Разработка урока литературы в 9–11-х классах по программе В.Я. Коровиной

Разделы: Литература


Это острый памфлет на современность,
печатать ни в коем случае нельзя.
(зампред совнаркома Л. Б. Каменев)

Цели урока:

  • продолжить знакомство с жизнью и творчеством М.А. Булгакова
  • познакомиться с творческой историей повести “Собачье сердце”
  • познакомить с темой, идеей, сатирической направленностью произведения
  • определить общественную позицию главных героев повести, анализируя эпизоды повести и фильма “Собачье сердце”
  • повторить признаки сатиры, проследить за процессом её развития
  • Развитие устной речи учащихся

Методические приёмы:

  • повторение;
  • закрепление понятий;
  • постановка проблемного вопроса; создание проблемной ситуации.
  • развитие речевых навыков учащихся;

Оборудование:

  • эпиграф;
  • презентация «Сатирическое изображение новой социальной обстановки в повести М.А. Булгакова "Собачье сердце"» Приложение
  • наглядный материал (выставка книг Булгакова, фотографии, рисунки к его произведениям)
  • фильм “Собачье сердце” (1988г, режиссёр Владимир Бортко).

Проблемный вопрос урока:

  • Можно ли повесть М. Булгакова «Собачье сердце назвать «острым памфлетом на современность»?

Ход урока

I. Организационный момент.

  • Приветствие учителя.
  • Объявление учителем темы, целей урока.
  • Запись темы урока учениками в тетради. Чтение и запись эпиграфа.

II. Знакомство с выставкой произведений М. А. Булгакова.

III. Презентация «Сатирическое изображение новой социальной обстановки в повести М.А. Булгакова "Собачье сердце"»

  1. Повторение биографии М. А. Булгакова (Слайды 3-12)
  2. Знакомство с творческой историей повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» (слайды с 13-17)
  3. Повторение понятий.
  • Что такое сатира? (слайды с 18 -24)
    Сатира (лат. satira) — проявление комического в искусстве. Беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления, поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Успехов в ней достигли Гораций, Персий и в особенности Ювенал, который определил её позднейшую форму для европейского классицизма.
  • Юмор (англ.humor- нрав, настроение) – изображение героев в смешном виде. Юмор – смех веселый и доброжелательный.
  • От сатиры по определенно личному содержанию нападений и обличений в произведении следует отличать памфлет и пасквиль.
    Пасквильпроизведение оскорбительного, клеветнического характера.
    Памфлет — иногда только публицистическое выступление, но может быть и художественной сатирой против определенного лица, стоящей на всей высоте ответственного свободного слова.
    !!! (определения памфлета и пасквиля записываем в тетради)
  • Скажите, а существует сатира в наше время?
  • Знаете ли вы каких-нибудь современных сатириков или юмористов? (Михаил Задорнов, Михаил Жванецкий, Владимир Винокур, Геннадий Хазанов и др.)
  • А что такое гипербола? (Преувеличение)
  • Сарказм? (Сарказм - язвительная насмешка, содержащая уничтожающую оценку (лица, явления и т. п.); язвительные, едкие насмешки)
  • А чем отличается гротеск от гиперболы? (Гротеск - чрезмерное преувеличение до невероятных размеров)
  • Назовите известные вам произведения, какие можно назвать сатирическими. Вспомните их авторов.

(Если учащиеся затрудняются, можно провести небольшую викторину по прочитанным произведениям.)

  1. Викторина. (слайд 24)
  • Я уж на что глуп, - сказал он, - а вы еще глупее меня! Разве щука сидит на яйцах? Или можно вольную реку толокном замесить? Нет, не головотяпами следует вам называться, а глуповцами! Не хочу володеть вами, а ищите вы себе такого князя, какого на свете нет глупее, - и тот будет володеть вами! (М. Е. Салтыков – Щедрин «История одного города» «О корени происхождения глуповцев») (слайд 25-26)
  • - Да, - отвечал генерал, признаться, и я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают.
    - Стало быть, если например, хочешь куропатку съесть, то должен ее сначала изловить, убить, ощипать, из жарить… Только как все это сделать?..
    - Теперь я бы, кажется¸ сапог собственный съел! – сказал один генерал.
    - Хороши тоже бывают перчатки, когда долго ношены! – вздохнул другой генерал ≤…≥
    Набрал мужик пуху лебяжьего мягкого и устлал им дно лодочки. Устлавши, уложил на дно генералов и, перекрестившись, поплыл. Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство – этого ни пером описать, ни в сказке сказать. А мужик все гребет да кормит генералов селедками.
    (М. Е. Салтыков – Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил») (слайд 27-28)
  • «Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а это – черт знает что! Ни шерсти, ни вида…подлость одна только… И этакую собаку держать?! Где же у вас ум? Попадись такая собака в Петербурге или Москве, то знаешь что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально – не дыши! Ты, Хрюкин, так этого дела не оставляй… Нужно проучить! Пора…»
    (А. П. Чехов «Хамелеон») (слайд 29-30)
  • “Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился…Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились… Длинный подбородок жены стал ещё длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира…” (А.П. Чехов, рассказ “Толстый и тонкий”) (слайд 31-32)
  • “То же я должен вам заметить и об участие по исторической части. Он учёная голова – это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну, покамест говорил об ассириянах и вавилонянах – ещё ничего, а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей – богу! Сбежал с кафедры и что есть силы хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?..” (Н.В. Гоголь, пьеса “Ревизор”).
    (слайд 33-34)
  • - Как же, а я приказал самовар. Я, признаюсь, не охотник до чаю: напиток дорогой, да и цена на сахар поднялась немилосердная. Прошка! Не нужно самовара! Сухарь отнеси Мавре, слышишь: пусть его положит на то же место, или нет подай его сюда, я ужо снесу его сам. Прощайте, батюшка, да благословит вас бог, а письмо – то председателю отдайте. Да! Пусть прочтет, он мой старый знакомый. Как же! Были с ним однокорытниками! (Н. В. Гоголь поэма «Мертвые души»)
     (слайд 35-36)
  1. Вопросы классу:
  • Можете ли вы назвать известных вам писателей- сатириков? (слайд 34)
    М. А.Булгакова называли продолжателем сатирических традиций Салтыкова-Щедрина и Н. В. Гоголя. (слайд 38)
  • Так что же такое сатира? (беспощадное осмеяние безобразных фактов человеческого общежития)
  • Какой из видов сатиры более злой? (сарказм)
  • В каких видах искусства помимо литературы ещё проявляется сатира? (в музыке, живописи, кино, театре и т. д.)
  • Какие современные сатирические произведения вы можете назвать (комедии Гайдая «Брилллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Операция Ы или др. приключения Шурика», Э. Рязанова «Берегись автомобиля», «Старики –разбойники» , «Гараж» и др. комедии.
  • Как воспринимались сатирические произведения в прошлое время? (очень остро, цензура запрещала печать подобные произведения; поэтов и писателей, критикующих действительность, отправляли в ссылки, арестовывали : Радищев, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Салтыков – Щедрин, Булгаков, Зощенко и др.)
  1. Обобщающее слово учителя в этом блоке:
    Как говорил Ю.В. Томашевский о М. Зощенко: “Грех был один: Зощенко имел возможность родиться сатириком”. Да, это так: сатирикам везде и во все времена жить было опасней, чем представителям иных профессий. Люди всё могут простить, но только не смех над собой. (слайд 39)

IV.Слово учителя:

Сегодня мы с вами поговорим о сатире в произведениях М. А. Булгакова, в частности, будем говорить о его повести «Собачье сердце»

Работа по группам.( Задание дано заранее).

1-й ряд – Задание: Рассказать об исторической обстановке в стране в 20- 30 годах 20 века, опираясь на материалы учебников по истории.

2-я группа – Задание: Рассказать о творческой истории повести «Собачье сердце».

3-я группа – Рассказать о конкретных приметах времени в повести.

Выступления учащихся. Подведение работы в группах.

V. Анализ 1, 2, 3 глав повести “Собачье сердце”.

Вопросы к 1-й главе:

  • От лица кого идет повествование в первых главах?
    (от лица собаки) (cлайд 41)
  • Какое отношение у вас складывается к рассказчику? (сначала очень сочувственное) (слайд 42)
Бродяжничающий пес наблюдателен и социально грамотен (стоит лишь вспомнить его разграничения между «господином», «товарищем» и «гражданином»), добр и осведомлен в медицине (о девушке, пробегавшей мимо подворотни, куда он прячется от вьюги, он чуть покровительственно и сочувственно замечает: «верхушка правого легкого не в порядке»), не лишен остроумия («ошейник – все равно что портфель», - сострит он чуть позже). Шарик с уважением относится к графу Толстому, замирает, когда слышит арию из «Аиды», не любит жестоких людей. Он может поделиться с нами отношением к «свободе воли», вспомнить, причем во вполне уместном контексте, о «Садах Семирамиды» и т.д. 
Вывод: словарь, интонации и темы рассуждений Шарика – это лексика и размышления интеллигентного человека.

Задание: Приведите примеры сатирического изображения действительности в первых трех главах?

(Обретение Шариком хозяина, ошейника, разорвал чучело совы, разбил стекло в шкафу, укусил за ногу Борменталя; рассуждения профессора Преображенского о краковской колбасе, о советских газетах).

Какой вывод делает профессор, увидев, что Шарик разорвал чучело совы? Почему он не наказывает Шарика, как ему советует Зина? Что он говорит при этом? На какое насилие намекает М. А. Булгаков? (слайд 44)

Работа по 2-й главе.

Вопросы учащимся

  • Как профессор относится к общепиту и тем продуктам питания, которые стали производиться и продаваться при советском строе? Почему? Как вы думаете, сам профессор стал бы есть эти продукты питания? Кого снова критикует автор?
  • Что профессор говорит про советские газеты?
  • "Лучшее средство для здоровья и нервов - не читать газеты, в особенности же "Правду". Я наблюдал у себя в клинике 30 пациентов. Так что же вы думаете, не читавшие "Правды" выздоравливают быстрее читавших", и т. д., и т. д. Примеров можно было бы привести еще великое множество, примеров тому, что Булгаков определенно ненавидит и презирает весь советский строй, отрицает все его «достижения».
  • Как Булгаков изображает пациентов профессора? Кто они?
  • ( большинство из них либо непманы, либо крупные советские чиновники, люди, занимающие высокие посты, желающие омолодиться и имеющие для этого достаточно денег, т.к. услуги профессора Преображенского не дешевы.
  • Где мы видим, что пациенты профессора – крупные советские чиновники?

 ( в сцене с членами домкома, заявившимися к профессору с требованием отдать комнату. Профессор звонит своему пациенту с требованием оградить его от нападок домкомовцев)

  • Как изображает их Булгаков? (это зачастую развратные сластолюбивые люди, озабоченные только проблемами своего пола) Сатирически ли изображает их Булгаков? Какая здесь присутствует сатира? (сарказм) (слайд 43)

VI. Просмотр эпизода из фильма “Собачье сердце” - визит членов домоуправления во главе со Швондером к профессору Преображенскому и приём посетителей профессором Преображенским

(слайд 46-47) Задание перед просмотром: обратить внимание на речь героев эпизода.

VII. Обсуждение после просмотра

Вас что-то возмутило в поведении домкомовцев?

  • К профессору являются члены домкома, с головой ушедшие в произнесение правильных и полноценных речей, заместив ими практическую и будничную работу. И эти, по саркастическому определению профессора, «певцы» выступают с требованием трудовой дисциплины от человека, в отличие от них не оставляющего работы ни на один день, что бы не происходило вокруг. (слайд 48)
  • Но и представление о «буржуе» в этом мире также извращено. «Буржуй» для Швондера, — тунеядец, грабитель, который только тем и занимается, что пьет кровь из «трудового элемента». И булгаковская ирония проявляется в столкновении Швондера — «трудового элемента» и «буржуа» Преображенского, ученого, в полном смысле слова живущего своим трудом, — причем трудом высочайшей квалификации. (слайд 49)
  • Сатирично изображение домкомовцев. Перед нами то ли женщина, то ли мужчина. И когда профессор спрашивает: «Простите, а вы кто, мужчина или женщина?» В ответ слышит: «А какая разница, товарищ?» Действительно, какая разница. Булгаков смеется над попытками диктатуры пролетариата изменить человеческую природу, слиться всем в однородную, безликую массу, где нет деления человечества даже по половой принадлежности. (слайд 50-52)

Вопрос: Какие моменты вам показались остро сатирическими?

Почему профессор Преображенский восклицает: «Пропал Колабуховский дом!»  (слайд 54)

  • Потому что с появлением в доме жилтоварищей стали пропадать вещи, калоши, ломаться канализация, прорываться отопление. Люди, которые выросли в отсутствии красоты окружающей действительности, не умеют ее ценить, не умеют обращаться с водопроводом и канализацией, не ценят блага цивилизации, т. к всю жизнь обходились без них, не ценят труд других людей, т. к не уважают прежде всего самих себя. Вот профессор Преображенский уважает себя и не позволит себе жить в античеловеческих и антисанитарных условиях. Он не будет обедать в кабинете, проводить эксперименты в ванной, а оперировать в столовой. (слайд 52, 53, 54)

Вопрос: Какова речь членов домоуправления?

Учитель: Сатирическая повесть М.А.Булгакова “Собачье сердце” объединяет в себе три жанрово художественные формы: фантастику, социальную антиутопию и сатирический памфлет. (слайды 55)

  • Где в повести вы видите элементы фантастики?
  • Что такое утопия?
  • А антиутопия? (слайд 56)

(Cлайд 5759.)

В основе повести - рискованный эксперимент. Сложнейшая операция, произведенная профессором Преображенским, ее ошеломляющие результаты – это, конечно, фантастика. Но для Булгакова она послужила лишь сюжетной основой для раскрытия социальных проблем. Все, что происходило вокруг и что именовалось строительством социализма, воспринималось Булгаковым именно как эксперимент – огромный по масштабам и более чем опасный. Ситуация, сложившаяся в первые десятилетия после Октябрьской революции в обществе, трагична. Люди превращены в серую, однородную, безликую массу. Извращены понятия о вечных ценностях и истинных чувствах. Преобладают тупость, убогость, бездуховность, примитивность. Такому обществу противостоят люди неординарные, яркие, мыслящие и чувствующие. К попыткам создания нового совершенного общества революционными, не исключающими насилия, методами, к воспитанию теми же методами нового, свободного человека Булгаков относился крайне скептично. Последствия такого вмешательства в естественный ход вещей могли оказаться плачевными для всех, в том числе и для самих “экспериментаторов”. Об этом, используя гротеск и фантастику, предупреждает Булгаков в своей повести.

  • Почему так смело профессор разговаривает с представителями власти? Чем он занимается (проблемами омоложения )

Задание: Зачитать размышления профессора Преображенского о разрухе (3-я глава).

Вопрос классу:

  • Так что же такое «разруха» в понятии профессора Преображенского? И как с ней бороться? Есть ли здравый смысл в рассуждении профессора?

 (слайд 60-64)

  • Как вы думаете, почему в 1925г. В советской России повесть “Собачье сердце” была запрещена?
  • Чего боялись советские чиновники? Что становится объектом сатиры Булгакова?
  • В повести звучит откровенная, беспощадная сатира в адрес новой социальной действительности. Автор критикует методы насилия, которыми апеллирует новая власть. Всех несогласных с политикой коммунистической партии ожидали репрессии, лагеря, расстрелы. Булгаков издевается над «свободой слова» в советской России, над экономической политикой большевиков, заменивших товарно-денежные отношения раздачей продуктовых пайков и тем развративших рабочие массы. Заводы и фабрики стоят. Никто не работает. Рабочие вместо работы распевают революционные песни, конспектируют Маркса и Энгельса (идеологов коммунизма) и занимаются экспроприацией (дележкой) чужого имущества на том основании, что они этого не имеют. А в это время в стране разруха и голод. Большевиками активно пропагандируется классовая ненависть к состоятельным слоям населения и интеллигенции. В ходу самый популярный большевисткий лозунг: «Кто был ничем, тот станет всем». Булгаков силой своего таланта показывает нам образами Шарикова и Швондера , кто будет править жизнью. В повести упоминаются конкретные реалии времени, что делает фантастический сюжет очень похожим на реальную жизнь.
  • Новая система уничтожает в человеке личностное, индивидуальное начало. Принцип равенства сводится к лозунгу: “Все поделить”. Между членами домкома не ощущается даже внешнего различия—все выглядят одинаково до такой степени, что Преображенский вынужден одному из них задать вопрос: “Вы мужчина или женщина?”, на что ему отвечают: “Какая разница, товарищ?”.
  • Задание: Вспомните, ребята, как отреагировал профессор Преображенский в сцене с домкомовцами на их предложение купить у них литературу в пользу бедных.
    «Купите тогда, товарищ, - говорит работница, - литературу в пользу бедных нашей фракции". "Не куплю", - отвечает профессор.
    "Почему? Ведь недорого. Только 50 копеек. У Вас, может быть, денег нет?"
    "Нет, деньги есть, а просто не хочу".
    "Так, значит, Вы не любите пролетариат?"
    "Да, - сознается профессор, - я не люблю пролетариат".
  • Теперь вам понятно, почему повесть увидела свет только после распада Советского союза? 

VIII. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС УРОКА: (слайд 66-67)

Можно ли повесть М. Булгакова «Собачье сердце» назвать «острым памфлетом на современность»?

IX. Итог урока.

Беседа с классом по вопросам:

  • Прошло уже 90 лет с тех пор, как была напечатана повесть Булгакова «Собачье сердце». Актуальна ли она в наше время? (слайд 68)
  • Это история не только превращений Шарикова, но прежде всего — история общества, развивающегося по абсурдным, иррациональным законам. Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, “чудовищная история” общества продолжается. Трагические прогнозы Булгакова, к сожалению, оправдались, что подтвердилось в 30—50-е годы, в период формирования сталинщины, и позднее.
  • Кому адресована повесть: современникам или будущему поколению?

(слайд 69-74)

(В основе повести лежит эксперимент. Автор считает, что строительство социализма – это тоже эксперимент. Новое общество создаётся путём насилия, к чему автор относится отрицательно. Для него это нарушение естественного хода событий, которое окажется плачевным для всех. Автор предупреждает об опасности подобных экспериментов, чью правоту подтвердила история).

X. Домашнее задание. (слайд 75-76)
1) Просмотреть фильм режиссёра В. Бортко “Собачье сердце” полностью. Затем сравнить с текстовым вариантом произведения: сохранил ли режиссёр авторский замысел произведения?

2) Написать сочинение – рассуждение «Сатирическое изображение новой социальной обстановки в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

XI. Рефлексия

  • Понравился ли вам урок?
  • Узнали ли вы что-нибудь для себя новое и полезное?

Литература

  1. Булгаков М.А. Повесть “Собачье сердце”. Москва, “Терра”, 1997г.
  2. Булгаков, М.А. Собрание сочинений в 5 томах.- Т. 2.- М.: Худож.литер., 1989.
  3.  Бушмин А. Проза 20-х годов // Русская советская литература: Сб. статей - М .: Наука, 1979.
  4.  Булгаков М. Сочинения: Роман. Повести. Рассказы.
  5.  Послесл. М.О. Чудаковой. – Мн.: Университетское, 1989. – 432 с.
  6. “Википедия» сайт «Булгаковская энциклопедия»
  7. Данилов А.А. История России, ХХ – ХХI века: учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005.- 381 с., [16] л.ил., карт.: ил. – ISBN 5-09-014217-3. с.155-169.
  8. Евгений Лесин: статья из архива «Независимой газеты».
  9. Краткий словарь литературоведческих терминов. Москва, “Просвещение”, 1978г
  10.  Комментарии посетителей сайта www.ruskino.ru
  11.  Материалы с сайта http://www.kostyor.ru/
  12. Материалы форума по фильму «Собачье сердце»
  13. http://ruskino.ru/movie/forum_print.php?category=kino&razdel=sov&class=sov&aid=638 Текстовая копия |
  14. Сто великих писателей; Москва, “Вече”, 2004. С.469-482.
  15. Соколов Б.В. Булгаков. Энциклопедия : Серия: Энциклопедии великих писателей.