Урок по русскому языку "Число и род имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование представления об основных грамматических признаках существительных – категориях рода и числа».

Задачи:

  • Образовательные: дать понятие о том, что существительные изменяются по числам, дать понятие о роде существительных, что существительные по родам не изменяются, умение определять число и род существительных, изменять существительные по числам.
  • Развивающие: развивать мышление, речь, расширить словарный запас учащихся.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку.

Ход урока

1.Организационный момент:

- Ребята поприветствуйте гостей.

-Улыбнитесь друг другу, мысленно пожелайте удачу своим товарищам. В таком хорошем настроении проведём наш урок и подарим друг другу радость общения.

- Ребята, нам пришла необычная телеграмма. Вот текст: «Здравствуйте, ребята! Приглашаем вас в зимний лес. Ваши друзья».

- Как вы думаете, кто же мог прислать такую телеграмму? (Лесные жители.)

- Да. Действительно, это жители леса. Наш урок сегодня будет необычным. Мы отправимся в путешествие. Чтобы отправится, надо подготовиться.

- Откройте тетради. Запишите число. (26 февраля. Классная работа).

- Назовите орфограммы в записанных словах.

- Послушайте загадку о лесе.

- Назовите орфограмму в слове – отгадке (проверяемая парная согласная).

- На минутке чистописания пропишем эту букву. (Перед письмом ученики делают массаж рук.)

2. Сообщение темы и целей урока.

Ученик читает стихотворение:

Всему название дано и зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным полно,
А безымянных нету,
И всё, что может видеть глаз, -
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас, -
Означено словами.
Оно живёт ведь в мире этом,
Даёт название предметам.

- О какой части речи это стихотворение? (Имя существительное.)

- Сегодня мы продолжим закреплять знания об имени существительном, будем тренировать умения определять род имён существительных и изменять существительные по числам.

3. Актуализация знаний.

- Итак, мы готовы к путешествию. А на чём отправимся в лес? (Ответы детей.)

- Стоп, мы не определили наш маршрут. Надо вспомнить всё, что мы знаем о имени существительном. Поиграем в игру « Да – нет» и проложим наш маршрут. Отвечая на вопросы только словами « да – нет» мы проложим тропинку. Условие этой игры таково, что вместо слов вы будете рисовать линии. Слову «да» соответствует , а слову «нет» .

Учитель диктует вопросы, ученики работают в тетрадях.

  • имя существительное обозначает признак предмета? (нет)
  • имя существительное отвечает на вопросы кто? Что? (да)
  • имя существительное бывает собственное и несобственное? (нет)
  • имя существительное бывает одушевлённое и неодушевлённое? (да)
  • в предложении имя существительное может быть и главным членом предложения, и второстепенным членом? (да)
  • имя существительное изменяется по числам? (да)

(Проверка маршрута.)

4. Новая тема

- Мы в зимнем лесу. Нас встречает чечётка. (Картинка птички.)

(Ученик рассказывает о птице.)

- Для вас эта птичка приготовила задание. (Работа в группе по 4 человека.)

- На какие три группы делятся имена существительные? (По родам).

Я открою вам секрет, чтобы легче было определить род существительного запомните стихотворение:

Женский род запомню я
И скажу: «Она моя»
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он мой»
Средний род: «Оно моё»!
Это правило моё.

- Пользуясь этим правилом выполните задание

- В конвертах слова. Распределите их на три группы. Выделите окончания.

(Деревня, метель, берёзы, сугробы, здоровье, облако, звезда, море, пальто, грибы, портфель, телефон.)

(Выполнение задания сигнализируют карточкой.)

Проверка (представители от каждого ряда рассказывают как распределили слова: 1 ряд – женский род, 2 ряд – мужской род, 3 ряд – средний род).

- Какие слова вызвали затруднения? (Берёзы, сугробы, грибы.)

- Почему? (Множественное число.)

- Как узнать род существительного, если оно стоит во множественном числе?

(Ученики составляют алгоритм определения рода существительного множественного числа).

- Надо поставить существительное в единственное число и определить род.

- Сделайте вывод о том, как определить род существительного.

- Прочитайте вывод в учебнике стр. 64

- Назовите окончания существительных ж. рода ( -а-, -я, )

- Назовите окончания существительных м. рода (, - а-, -я -.)

- Назовите окончания ср. рода (-о-, -е-)

Вы хорошо справились с этим заданием и мы идём дальше.

- Нам встретилась синичка. (Ученик рассказывает об этой птичке.)

- Она приготовила вам задание. (Работа по учебнику стр. 65, упр. 35.)

- Прочитайте и объясните значение выражений.

  • Как рыба в воде.
  • У разбитого корыта.
  • Ветер в голове.
  • Яблоку негде упасть.
  • Иголка в стоге сена.

- Выпишите имена существительные в столбик, поставив их в начальную форму, измените их по числам и запишите через чёрточку. Обозначьте род существительных, выделите окончания.

  • Рыба – рыбы
  • Вода – воды
  • Корыто – корыта
  • Ветер – ветра
  • Голова – головы
  • Яблоко – яблоки
  • Иголка – иголки
  • Стог – стога
  • Сено –

- Что заметили? (Не все существительные изменили по числам).

- Есть существительные, которые могут быть только в форме ед. числа или в форме мн. числа.

- Слово сено употребляется в форме какого числа? (Единственного числа.)

- Сделайте вывод об изменении существительных по числам

- Существительные изменяются по числам. Существительные в форме ед. ч. называют один предмет, в форме мн. ч. называют несколько предметов. Есть существительные, которые могут быть в форме ед. ч. или в форме мн. ч.

- А мы идём дальше. Нас ждёт снегирь. (Ученик рассказывает о птице.)

Они приготовили для вас игру. Игра «Снежки» (физминутка).

- Учитель бросает снежок, называет слово, ученик называет число, род, признаки.

(Метель, вьюга, морозы, снега, буран, снегопад, лыжник, облака.)

- К слову снег запишите два однокоренных слова, разберите по составу. (У доски 1 ученик.)

- Мы продвигаемся дальше. Раздаётся стук. Нас встречает дятел. (Ученик рассказывает о птице.)

- Дятел приготовил задание. Работа в парах. На партах лежат тексты. Прочитайте. Понятен текст? Что надо сделать, чтобы было понятно о ком или о чём говорится в тексте?

(Вставить имена существительные, обозначить число и род. Работа выполняется на листочках парами.

Пуш...истый ………………………. укрыл п….риной п…ляну. Вот пр…..мч…лся трусливый ………………………………… Сверкнула на со…нце яркая шу…ка рыжей ………………………… Стучит по ств…..лу дер…ва ……………………………. Только не спит в своей …………………………………. ……………………………………………………. .

Проверка.

- Первое предложение разобрать по членам ( ученик у доски )

5. Закрепление.

- Наше путешествие подошло к концу Надо возвращаться домой. Чтобы вернуться мы должны вспомнить о чём говорили на уроке. Следующее задание от всех жителей леса – тест (ученики работают с тестами).

6. Итог урока

- Вот мы и дома. Вам понравился урок?

- Что нового вы узнали?

- Оцените свою работу на уроке

- Перед вами лежат сердечки красного, синего и жёлтого цвета. Выберете для себя тот цвет, который по вашему мнению соответствует вашей работе на уроке.

Красный – работал очень хорошо

Синий – работал хорошо

Жёлтый – работал не в полную меру.

Спасибо за урок.