жюри конкурса: дети и взрослые.
Победители были отмечены дипломами. В районной газете «Заря» опубликована статья, о том как прошёл этот конкурс.
В увлекательной игре по станциям «Ключи от
Форда Бойярд» приняли участие 5 английских и
2 немецких команды. Учащиеся прошли испытания на
знание лексики, грамматики, традиций, обычаев
стран изучаемого языка. Они мерялись силами на
спортивной станции и проявляли смекалку.
Командой-победительницей игры признана группа,
набравшая наибольшее количество ключей.
Фестиваль «Компьютерная страна» вот уже несколько лет проводится в нашей школе, и учащиеся иностранного языка принимают участие в номинации «Мультимедиаарт».
Во время летнего оздоровительного лагеря для учащихся смены работал клуб любителей английского языка «Fairytale». Учащиеся знакомились с творчеством английских писателей Алана Милна, Джонатана Свифта и Артура Конан Дойля, смотрели полюбившиеся фильмы Уолта Диснея, читали английские стихи в переводе Самуила Яковлевича Маршака.
Интеллектуальные игры
Наряду с международным чемпионатом «Британский бульдог» и всероссийским молодёжным чемпионатом по английскому языку учащимся предлагается оценить свои силы в школьном страноведческом конкурсе «Английский детектив» и лингвистическом марафоне, который проходил в 3 тура. Учащиеся старших классов в 2009 году принимали участие в областной заочной лингвострановедческой олимпиаде.
Литература для дополнительного чтения.
Повышению интереса и мотивации способствует развивающий материал по иностранному языку. В этом мне помогает литература для детского чтения (журнал «Speak out», «Шляпа» ), а также книги по страноведению.
Наглядность – неотъемлемая часть учебных кабинетов. Дополнительную информацию, яркую, красочную, учителя размещают на сменных стендах.
Развитие социокультурной компетентности учителя
Развивая социокультурную компетенцию учащихся учитель прежде всего сам должен обладать таковой. Лингвострановедческая компетенция является неотъемлемой частью профессионально-коммуникативной культуры учителя. Прежде всего изучала данную проблему через темы по самообразованию: «Формирование у школьников интереса к другим народам и культурам», «Лингвострановедение на уроках иностранного языка».Это участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок» и фестивале исследовательских и творческих работ «Портфолио» с разработками лучших мероприятий.
III. Аналитико-обобщающий
Своими наработками я делилась с педагогами
района на семинаре по раннему обучению на базе
нашей школы «Развитие компетентностей на уроках
английского языка в начальной школе», в районной
научно-практической конференции с темой
«Применение информационных технологий в
образовательном процессе» на, а также
участвовала в районном педагогическом десанте
«Лучшие учителя – педагогам района» с уроком
–путешествием «Весёлый поезд».
В июне этого года делилась опытом с коллегами
летнего методического лагеря в городе Каргополь
рассказала об «Использовании регионального
компонента на уроках иностранного языка »
Социокультурный компонент при обучении иностранному языку даёт возможность ознакомиться не только с наследием культуры страны изучаемого языка, но и сравнить его с культурными ценностями своей страны, что способствует формированию общей культуры ученика.