- Вы же помните три основных правила педагогики? Во-первых, личный пример, конечно же, положительный. Во-вторых, дети должны стать одной командой. В-третьих, сотворить для них такое, маааленькое, чудо.
- Да все, просто: надо стать авторитетом, затем сколотить команду, а потом показать фокус.
(Татьяна Павловна, Виктор Сумароков
Диалоги о принципах педагогики,
к/ф “Каникулы строгого режима”)
Какими средствами учитель может реализовать эти принципы педагогики? Получает более высокую категорию, участвует в профессиональных конкурсах, выставках творческих работ, поет со сцены, чтобы доказать свою состоятельность и стать примером для подопечных; применяет технологии коллективного и группового обучения, устраивает для учеников командные соревнования. К великой радости любого педагога, в каждой науке есть такие факты и теории, на основе которых можно построить фокус.
Мне, учителю математики и информатики, во всем этом помогают ИК-технологии.
Детей не перестают удивлять возможности компьютера, а современный уровень развития науки позволяет реализовать все заявленные принципы.
Но как же часто не хватает возможности допустить ошибку в работе с готовым ЦОРом или презентацией. Учитель готовится к уроку, продумывает его ход, настраивает иллюстративный материал на правильный ход решения той или иной задачи, и, довольный, идет на урок. А во время решения этой задачи с детьми может ожидать конфуз. Ребенок ошибается в выводах или выбирает другой путь рассуждений, а педагог жестко привязан к готовой презентации. И приходится выводить учеников на нужную дорожку, а это время, ради экономии которого и затевался этот наглядный материал, и отсутствие естественности, на что дети реагируют чутко. А хуже всего то, что потерян эффект, основанный на том, что появляющиеся противоречия показывают ложность предположений. А противоречие не может, увы, появиться.
Часто в моей педагогической деятельности ошибки, допущенные при решении задачи учеником или мной, учителем, конечно же, преднамеренно, помогали выйти из сложных ситуаций, или найти другой способ объяснения, часто более эффективный, да и полученные противоречия являются более красноречивым доказательством допущенной оплошности, чем комментарии и пояснения старшего.
И вот появляется средство обучения нового поколения — интерактивная доска. Теперь любой учитель может от руки нарисовать на доске идеальную окружность; когда-то, в моем школьном детстве, математик, произведший такую манипуляцию на обычной коричневой доске обычным мелом, стал для нас непререкаемым авторитетом. Теперь и дети, сидя на своих рабочих местах, могут рисовать общую картинку или коллективно решать задачку. А сколько фокусов хранит маленький стилус в руках педагога! Одно движение – и появляется перевод слова на другой язык, одна картинка просвечивается через другую, из ниоткуда появляются объекты. Но самое главное, урок идет естественным путем, и какая его часть пройдет по жесткому плану, это личное дело каждого педагога.
Современное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет иметь лишь набор заготовок и создавать иллюстрацию к уроку по ходу объяснения. Это придает уроку живость и требует от учителя определенной доли мастерства в использовании современных ИК-технологий, но в еще большей мере экспертное знание своего предмета.
Опыт использования трех интерактивных досок различных фирм-производителей позволил мне выявить приемы работы, общие для них.
Предлагаю вашему вниманию методичку по созданию эффекта появляющегося текста или любого другого объекта. Обращаю ваше внимание на то, что этот прием (часть первая методички) можно использовать и при наличии минимального мультимедийного комплекса (ПК+проектор+экран) и обычного текстового процессора.
Приведенный пример соответствует программному обеспечению для доски ActivBoard.
При работе с другим программным обеспечением перемещать элементы “фокуса” на передний или задний план следует, принимая во внимание, что объекты переднего плана закрывают остальные.
Желаю удачи на стезе освоения современных средств обучения.