Использование графического моделирования в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель занятия: учить детей правильно называть игрушки, их качество. Расширить представление о свойстве игрушек. Формировать умение проявлять интерес и любознательность при наблюдении и исследовании предметов. Передавать информацию из наблюдений. Развивать познавательные процессы: слухоречевую память, логическое мышление, зрительное внимание. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительным. Активизировать речь детей в процессе экспериментирования. Развивть тонкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию .Воспитывать бережное отношение к игрушкам, дружеские взаимоотношения.

Оборудование : коробочка с игрушками, клубок ниток, игрушки из разного материала: резины, дерева, железа, пластмассы, два стакана: один из стекла, другой из пластмассы, емкость с водой,бросовый материал, природный материал, цветной картон, пластелин.

Предварительная работа: опыт с игрушками, изготовление игрушек из разного материала, беседа об игрушках.

Словарная работа: резиновая, пластмассовая, деревянная, железная

Ход занятия

Дети входят в зал приветствуют гостей.

Психологический настрой «Круг здоровья».

Воспитатель прикрепляет на доске рисунок двух ладошек, на которых написано «Счастье» и «Здоровье». Затем поясняет, что здоровье и радость, как две ладошки помогают друг другу. Дети соединяют ладони друг с другом пальчиками вверх при этом говорят слова:

От всей души
С большой любовью,
Желаем всем здоровья.

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в путешествие «Мир игрушек»,а дорогу нам подскажет волшебный клубочек.

Ч тоб дорожку нам найти
Чтобы мимо не пройти.
Чтоб на станцию попасть
Ты клубочек покатись.

Посмотрите, дети куда нас клубочек привел ?

(Ответы детей).

Станция «Чудесная коробочка».

А хотите посмотреть, что в ней лежит? Игрушки.

Дидиктическая игра «Из чего сделана игрушка?»

Цель: назвать игрушку, согласовать прилагательное с существительным. Например: это мячик, он резиновый.

Вторая станция «Угадайка».

Дидактическая игра «Прозрачный, непрозрачный».

Цель: с помощью стакана определить свойства предметов, сделать выводы

Воспитатель: А сейчас мы проделаем опыт. На столе стоят два стакана: как вы думаете, из одного материала они сделаны? (ответы детей). (Рассматривают каждый стакан). Предлагаю вам поразмышлять: если опустить в стаканы игрушки, в котором будет видно? (ответы детей). Дети проделывают опыт со стаканами. (опускают игрушки в оба стакана, делают выводы).

Третья станция «Фокусная».

Дидактическая игра «Тонет, не тонет».

Цель: с помощью воды, определить свойства предметов.

Воспитатель: А сейчас мы проделаем другую работу. На столе лежат игрушки из разного материала: как вы думаете, какая из этих игрушек утонет? (ответы детей). А теперь проделаем опыт с игрушками (дети бросают игрушки в емкость с водой, делают выводы).

Физкультминутка «Кукла Маша».

Посмотрите машет
Желтою косынкой
Куколка Маша
На лесной тропинке
Машут провожают
Желтые окошки
А вокруг березки
Желтые сережки
За спиной у Маши
Желтое лукошко
На ногах у Маши
Новые сапожки
Праздничный передник
Вышит желтым шелком
И бежит за Машей
Шарик желтый, желтый.

Четвертая станция «Мастерская игрушек»

Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю за столы.

Скажите, что мы будем делать?

(Ответы детей).

 Сегодня вы будете делать игрушку из разного материала.

Дети самостоятельно выбирают матералы, приступают к выполнению игрушки. Воспитатаель оказывает индивидуальную помощь в ходе работы. После выполнения работы, дети с помощью схемы, рассказывают о своей игрушке.

Схема описания игрушек

Воспитатель: На этом наше путешествие закончилось. О чем мы сегодня говорили на занятии? Что вам больше всего понравилось ? Что у вас получилось легко? А какие были затруднения?Что вы узнали нового? (Ответы детей). Все ваши игрушки получились разные и очень красивые, вы все хорошо поработали. Молодцы.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

Тема: «Из чего сделаны наши игрушки»

Цель: пополнить знания детей о том какие бывают игрушки ( деревянные, мягкие, резиновые, пластмассовые), ввести понятие бумажной игрушки, на примере экспериментального опыта познакомить со свойством бумаги ( бумага бывает: тонкая, прозрачная, толстая, плотная).

Задачи: учить детей составлять описательный рассказ об игрушке по схеме графического моделирования и с помощью вопросов воспитателя ( какого цвета, какого размера, с какой геометрической формой схожа, из какого материала сделана, из каких частей состоит, как с ней играют, кто с ней играет, твоё отношение к игрушкам). Развивать мышление, память, связную речь, прививать дошкольникам бережное отношение к игрушкам.

Средства: фотовыставка « Игрушки моей семьи» ( детские фотографии родителей и детей с игрушками ), схемы для описательного рассказа об игрушке, игрушки из различного материала: деревянные матрешки, пластмассовые куклы и пирамидки, мягкие игрушки: зайчик, медвежонок, собачка и другие, клоун, таз с водой, кораблики из картона и салфеток. Корзинки с спрятанными игрушками, накрытые цветными платками. Схемы с описанием признаков игрушки к дидактической игре « Угадай игрушку по описанию».

Ход занятия

1. Психологический настрой « Пожелания».

- Ребята, я вам всем желаю здоровья и много улыбок! А вы, что друг другу хотите пожелать!

- Счастья!

- Солнца!

- Друзей!

Пролетает мимо бумажный разноцветный самолётик. На борту у него фотография. Воспитатель предлагает отправиться на фотовыставку.

2. Фотовыставка « Игрушки моей семьи». Дети рассматривают фотографии и рассказывают об игрушках членов своей семьи. Какой игрушкой играли их папы и братья, во что играли их мамы и сестры, какими игрушками играют дети сами, играют ли с ними дома родители.

- Это моя мама. Она когда была маленькой играла в куклы.

- Это мой папа. Он любил играть в солдатиков.

- Это моя сестра. Она уже большая. Её игрушки до сих пор лежат в её комнате. Она иногда даёт с ними поиграть.

- А это я. У меня дома много игрушек.

Пролетает другой бумажный самолётик, на борту которого дети замечают задание к игре.

3. Дидактическая игра « Найди игрушку по описанию».

Детям предлагаются схемы, по которым они должны узнать какая игрушка лежит в корзине накрытая цветным платком. Такого же цвета у каждого из них схема-карточка.
Например: Это игрушка. Она бывает разных цветов. У неё есть кузов и кабина. С ней играют мальчики.

Пролетает цветной бумажный самолётик с заданием. Воспитатель предлагает детям выполнить его.

4. Дидактическая игра «Составь описательный рассказ об игрушке» по схеме:

Дети с угаданной игрушкой садятся за столы и начинают в парах друг другу описывать её.

Называют игрушку. Какого она цвета, какой формы, большая или маленькая, из какого материала сделана. После прослушивания нескольких рассказов воспитатель изменяет либо добавляет элементы описания признаков игрушки. К примеру: как с ней играют, кто с ней играет (мальчики или девочки), как нужно относиться к игрушке, твоё отношение к этой игрушке.

- Это кукла. Платье у неё красного цвета, туфли жёлтые. Голова круглая. Ноги, руки, туловище овальной формы. Она большая. Кукла сделана из пластмассы.

После изменения схемы получается такой рассказ:

- Это кукла. Платье у неё красного цвета, туфли жёлтые. Я её катаю на коляске. Укачиваю, кормлю. Я очень люблю с ней играть. Её нельзя ломать, ведь ей будет больно.

Бумажный голубой самолётик с фотографией плачущего клоуна. Воспитатель предлагает детям идти дальше.

На столе сидит клоун, рядом с ним таз с водой. В воде лежат промокшие насквозь кораблики из салфеток.

- Здравствуй клоун! Что случилось? Почему ты плачешь?

- Я сделал много корабликов. Решил их запустить. А они не плывут совсем. Насквозь промокли.

- Не переживай мы тебе с ребятами поможем. Салфетка очень тонкая и если мы с вами посмотрим на свет она даже просвечивается и ещё очень легко рвётся.

Смотрят через неё на свет и рвут. Делают выводы.

- А если мы, к примеру, возьмём картон. Это ведь тоже бумага, но в сравнении с салфеткой толще и из неё сделаем кораблик нашему клоуну. То он обязательно поплывёт. Картонный кораблик тоже намокнет, но произойдёт это гораздо позже, чем с салфеткой.

5. Рефлексия

- Где мы сегодня с вами были?

- Что нового узнали?

- Что вам понравилось?

Ответы детей.