Слайд 1
Звучит I часть Бранденбургского концерта №1
Звучат стихи Н. Ушакова
Слайд 2
Мне дорог Бах…
Ну, как бы вам сказать,
Не то, чтоб нынче музыки не стало,
Но вот такого чистого кристалла
Ещё нам не являлась благодать.
Какое равновесие страстей,
Какая всеобъемлющая совесть,
Какая удивительная повесть
О брошенной в века душе моей!
Слайд 3
Кончался март, набухали почки на деревьях в саду возле дома. В семье ждали ребёнка. Суетились родственницы в накрахмаленных маленьких чепцах и фартуках, грелась вода в очаге, были наготове тазы и кувшины. В доме Бахов – Амвросия и Элизабет – знали: если появится мальчик, значит, одним музыкантом будет больше – мальчики в этом роду неизменно становились музыкантами.
Слайд 4
Много ли, мало ли прошло времени, наконец
раскрылась дверь, и на крыльцо высунулась голова
в белом чепце: «Сын!» – услышал Амвросий весёлую
весть.
Так, может быть, прошёл этот день в доме Бахов:
никаких свидетельств об обстоятельствах
рождения будущего великого музыканта не
сохранилось. Только в магистратско-церковной
книге записано, что 21 марта 1685 года на свет
появился сын городского музыканта Амвросиуса
Баха, наречённый Иоганном Себастьяном Бахом.
Звучит органный Хорал фа мажор.
Слайд 5
Иоганн Себастьян Бах родился в одном из красивейших немецких краёв – Тюрингии, в городе Эйзенахе.
Слайд 6
Дом этот сохранился в Эйзенахе. В наше время он превращён в Дом-музей И.С.Баха. Тысячи туристов со всей Германии и разных стран мира посещают этот уютный 2-х этажный домик, хранящий обаяние своего времени.
Звучит «Сицилиана» из Сонаты №2 для флейты и клавесина.
Медный колокольчик, задетый открываемой входной дверью, своим настороженным звоном призывает к тишине и вниманию. В доме хранится редкая коллекция музыкальных инструментов Баха.
Слайд 7
Он был родом из простой семьи: его дед был
мельником и булочником, но увлекался игрой на
музыкальных инструментах, мать пасла овец.
Старинный и разветвлённый род Бахов был
по-своему уникален. На протяжении трёх столетий и
семи поколений почти все без исключения члены
этой многочисленной семьи были
профессиональными музыкантами или совмещали
основное ремесло с занятиями музыкой.
Имя Баха в восточной Германии было практически
синонимом слова «музыкант». Городских
музыкантов часто называли бахами.
Музыкальный род Бахов называют плебейским. Но
много ли аристократических дворянских фамилий
могли назвать столько талантов, сколько их было в
этом ярком и звучном роду, глубоко вросшем в
народную почву Тюрингии? Не заслони Себастьян
своим гением род, в историю музыки вошло бы
несколько достойных Бахов.
О годах раннего детства Себастьяна мало что
известно. Когда ему исполнилось 9 лет, умер отец, а
в 10 лет он остался круглым сиротой.
Слайд 8
Пришлось ему вместе с братом переехать в
Ордруф, к старшему брату Иоганну Кристофу.
Здесь мальчики поступают в гимназию, где
основательно проходят латинский язык, читают в
подлиннике римских ораторов и философов; их
строго обучают письму.
Слайд 9
Ещё будучи маленьким мальчиком, он проявлял необыкновенную любовь и способность к музыкальному искусству. Мальчик блистательно исполнял выученные пьесы, но этого ему было недостаточно. Он знал, что у брата есть большой том нот с произведениями самых знаменитых в то время композиторов. Этот том хранился в шкафу за решётчатой дверцей. Мальчику так хотелось достать ноты и поиграть всю эту замечательную музыку! Но старший брат никогда не позволял ему этого, считая, что тот ещё слишком мал.
Слайд 10
Однажды ночью, когда все спали, Себастьян
подошёл к шкафу и ухитрился из-за деревянной
решётки достать заветный том. Торопливо,
страницу за страницей, он начал переписывать
ноты при лунном свете – ведь свечей у него не
было.
Почти полгода он тайно продолжал эту работу по
ночам, используя малейшую возможность. Ему
оставалось дописать всего лишь несколько тактов,
когда за недозволенным занятием его застал
старший брат и безжалостно отобрал у него все
ноты.
Огорчению мальчика не было предела: работа
стоила ему стольких трудов, а главное, он лишился
возможности сыграть все эти произведения, о
которых так давно мечтал. Ни слёзы, ни мольбы не
помогали. Тогда он решил про себя, что сам станет
писать музыку не хуже, чем та, что отобрал у него
старший брат.
Слайд 11
Себастьян был усидчив и упрям в работе. Так же
прилежно занимался он и музыкой, в школьном
расписании она значилась 5 раз в неделю!
Ещё в Эйзенахе Бах участвовал в бродячем хоре: в
праздничные дни школьные певчие ходили по домам
города и предместьям, распевали несложные
кантаты.
Песня «За рекою старый дом» в исп. учащихся младших классов
Себастьян с детства обладал поразительной
способностью слышать музыку «внутренним
слухом». Партитуры и голоса были для него
звучащей музыкой. Он обращался в них ко всей
Вселенной, он беседовал с небом.
Окончив лицей, Бах имел право поступить в
университет. Но мог ли он думать об учении, когда
ему не на что было жить? Он старался найти службу
повыгоднее.
После окончания гимназии и лицея Бах становится
странствующим музыкантом. Об этом говорит карта
городов, где жил Бах:
Слайд 12
Люнебург, Веймар, Арнштадт, Мюльхаузен, снова Веймар, Кётен, Лейпциг. В одном городе не было органа, на котором Бах мог бы музицировать до глубокой ночи, в другом им были недовольны местные власти, в третьем – служители церкви находили его музыку слишком светской, а герцоги и короли, наоборот, слишком заумной.
Слайд 13
Для Иоганна Себастьяна орган стал самым
любимым инструментом с юношеских лет и до конца
жизни. Именно в его творчестве органное
искусство достигло своей наивысшей точки.
В октябре 1705 года молодой органист Бах
отпрашивается у церковного начальства в отпуск
примерно на месяц и, за неимением средств, пешком
в распутицу за десять дней добирается до города
Любека, где проходили органные концерты
знаменитого немецкого композитора Д. Букстехуде.
Бах был потрясён виртуозным блеском и
импровизационной свободой. Жажда новых
художественных впечатлений, потребность в
творческих стимулах заставила его пренебречь
дисциплиной и самовольно остаться в Любеке на
целых четыре месяца, чтобы быть рядом с
Букстехуде и глубже впитать великолепие его
искусства.
Сохранилось даже письменное свидетельство об
учинённом над Бахом суде. Отсутствие его в городе
длительное время было расценено как величайшая
дерзость. Бах потерял работу.
Путешествие в Любек, общение с Букстехуде не
могло не сказаться на творчестве композитора.
Именно органу отдал Бах предпочтение, и сам стал
признанным королём этого инструмента. Часами не
покидал он запертой на засов церкви. Без парика и
камзола, коротко остриженный, в рубахе и жилете, в
башмаках, удобных для работы, Себастьян больше
походил на мастерового, чем на степенного
церковного органиста.
Он упражнялся в приёмах игры, искал новые
комбинации постановки пальцев, использовал
педали для игры ногами. Его обвиняли: «Он слишком
громко играет на органе. Если он будет продолжать
в том же духе, то либо разрушится орган, либо
оглохнут все прихожане».
Видео файл исполнение на органе
Слайд 14
Не меньше органа Бах любил клавир. Так назывались многочисленные разновидности предшественника фортепиано: клавесин, верджинэл, цембало, спинет. Для этого инструмента Бах сочиняет множество произведений: инвенций, прелюдий, фуг.
Исполнение учащихся произведений Баха
Талант Себастьяна Баха не ограничивался областью композиции. Он был лучшим среди своих современников исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не получил признания, то в импровизациях за органом его мастерство было непревзойдённым. Это вынуждены были признать даже его соперники.
Слайд 15
Рассказывают, что Бах был приглашён в Дрезден, чтобы участвовать в состязании со знаменитым в то время французским органистом и клавесинистом Луи Маршаном. Накануне состоялось предварительное знакомство музыкантов, оба они играли на клавесине. В ту же ночь Маршан поспешно уехал, признав тем самым неоспоримое превосходство Баха. Пришлось Баху играть одному, приводя в восторг и восхищение публику.
Слайд 16
В другой раз, в городе Касселе, Бах изумил своих
слушателей, исполнив соло на педали органа. Такой
успех не вскружил Баху голову, он всегда
оставался очень скромным и трудолюбивым
человеком. На вопрос, как достиг он такого
совершенства, композитор ответил: «Мне пришлось
усердно заниматься, кто будет так же усерден,
достигнет того же».
Все, кто учился и учится музыке, знают, какой это
тяжёлый труд. А Бах был настолько выдающимся
исполнителем музыки, что его игра казалась
простой, лёгкой. Один из слушателей, который
долго наблюдал за игрой Баха, однажды спросил
его:
«Господин Бах, вы так легко играете на органе,
наверное, этому очень просто научиться».
На что Бах ответил:
«Да, конечно, это очень просто – надо только в
нужное время нажимать на нужные клавиши».
Видите, каким весёлым человеком был Бах.
Слайд 17
Для Иоганна Себастьяна Баха мир и спокойствие
наступали тогда, когда он, Анна Магдалена и их
десятеро детей спускались в музыкальный салон,
под который был отведён первый этаж их дома. Там
дети садились за шесть клавишных инструментов
или принимались настраивать ещё десяток духовых
и струнных. А Анна Магдалена покрывала своим
мощным сопрано звучание всех этих инструментов.
Для Себастьяна славить Бога таким образом вместе
со своей семьёй было высшим блаженством, которое
только возможно на этой земле.
Личная жизнь Баха была благополучной: он любил и
был любим! Чувство любви наполняет множество
страниц сочинений Баха разного жанра.
Слайд 18
Бах гордился Анной Магдалиной. Люди его
положения редко заказывали портреты своих жён, а
Себастьян обратился с этим к известному
художнику. Картина, к сожалению, утрачена,
поэтому трудно сказать, заказал ли Себастьян
этот портрет из-за красоты своей жены или же из-за
того, что очень ценил её.
Он сделал для неё также и два сборника нот. Первый
из них был простой продолговатой книгой в
неброском переплёте. В нём были пять его
французских сюит и несколько вещей меньшего
объёма. Это был сборник для упражнений Магдалены
на клавире.
Слайд 19
Второй сборник был зелёный, с золотым
тиснением. На его обложке стояли инициалы АМБ и
дата 1725. Этот сборник стал чем-то вроде семейного
альбома Бахов, куда вкладывали ноты и Себастьян,
и Магдалена, и дети. Там были ноты как
отпечатанные в типографии, так и скопированные
от руки.
Другие тетради Бах составляет для обучения своих
сыновей, четверо из которых становятся
впоследствии известными композиторами.
Имя второй жены Баха, Анны Магдалены, знают в наше
время все маленькие пианисты. Если, например,
заглянуть в фортепианный класс любой из наших
детских музыкальных школ, то там кто-нибудь из
учеников обязательно играет пьесы по нотам, на
которых написано: «Из нотной тетради Анны
Магдалены Бах».
Как просто сейчас зайти в магазин за нотами! Но в XVIII веке печатные ноты были редки и дороги.
Слайд 20
Попробуем представить себе такую картину: колеблется пламя свечи, скрипят гусиные перья. Иоганн Себастьян и Анна Магдалена тщательно переписывают в нотные тетради лёгкие пьесы разных авторов и сложные сочинения самого Баха.
Исполнение пьес композитора учащимися
Слайд 21
Всю свою жизнь Иоганн Себастьян занимал
скромное положение – он работал придворным или
церковным музыкантом. Композиторская
деятельность Баха достигает небывалых
масштабов. Он творил почти во всех известных в
его время музыкальных жанрах. Он писал для
органа, оркестра, хора, клавира. Известно более
пятисот его сочинений. При жизни самого Баха
были напечатаны лишь единицы его произведений.
Многие же до сих пор не найдены.
Несмотря на все жизненные трудности, у Иоганна
Себастьяна бывали и весёлые минуты. Видимо, в
одну из таких минут он и сочинил свою «Шутку» –
пьесу для флейты в сопровождении камерного
оркестра. Для того чтобы передать шутливый,
искрящийся характер музыки, Бах избрал
достаточно быстрый темп, и его «Шутку» исполнить
не так-то просто. С ней может справиться только
настоящий виртуоз.
Видео файл «Шутка» в исполнении симфонического оркестра
Иоганн Себастьян обладал прекрасным чувством
юмора. Дело дошло до того, что Бах сочинил очень
весёлую кантату, почти оперетту, в которой в
шутливых тонах воспевается… кофе. Она
называется «Кофейная кантата».
Сюжет её незатейлив: молоденькая Лизхен –
единственная дочь любящего, но скупого отца –
пристрастилась к новому и модному, но дорогому
напитку – кофе. Отец упрекает её в
расточительстве, но Лизхен непреклонна: если
отец не хочет, чтобы она высохла и походила на
пересушенное жаркое, он не должен запрещать ей
наслаждаться этим божественным напитком меньше
3-х раз в день.
Видео файл «Кофейная кантата»
Слайд 22
Себастьян работал при свечах и сильно испортил
себе зрение. В 1750 году в Лейпциг, где Бах жил
последние 27 лет, приехал английский окулист. Он
сделал Баху две операции, но ни одна из них не
помогла ему до конца. Свой последний хорал он
диктовал со смертного одра.
За 10 дней до кончины слепой Бах неожиданно
прозрел. Широко открыты глаза под приподнятыми
бровями с сединой. Они округлились, стали
большими. Родные поддерживают его. Удивление,
растерянность в блуждающей улыбке на бледном
лице. Веки смыкаются, потом поднимаются: видит ли
он что-нибудь? Спустя несколько часов больного
постиг удар. Его лихорадило, поднялся жар.
Несколько дней он провёл в забытьи. 28 июля 1750 г.,
на 66 году жизни, Иоганн Себастьян кротко и
спокойно почил.
Звучит «Ария» из Сюиты для оркестра №3 ре мажор
В некрологе говорилось: «Неудачная операция глаз похитила у нас достойного мужа Мира, который своим необыкновенным искусством в музыке заслужил бессмертную славу».
Слайд 23
Проходит одно десятилетие за другим. В Германии
появляются новые музыкальные гении – Моцарт и
Бетховен. Найдя в пыли библиотек рукописи
некоторых баховских произведений, они с
изумлением восхищаются и вдохновляются ими.
И тут начинается просто чудо! Музыкальная
Германия, а затем и вся музыкальная Европа как бы
прозревают: перед ними встаёт величественная
фигура гения!
Слайд 24
В 1850 году создаётся Баховское общество,
издающее полное собрание сочинений Баха – 46
больших томов.
В наши дни музыка Баха от первых классов детской
музыкальной школы до выпускного экзамена в
консерватории воспитывает всех серьёзных
музыкантов и выходит с ними на концертные
эстрады всего мира.