Открытый урок. Технология, история народной культуры (2 часа). "Святки. Обычаи святок. Изготовление маски"

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование у детей основ народной культуры, работа по осмыслению народных традиций.

Задачи:

  • знакомство с символикой и атрибутикой обряда;
  • воспитание доброжелательного общения с окружающими;
  • формирование дизайнерского мышления, умения воплощать эстетическое отношение в создаваемом изделии;
  • закрепление навыков работы с различными материалами на уроках технологии.

Оборудование:

  • репродукции картин, образцы масок (на слайдах);
  • костюмы для ряженых;
  • аудиозапись (включается во время самостоятельной практической работы);
  • у каждого ученика: бумага, картон, ножницы, карандаш, фломастеры, клей, кисточка, подкладной лист, салфетка;
  • у учителя степлер и дополнительный материал для украшения изделий: фольга, фантики, ленточки, мишура.

Подготовка:

  • знакомство со словами и значением слов “святки”, “колядки”, разучивание колядок;
  • ученики готовят сообщения к уроку – как гадали на Руси.

План урока:

I. Повторение (святки, колядки).

II. Обычаи святок (знакомство – ряженье, гадание).

III. Практическая работа:

  • Кроссворд
  • Беседа
  • Последовательность выполнения работы
  • Правила техники безопасности
  • Самостоятельная работа

IV. Итог урока.

    Ход урока

I. Повторение.

Январь вообще и рождественский праздник на Руси в частности, невозможно представить без колядования и святок.

Святки – что обозначает это слово?

Святками называют 12 дней после Рождества Христова, считая их святыми днями между Рождеством и Богоявлением. Но, как это нередко бывает, к христианскому празднику народ добавил немало языческого. Церковь с давних времен осуждает и искореняет гадания, ряженья и подобные развлечения, но тем не менее они продолжают бывать. “Никогда русская семейная жизнь не живет в таком раздолье, как на Святках”, в народ не случайно святочные вечера называют “страшными” именно из-за гаданий и попыток узнать свое будущее.

С каким обычаем святок мы с вами уже познакомились?

Коляда (от польского коленда – поздравление) совершалась и ныне совершается накануне Рождества (богатая) и в Рождественские праздники (постная). Повторение колядок.

II. Обычаи святок

Сегодня мы познакомимся с другими обычаями святок. Сколько этих обычаев? Три: колядки, ряженье, гаданье (в рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещения).

Ряженье (из подготовленного материала дети демонстрируют костюмы).

Как вы понимаете, что такое ряженье? Ряженье – от слова “ряженый”. Ряженый – одетый чудно, необычно, смешно - ради шутки.

Рассмотрите на картине (слайде), в кого рядились на святки.

Молодежь рядилась в различных животных, которые окружали человека (кот, медведь, коза, журавль); девушки рядились в парней, парни – в девушек. Обязательно надевались маски, чтобы скрыть лицо. Боялись божьего гнева за свое баловство.

Чтобы обрядиться в медведя, надевали либо шкуру убитого медведя, либо выворачивали тулуп наизнанку и надевали маску.

Чтобы делать журавля, вставляли в рукав кочергу и поднимали над головой, голову прятали в тулуп. Изображали походку журавля. Журавль ходит, своим “клювом” щиплет девушек, а те откупаются от него орехами.

Иногда рядились так: делали горбы на спине, навязывали на голову кудели, чтобы быть косматыми. Мазались сажей. Так ряженые шли по улице, веселя людей песнями и плясками.

Гадание. (Сообщения детей)

III. Практическая работа

Разгадывание кроссворда

Разгадав ключевое слово, узнаем, что сегодня будем делать. Загадки к кроссворду:

1. Он всю зиму спал,
Лапу бурую сосал.

2. Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.

3. Рыжая плутовка, хитрая да ловкая,
В сарай попала – кур пересчитала

4. Глазища, усища, хвостище,
А моется чаще всех.
На печи сидит, поет.
Кто же это, дети?..

5. С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык.
Доят, а не корова.

      м е д в е д ь
ж у р а в л ь      
  л и с а          
      к о т        
к о з а            

Физкульминутка.

Беседа

Для чего нужны маски? Какие могут быть маски (на глаза, на лицо, в виде шапочки). Когда вам приходилось изготавливать маски? (Классные проекты, школьные маскарады).

Рассмотреть образцы масок.

Какие материалы можно использовать для изготовления маски? Как скрепить детали?

Проверить порядок на рабочем столе.

Определить последовательность выполнения работы:

  • решить, какую маску выполнишь;
  • подготовить необходимый материал;
  • сделать заготовку маски, выполнить дополнительные элементы;
  • склеить, украсить;
  • выполнить крепление для головы (обратиться к учителю – степлер).

Повторить правила по технике безопасности (работа с клеем, ножницами).

Самостоятельная работа

IV. Итог. Рефлексия мероприятия

Выставка работ. Анализ изделий.

Какие обычаи святок вы знаете? Что запомнилось? Что показалось трудным на занятии? Где вы можете использовать маски?

Использованная литература

Полная энциклопедия быта русского народа. Том 1. Составление и литературная обработка И.Панкеева. – Изд. “ОЛМА-ПРЕСС”, 1998.