Цель: проводить пропаганду здорового образа жизни среди детей младшего школьного возраста, искоренять вредные привычки.
Оформление: Плакаты: « Не рад больной и золотой кровати», « Береги здоровье смолоду», «Наше здоровье в наших руках»; плакаты по профилактике правильной осанке, плоскостопия, накопления пыли в помещениях; рисунки детей на тему «Здоровье и спорт», «Здоровье и вредные привычки»; кроссворд .
Формы работы: беседа, инсценировки, соревнования.
Действующие лица: ведущий, Вирус, мальчик Грязнуля, Мойдодыр, Карлсон, дети-советники, Больной.
Ход сценария
Ведущий: Ребята, здравствуйте! Вы любите путешествовать? Сегодня мы попадем в необыкновенную страну, где мы узнаем много нового и интересного. Но чтобы попасть в эту страну, необходимо разгадать кроссворд и достать ключ, т.е отгадать слово, зашифрованное в выделенных клетках.
Загадки
На ветке не птичка, зверек- невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Кто же это?
(Белка).Смел и зол разбойник серый. Чуть козу вчера не съел он.
К счастью, Тузик и Трезорка за отарой смотрят зорко.
Еле ноги уволок от собак матерый … (волк)
Болотная квакушка ловит комаров да мошек. (Лягушка).
Вот иголки и булавки выползают из под лавки.
На меня они глядят, молока они хотят. (Ежик).Маленький, беленький по снежочку тык-тык,
По лесочку прыг-прыг. (Заяц)
Вот этот случай очень редкий- на голове растут две ветки. (Олень).
Эта рыжая плутовка всех обманывает ловко. И коварна и хитра, называется… (Лиса).
На кроссворде появляется ключевое слово «Болезни».
Ведущий: Ребята, вот такое вышло слово. Хорошее ли оно? Вам нравится болеть?
Но все мы иногда болеем- хотим мы этого или нет. А почему это происходит, здесь мы и узнаем.
Сценка «Грязнуля и Вирус»
Вбегает Грязнуля с криком о помощи:
- Помогите, помогите! За мной гонится чудовище! Вот такое маленькое, но такое страшное, престрашное!
(Звучит музыка из мультфильма «Брементский музыканты»- «Песенка Разбойников»).
Вирус: - А, не ждали меня! Я – возбудитель всех болезней! Вы все теперь в моей власти! Я проникну сейчас в вас и вы все заболеете! Нас, микробов, много! Но мы все разные, как и вы. Те, кто покрупнее - бактерии, а те, кто поменьше - вирусы. Я то, как видите, маленький, значит, я… Вииииирус!!!
Грязнуля, закрываясь руками от Вируса с испугом кричит:
- Вирус!!!
Вирус тянет руки к Грязнуле: « Какой ты хорошенький! Сейчас я буду в тебе!»
Грязнуля : « Ой, не надо, не надо! Ребята , помогите! Я не хочу, чтобы Вирус проник в меня!
Ведущий: Ребята! Подскажите, что нужно сделать, чтобы микроб исчез, не попал в организм? ( ответы детей).
Вирус: «Что вы, ребята! Я же люблю вас! Люблю когда вы не моете руки! Когда не чистите зубы! Одеваетесь не по погоде! Люблю, когда вы на холоде мороженое едите!»
Ведущий: Что я слышу! Тише! Тише! К нам мчится Мойдодыр- всех мочалок командир! Ой, я слышу он идет! Сейчас кого-то заберет!
Мойдодыр: Где тут грязный, где тут гадкий, неумытый поросенок? А, вот ты где! ( Хватает Грязнулю.) Попался!
Ведущий: Подожди, Мойдодыр, не ругайся! И на мальчика так не бросайся! Тут микроб вокруг него уже вьется!
Мойдодыр: Долго мне пришлось терпеть, и на грязь его смотреть!
Все ребята просыпаются и, конечно, умываются.
Он один не умывался и грязнулею остался!
Перед тем, как сесть поесть, правило такое есть: Надо в руки мыло взять и в воде пополоскать. Он же мыла не берет, а хватает бутерброд! Даже после туалета он ко мне заходит редко! И неудивительно, что микроб в него проникнет! Заболеет мальчик!
Грязнуля: Ах, простите, меня, ах, простите! Не хочу я болеть! Прогоните, уберите микроба!
Мойдодыр: Хорошо! Только вспомни-ка, правила личной гигиены! Эти правила ты должен выполнять каждый день. И покажи нам как это делать!
Грязнуля: Да я все забыл! Ничего не помню! Помогите мне, ребята! Пожалуйста!
Может быть и микроб и исчезнет!
Появляются дети – советники:
Тщательно мой руки перед едой, перед приготовлением пищи! Мой руки с мылом обязательно после туалета (подает Грязнуле мыло)!
- Овощи, ягоды, фрукты перед едой нужно хорошо промывать проточной водой и ошпаривать кипятком ( на подносе подает Грязнуле фрукты, овощи, ягоды).
- Нужно соблюдать чистоту, бороться с мухами. Воду, взятую не из питьевого водопровода перед употреблением обязательно прокипятить (подает Грязнуле кипятильник ).
- Мусорные ведра нужно держать закрытыми и вовремя выносить мусор, т.е. ежедневно опорожнять его.
- При признаках болезни- тошноте, рвоте, поносе немедленно обращайтесь к врачу.
Вирус: Ай! Ай! Ай! Немедленно исчезаю! Иначе мыло и вода, а с ними и чистота меня уничтожат навсегда!
Мойдодыр: Теперь, если ты будешь это выполнять, все микробы сбегут от тебя и ты будешь всегда здоровым!
Грязнуля: Спасибо вам, ребята! Спасибо, тебе, Мойдодыр! Я обещаю соблюдать ваши правила и тогда все микробы сбегут от меня и я не буду болеть! До свидания! ( Под звуки веселой музыки появляется Карлсон с банкой варенья).
Карлсон: Еще ложечку варенья! Еще одну…( роняет ложку на дно банки). Ой, ушла она ко дну! Ай, залезу просто так! Я руками есть мастак! (Залазит рукой в банку, пальцами достает варенье и слизывает его.) Пообедал я отлично этим кремом земляничным! Третью банку съел с утра! А теперь (поглаживает себя по животу, проверяет пропеллер) лететь пора! ( Нажимает на кнопку, но мотор не заводится). Карлсон разводит руками в удивлении. Затем хватается от боли за живот, затем за голову). Мама! Что ж это творится! Мой мотор не хочет заводиться!? Я обкушался варенья! А еще было печенье!
Торт! И множество конфет! Очень вкусным был обед!
(С печалью.) А теперь мотор заглох! Ох, зачем я ел пирог! (Хватается за голову).
Мойдодыр: Где же ты сегодня был?
Карлсон:
Слон обедать пригласил! Отказать ему не мог,
Ой, зачем я ел пирог! (Оглядывает сам себя, свой живот).
Да, друзья, на первый взгляд, стал Карлсончик толстоват…
Мойдодыр: Разве можно столько есть? На диету нужно сесть!
Карсон:
Чтобы сесть - нужна кровать.
А до дома не достать!
Кто б на крышу влезть помог…
Ох, зачем я ел пирог!
Если б я пирог не ел,
то конечно бы взлетел! (Хватается за лоб.)
У меня горячий лоб!
А все жадности микроб!
Если б не было его – не случилось б ничего!
Мойдодыр:
Карлсон, ты не ворчи!
Лучше о еде молчи!
Сам во всем ты виноват –
Ел и ел ты все подряд!
Карлсон:
Я мужчина в цвете лет! (Заплакав)
Ну а вам и дела нет!
Все! Настал последний вздох!
(Глубоко вздыхает и резко хватается за живот от боли).
Ох, зачем я ел пирог!
Мойдодыр:
Ребята! Чтоб не случиться нежданной беде-нужно питаться в назначенный час,
В день понемногу, по несколько раз.этот закон соблюдайте всегда,
И станет полезною ваша еда. Плюшки, конфеты, печенья, торты-
В малых количествах детям нужны. Запомни, Карлсон, простой наш совет
«Здоровье одно, а второго- то нет!»
Карлсон: Спасибо! Теперь буду знать и строго питания режим соблюдать. Прощайте, друзья! В путь на крышу готов! Зачем же я ел этот вкусный пирог!
(Карлсон исчезает.)
Мойдодыр: И мне пора отправляться в путь. Меня ждут и другие ребята. Их тоже надо спасать от грязи и вирусов. Прощайте, ребята! До свидания!
(Тут снова появляется Карлсон).
Карлсон держит в руках письмо: Ребята, забыл про письмо! Не для вас ли оно?
Ведущий: Сейчас мы это узнаем. (Читает содержимое письма, а Карлсон улетает). Вам, ребята, нужно ответить на предложения словами «Да» или «Нет». «Быстро, дружно все съедаем. Корки на пол побросаем. Чай на скатерть проливаем». Кто-то решил подшутить над вами! А вы молодцы, знаете как себя вести за столом! Наверно, это Грязнуля так раньше поступал. Ну, а мы повторим правила этикета за столом, может кто- нибудь узнает что-то новое для себя.
Игра « Доскажи словечко»
- Кто ест красиво- глядит …(счастливо)
- Когда я ем, я глух и…(нем)
- Не болтай ногами под… (столом)
- Не втягивай шумно…(жидкость)
- Не толкай …(соседей)
Ведущий: Пообедав, можешь сесть выполнять домашнее задание. И все будет в порядке, если есть воля и старание.
Сценка « Больной»
Больной: Стало плохо мне сейчас. Передо мной все закружилось, в голове все помутилось.
Советник: Так нельзя его бросать! Надо доктора позвать! Знаю! Здесь вблизи сидит добрый доктор Айболит.
Больной: Не хочу я докторов! Я почти уже здоров!
Советник:у тебя ужасный вид! Визит к врачу не повредит.
Айболит: Я добрый доктор Айболит. Если что – то заболит, времени зря не теряйте! Свою боль мне доверяйте! Что случилось? Что болит? ( щупает лоб. Ставит градусник)
Больной: Боли, доктор, в голове. Помогите, доктор, мне! Не хочу я даже сладость - вот какая везде слабость!
Айболит: сейчас осмотр проведу. Чем смогу, тем помогу! Ручки слабые, ножки тоже. Так, на что ж это похоже? Ну-ка, рот открой пошире: раз и два, и три, четыре! Зубы все пока на месте. ( начинает ходить по комнате в раздумье)
Советники:
- Посоветуемся вместе!
- Надо дать ему таблетки!
- Внос закапать из пипетки!
- Надо выпить порошок!
- Антибиотиков мешок!
- надо дать ему микстуры!
- Справку дать от физкультуры!
Айболит:
Нет, ребята, в этом вы, совершенно не правы! Ваши знания видны,
Но таблетки вам вредны! Организм ваш молодой сам не справится с бедой.
Только чуда вы не ждите - себе сами помогите! А помощников не счесть:
Травы лечащие есть. Отвари и пей, когда подойдет к тебе беда.
Баня с паром, кипятком, с веником и лежаком.
Грязнуля: Нет! Сегодня я купался! Без ушей чуть не остался!
Айболит: Нет, так нет. Тогда скорей чая с медом ты попей! У природы есть секрет- как быть здоровым много лет. Солнце, воздух и вода помогают нам всегда! Дам тебе такой совет: спортом больше занимайся, к докторам не обращайся! Чтобы сильным быть и ловким- помогают тренировки! Ведь здоровье выше всех - нам оно дает успех!
Песня «Зарядка» в исполнении Советников.
1 куплет
Смотрит солнышко украдкой, смотрит и небо и листва.
Как мы делаем зарядку- раз, два, раз, два.
2 куплет
Раз и два, и все в порядке будет дождик не беда!
Тот кто делает зарядку не болеет никогда! Раз, два, раз, два!
Айболит: Зарядка укрепляет наше здоровье. Поэтому всем и взрослым и детям нужно делать зарядку!
Ведущий: А сейчас мы посмотрим - кто из вас, ребята, занимается зарядкой и спортом. На эту тему предлагаю отгадать вам загадки и ответить на вопросы:
- Как называется игра на льду с клюшкой и шайбой?
- Как называется игра в воде с мячом?
- Назовите народные русские игры с мячом.
- Как называется игра, где водящий не видит игроков?
- Бьют его, а он не плачет.
- Тонкая веревка крутится ловко.
Ответившие на эти вопросы участвуют в играх «Заяц-прыгун», «Быстрый гусак», «Кенгуренок».
Победителем становится тот, кто во всех играх правильно выполнял задания.
Ведущий: Русский народ придумал много пословиц о здоровье. Какая из них может стать вашим девизом на всю жизнь?
«В здоровом теле - здоровый дух», «Здоровье дороже денег», «Береги здоровье и укрепляй его спортом».
Подведение итогов конкурса рисунков на тему «Здоровье и спорт», награждение победителей.
Ведущий: Дорогие ребята! Надеемся, что наши герои, которых вы сегодня видели, помогли вам понять, что здоровье нужно беречь и укреплять. Пожелаем друг другу здоровья и счастья!
Используемая литература:
- О.В.Белоножкина «Инсценированные классные часы в начальной школе как быть здоровым». Изд-во «Учитель», 2006. г.Волгоград
- В.В.Волина «Занимательное азбуковедение». Книга для родителей, учителей и детей. Изд-во «Просвещение» 1994.