Отряд чешуекрытые или бабочки

Разделы: Биология


Цель урока. Выяснить характерные особенности отряда чешуекрылых. Познакомить с явлениями покровительственной окраски у насекомых, подчеркнув ее относительность. Дать представление о полезных и вредных насекомых, о мерах борьбы с ними.

Методы: Рассказ, беседа.

Оборудование. Натуральные пособия. Коллекции чешуекрылых насекомых, развитие капустной белянки. Изобразительные пособия. Таблицы с изображением бабочек. Вспомогательное оборудование. Микроскопы, предметные стекла.

ХОД УРОКА

Проверка знаний. На столе учителя находятся коллекции жуков и полужесткокрылых. Вызванному ученику предлагается найти среди коллекционных насекомых полезных и рассказать об их пользе.

Другому ученику дается задание найти вредных насекомых и рассказать об их вреде.

Учитель просит учащихся назвать примеры предостерегающей окраски и рассказать о ее значении в жизни насекомых (клопы “солдатики”).

В процессе беседы выделяются характерные особенности отряда: строение крыльев, грызущие ротовые части, развитие с неполным превращением. Отмечается, что среди кузнечиков есть хищники, которые приносят пользу, а саранча относится к опасным вредителям сельскохозяйственных растений. Сообщаются дополнительные сведения с саранче.

На примере кузнечиков и зеленых гусениц, бабочек учитель дает понятие о покровительственной окраске, подчеркивает ее приспособительный характер,

Учитель предлагает учащимся подумать и ответить на такой вопрос. На скошенном и выгоревшем на солнце поле жили зеленые и серые кузнечики. Птицы переловили всех зеленых кузнечиков. Почему уцелели серые кузнечики?

После ответов учащихся учитель обращает их внимание на то, что для зеленых кузнечиков условия изменились, но окраска их тела осталась прежней. Следовательно, приспособительная окраска их носит относительный характер.

Изучение отряда чешуекрылых (бабочек). На столы учащихся раздаются коллекции разных бабочек, демонстрируется таблица с их изображением, после чего учитель ставит перед учащимися вопрос: почему даже несведущие в зоологии люди могут устанавливать, что эти насекомые относятся к бабочкам? Какие же эти особенности?

На столы раздаются (лучше каждому ученику) отдельные экземпляры бабочки капустной белянки.

Устанавливается, что характерной особенностью бабочек является наличие двух пар довольно больших (по сравнению с размером их тела) крыльев. Основной признак бабочек – наличие на их крыльях мельчайших окрашенных чешуек, расположение которых определяет рисунок крыла. Эти рисунки легко стираются, поэтому у долго летавших экземпляров рисунок не такой яркий.

Учитель предлагает учащимся дотронуться до крыльев бабочки и посмотреть, что остается на коже пальца, а затем посмотреть “пыльцу” под микроскопом (если мало микроскопов, то рекомендуем поставить 2—3 на столе учителя для демонстрации). После просмотра под микроскопом учащиеся убеждаются, что снятая “пыльца” — это микроскопические чешуйки.

Учитель рассказывает, что чешуйки тесными рядами устилают поверхность крыла и несколько налегают друг на друга подобно черепицам. За наличие чешуек на крыльях бабочки называются чешуекрылыми. С чешуйками связана та разнообразная окраска, которую мы наблюдаем у разных бабочек

. Бабочки украшают природу и вызывают у людей приятные чувства. У бабочек, летающих днем, верхняя поверхность обеих пар крыльев обычно ярко окрашена, поэтому наибольшая опасность быть съеденной птицами грозит бабочке, когда она садится на растения. Но нижняя сторона крыльев многих бабочек отличается покровительственной окраской. Учитель предлагает сравнить окраску верхней и нижней сторон крыльев у капустной белянки. Учащиеся устанавливают: верхняя сторона крыльев белая, а нижняя — зеленоватого цвета. Это делает малозаметной сидящую на растении бабочку. Темные пятна на крыльях — признаки пола (у самки два больших черных пятна). Чешуйки имеются также на всем их теле. Чешуйки представляют собой видоизмененные волоски. Они часто различно окрашены. Из них на крыльях бабочек складываются причудливые и сложные рисунки.

Другой общий признак у бабочек – это сосущий ротовой аппарат, то есть нечленистый, в покое спирально завитой, длинный трубчатый хоботок. В его образовании принимают участие нижние челюсти и нижняя губа. Верхние челюсти у бабочек отсутствуют. Во время приема пищи бабочка расправляет длинный хоботок, погружая его в глубь цветка, и высасывает нектар. В качестве основного источника пищи взрослые чешуекрылые используют нектар, поэтому входят в число основных опылителей цветковых растений.. Некоторые бабочки не питаются, хоботка у них нет.

Многие взрослые бабочки активны днем, а ночью отдыхают. Это дневные бабочки, например лимонница, капустница, траурница. Другая большая группа бабочек летает в сумерки и ночью. Это ночные бабочки, например моли.

Дневные бабочки

  • Имеют широкие крылья, которые они в покое складывают, отводя вертикально вверх и прижимая друг к другу внутренней яркоокрашенной стороной;
  • тело стройное, грудь и брюшко тонкие, усики заканчиваются “булавкой”, за что их называют булавоусыми;
  • полет медленный, порхающий.

Ночные бабочки

  • Имеют более узкие крылья, складывают их чаще всего кровлеобразно над брюшком или держат распластанными;
  • грудь и брюшко обычно толстые;

– усики разнообразного строения, но никогда не бывают булавовидными;

– полет стремительный, с частыми взмахами крыльев.

Личинки бабочек, называемые гусеницами, имеют вытянутое членистое тело.

Ротовой аппарат у них, в отличие от взрослых, грызущий. У гусениц во рту есть шелкоотделительные железы, выделяющие секрет, застывающий на воздухе в шелковые нити. На их груди расположены три пары членистых ног, но личинки пользуются ими не для ползания, а для захвата пищи во время еды. Для передвижения гусеницы используют нечленистые мясистые брюшные ложные ножки, непохожие на членистые ноги взрослых насекомых и вооруженные на подошвах мелкими крючочками. Подавляющее большинство гусениц питается растительной пищей, но они по образу жизни очень разнообразны. Бывают гусеницы открыто живущие, обитающие в почве, листовертки, прядильщики, плодожорки и др. Немало среди них и таких, которые приносят ощутимый ущерб народному хозяйству. Возьмем, к примеру, капустную белянку, или капустницу.

Капустница, как показывает ее название, связана с капустой и другими крестоцветными растениями. Ее гусеницы, питаясь листьями капусты, повреждают их. Эту бабочку называют белянкой из-за мучнисто-белой окраски верхней стороны крыльев ВИ. Передняя пара крыльев капустницы с темными углами на верхней стороне. У самки на крыльях есть еще по два темных пятна, у самца таких пятен нет.

Весной и летом капустница летает в огородах и полях. Когда бабочка садится на капусту или другое растение, она складывает крылья за спиной и становится незаметной: нижняя сторона крыльев капустницы зеленовато-желтая, придающая бабочке сходство с листом.

Капустница откладывает яйца на листья капусты и на другие культурные растения и сорняки из семейства крестоцветных. Из яиц выходят гусеницы. Они имеют яркую окраску: молодые – желтые, а по мере роста становятся синевато-зелеными, с желтыми и черными рядами точек. Сначала гусеницы сидят и питаются на нижней стороне листьев, затем перебираются на их верхнюю сторону, где держатся скученно. Их окраска яркая, предупреждающая о том, что они ядовиты. Попробовав один раз, птицы уже не трогают их.

Выросшая гусеница переползает на дерево, забор или стену. Здесь она сбрасывает шкурку и превращается в куколку. Вышедшая из куколки бабочка имеет смятые мягкие крылья. Она несколько часов сидит на одном месте, пока ее крылья расправятся и окрепнут.

Большинство бабочек экономического значения не имеют, служат лишь украшением природы и опылителями некоторых растений. Среди них больше вредных видов, наносящих ущерб сельскому и лесному хозяйству, садоводству, а также хранящимся продуктам и изделиям. Немногие виды полезны, например, тутовый шелкопряд.

“В большинстве случаев насекомые мало подвластны человеку, – писал еще в XIX в. Жан Анри Фабр, выдающийся исследователь и знаток насекомых. — Мы не всегда в состоянии уничтожить вредных или увеличить количество полезных...”

Вопрос учителя:

– Как вы считаете, актуально ли это высказывание французского ученого в XXI веке? Какие подтверждения правоты слов Жана Анри Фабра можно привести?

На примере тутового шелкопряда можно проследить процесс одомашнивания полезных насекомых. Более 5 тыс. лет назад тутовый шелкопряд жил в естественных условиях. Его родиной считаются Гималаи. В природе этот вид вымер и ныне не встречается. Однако он не исчез, так как его начали искусственно разводить для получения шелка.

Внешне бабочка тутового шелкопряда ничем не примечательна: у нее белые крылья, тело густо покрыто волосками. Гусеница также беловатая, с тупым рогом на конце. Питается исключительно листьями шелковицы (тутового дерева). Бабочки утратили способность летать.

Для получения 1 кг шелка требуется 17-18 кг листьев шелковицы. Перед окукливанием гусеница плетет плотный кокон, выделяя тончайшую шелковую нить длиной около 1 км. Один кг необработанных коконов дает 90 г шелка-сырца.

Домашнее задание: Используя материал учебника и записи в тетради заполните таблицу

Отряды насекомых

Ротовой аппарат

Характер строения крыльев

Тип развития

Представители

Прямокрылые        
Равнокрылые        
Клопы или полужёсткокрылые        
Жёсткокрылые или жуки        
Чешуйчатые        
Перепончатокрылые        
Двукрылые        

Презентация