Тип урока: Урок обобщения и закрепления знаний.
Цели урока:
а) образовательные: организовать деятельность обучающихся по усвоению и обобщению знаний о Японии;
б) развивающие: максимально использовать творческие способности детей, развивать память, речь, географическое мышление, развивать умения находить и использовать материалы в различных источниках;
в) воспитательные: сформировать нравственные ценности и эстетическое отношение к культуре японского народа
Методическая цель: повышение учебной мотивации по предмету.
Средства обучения: политическая карта мира, экономическая карта Японии, географический атлас, иллюстративный материал, мультимедийные технические средства, презентация, познавательный материал (икебана, бонсай, кимоно, татами, искусственное дерево сакура, японская иена, кукла-гейша)
Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, метод проблемного обучения.
Ход урока
1. Организационный момент. Звучит вступительное слово учителя, устанавливается атмосфера взаимопонимания, доверия и дружбы.
2. Постановка целей урока. Актуализация знаний по теме “Япония” (слайд 1-2). Презентация
Страной Восходящего Солнца
Назвали соседи ее.
Встает из-за моря здесь Солнце
Садится за горы оно.
Сегодня мы совершим незабываемое географическое путешествие в страну моей мечты, в страну, где рождается солнце. Это страна Япония, наш восточный сосед. На первом уроке изучения темы “Япония”, мы давали краткую характеристику этому государству. А второй урок
Япония - это совсем другой мир, непривычный для нас и европейцев. Бурлящая энергия Токио, умиротворение священной Фудзи, величие пагод в Киото, буйство осенних красок в горах и буддистское спокойствие озер - мы на пути к великим открытиям!
Итак, наш перелет Москва-Токио будет длится 9 часов 45 минут или 1 урок. Вы окажитесь туристами на 45 минут, и вам предлагаются обзорные экскурсии по маршруту (на доске указан маршрут путешествия: Фудзияма - Синкансэн - Цукуба – Хитачи - Тойота - Никко). Посетить эти места и более подробно узнать нам помогут гиды- экскурсоводы. Они заранее собрали материал и изучили места нашего посещения.
Страна, с которой мы сегодня познакомимся более подробно - страна гор. Для большинства жителей этой страны солнце всегда поднимается из-за моря и спускается за горы, поэтому соседи называют Японию страной Восходящего Солнца. Для нас и для Японии такое соседство имеет важное значение, недаром японская поговорка гласит: “Близкий сосед важнее дальнего родственника”. Древнее название Японии - Ямато. Сами японцы с древних времен называют свою страну Ниппон. Это название состоит из двух иероглифов “солнце” и “основа”. Красный солнечный круг на японском флаге и круглая хризантема (национальный цветок Японии) на государственном гербе также символизируют восходящее солнце. (Слайд 3) Изучив общую характеристику Японии, вспомним и выделим особенности этой восточноазиатской и удивительной страны.
1. Япония - государство-архипелаг, расположенная на 4 крупных островах Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку и 4 тысячах мелких островах на стыке материка Евразия и Тихого океана. Это целый островной мир.
2. Япония - древнее государство, вплоть до 20 века была спрятана как бы от глаз европейцев.
3. Япония - конституционная монархия.
4. Япония бедна минеральными ресурсами.
5. Обилие тепла и влаги позволяет в субтропическом и тропическом климатах снимать 2 раза в год урожаи риса и овощей.
6. Входит в десятку самых больших стран по численности населения в мире.
7.Япония практически однонациональная страна, 99% ее населения-японцы.
8. Япония – страна, где самая большая продолжительность жизни (около 80 лет).
9. В пределах Токийской агломерации проживает около20 млн. человек.
10. Япония один из экономических лидеров современного мира.
11. Японию называют “азиатской головой” или мозговым центром, лабораторией, где создаются и разрабатываются многие научно-технические идеи.
12. Токио - самый дорогой город в мире.
13. Япония - страна высокой культуры и сплошной грамотности. Рабочая сила страны отличается высокой квалификацией. В Японии больше университетов, чем в странах Западной Европы.
14. На военные расходы в Японии выделяется 1% национального дохода страны.
15. Система образования в Японии – одна из самых лучших в мире.
16. Япония - мировой лидер по производству автомобилей, видеомагнитофонов, цветных телевизоров, роботов, морских судов.
17. По показателю средней плотности населения Япония занимает одно из первых мест в мире - 340 человек на км2.
18. Японский язык очень специфичен и не входит ни в одну из языковых семей.
19. В Японии высокий уровень урбанизации - 76% живет в городах.
20. Две основные религии - синтоизм и буддизм.
А теперь ответив правильно на вопросы теста, вы узнаете кто является главой государства в Японии. (Слайд 4-5)
- Форма государственного правления в Японии:
- По географическому положению Япония:
- В рельефе Японии преобладают:
- Для Японии характерен естественный прирост:
- Япония-это государство:
- В Японии исповедуют:
- Выберите правильное утверждение:
- Промышленность Японии ориентируется на:
- Социально-экономическое ядро страны – это:
И) конституционная монархия;
Р) абсолютная монархия;
С) республика.
М) архипелаг;
Б) остров;
В) полуостров.
С) равнины;
П) горы.
Е) низкий;
М) высокий.
Р) однонациональное;
Б) многонациональное.
А) синтоизм;
Б) католицизм.
Д) Япония богата минеральными ресурсами;
Т) Япония бедна минеральными ресурсами.
М) добывающие отрасли;
О) наукоёмкие отрасли.
Р) Тихоокеанский пояс;
У) Периферийная зона.
Ответив правильно на вопросы теста, вы получили ответ “император” (слайд 6).
Наш самолет прибывает в аэропорт города Токио. С этого города начинается наша туристическая поездка через центральную часть острова Хонсю. Первое знакомство происходит с самой высокой, самой знаменитой, самой красивой и почитаемой горой Фудзияма, которая является символом Японии (слайд 7).Выступления гида.
Далее наш маршрут проходит вдоль Тихоокеанского пояса по магистрали “Синкансэн” (“Новая линия”), где поезда идут со скоростью более 200 км в час (слайд 8). Выступления гида.
С помощью таких скоростных поездов, мы попадаем в первый технополис Японии Цукуба. (Слайд 9) Выступления гида.
Япония единственная страна в мире, которая тратит на научно-исследовательскую деятельность более 3% ВВП. В 60 годы 20 века в Японии произошло “экономическое чудо”. Учащиеся вспоминают и называют причины, которые обусловили “экономическое чудо”: 1. Использование научно-технических достижений стран Запада. 2. Дешевая рабочая сила. 3. Наукоемкое производство. 4. Рациональное использование сырья. 5. Приток иностранного капитала. 6. Низкие военные затраты.
Автомобильная промышленность Японии занимает 1 место в мире - 12 млн. автомобилей в год, в том числе 8 млн. легковых. Японские автомобильные концерны успешно конкурируют с американскими и западноевропейскими. Серебристые “Тойоты” разъезжают по улицам нашего родного города Надым, а выпускают их в Японии, на автомобильном концерне “Тойота” в городе Нагоя (слайд 9-10). Выступление гида.
Сегодня жизнь японца и наша жизнь не мыслима без электронной и компьютерной техники. Мы не представляем сейчас жизнь без телевизора, сотового телефона компьютера. Возможно, скоро и у нас роботы облегчат нашу работу и жизнь. Познакомимся и посетим центр электронной промышленности “Хитачи” (слайд 12-13). Выступление гида.
Японцы - загадка 20 века и возможно и 21 века, это самый непостижимый, самый парадоксальный народ. Вместе с тем они живописны, театральны, артистичны. Кто не знает давних, художественных и бытовых традиций этого народа, которые входят в понятие японского образа жизни. Это: каллиграфия - красивое письмо кисточкой и тушью, оригинальная храмовая и садово-парковая архитектура, театр теней, чайная церемония, женская одежда кимоно, борьба тяжеловесов сумо, дзюдо, каратэ (слайд 14). К числу важнейших традиций относятся: почитание старших и бережное отношение к окружающей природе, деревьям, цветам. Поэтому в Японии очень популярны прогулки в природу: осенью любуются багрянцем кленовых лесов, а сейчас весной-цветением дикой вишни (сакуры) (слайд 15). Последняя сказочная территория нашего путешествия - национальный парк Никко, чье название означает на японском “солнечный свет”. (Слайд 16–18). Выступление гида.
Для большего познания, повышения интереса к Японии, предлагается вам - активным, творчески мыслящим ученикам задания:
1. Подготовить информацию о самом древнем городе Японии – Камакару.
2. Составить новый маршрут путешествия по Японии (это задание повышенной сложности, поэтому будет оцениваться выше).
Вот и подходит к концу наше путешествие в эту загадочную восточную страну. (Слайд 19). Обратный путь из Токио в Москву займет 10 часов 25 мин. Во время долгого полета еще раз вспомним о стране Восходящего Солнца с помощью двух кроссвордов. (1 кроссворд “Япония”, 2 - “Токио”)
1. Кроссворд “Япония”.
1. Церемония, японский обряд, который происходит в полном молчании, в полумрачной комнате (чайная). 2. По конституции он является “символом государства и единства народа” (император). 3. Национальная одежда (кимоно). 4. Искусство составления цветов (икебана). 5. Циновка из прессованной рисовой соломы (татами). 6. Самый близкий полуостров к Японии (Корея).
2. Кроссворд “Токио”.
1. Автомобиль, о котором мечтает каждый (Тойота). 2. Исскуство владения мечом (кэндо). 3. Японская вишня (сакура). 4. Денежная единица в Японии (иена). 5. Борьба тяжеловесов (сумо).
В заключение урока предлагается небольшая выставка “Добро пожаловать в Японию”. Выставляются оценки. На память предлагаются рекламные буклеты о Японии. Всем большое спасибо.