Проект "Домашние задания по постановке и автоматизации звукопроизношения с использованием малых форм фольклора"

Разделы: Логопедия


Тип проекта:

  • по доминирующей в проекте деятельности: информационно-проектно-ориентированный, творческий.
  • по содержанию: психолого-педагогический
  • по времени проведения: продолжительный

Цель проекта: разработать оптимальные задания по постановке и автоматизации звукопроизношения детей  дошкольного возраста с использованием средств малых форм фольклора дома для обеспечения тесной совместной работы учителя-логопеда и родителей.

Основные задачи проекта, решаемые внедрением разработки:

  • Проанализировать психолого-педагогические основы содержания работы по постановке и автоматизации звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
  • Определить основные методы, формы и возможности использования малых форм фольклора в процессе  автоматизации звукопроизношения у детей и разработать  систему их комплексного применения.
  • Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе экспериментальной работы.

Сроки реализации проекта: 1-2 года

Планируемый результат: постановка и автоматизация дефектных звуков, развитие связной речи.

Новизна: Разработаны индивидуальные листы с заданиями по звукопроизношению для работы дома по основным группам звуков, часто требующих логопедической коррекции. В проекте активно использованы малые формы фольклора: пословицы, поговорки, загадки, потешки, скороговорки, проговорки и чистоговорки. Каждое новое домашнее задание начинается пословицей на отрабатываемый звук, что даёт духовную пищу для размышления родителям и тему для доверительной беседы с ребёнком.

Основание актуальности: Пословицы, поговорки, песенки, потешки, загадки, скороговорки являются незаменимым материалом для дикционных упражнений. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад". Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребенка будет звучать естественно и выразительно. Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию  поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.
Содержание: Проект состоит из трёх частей:

  • аналитический;
  • планирование;
  • практическая разработка.

На первом этапе была определена проблема и сформулирована по ней тема. Далее собрана методическая, практическая и художественная литература по теме. Вся литература была систематизирована и проработана.

На втором этапе был разработан план содержания работы. В план были включены наиболее часто встречающиеся нарушения звукопроизношения:

 – свистящие [с], [з];
– шипящие [ш], [ж], [щ];
– аффрикаты [ц], [ч];
– сонорные [р], [р,], [л],[л,].

Третий этап включал в себя практическую деятельность. На этом этапе подбирался необходимый практический материал для каждого отдельного задания. На каждый звук разработано по 6 заданий, с учетом того, как методически должна вестись коррекционная работа. Каждое задание было проверено на практике в работе с детьми. Проверялась учебная задача каждого упражнения и его содержание. На основе практической деятельности был разработан конечный оптимальный вариант содержания заданий.

Описание: Эта методическая разработка представляет собой серию домашних заданий по автоматизации звукопроизношения.

Место моей работы  – логопункт  ДОУ. За год через логопункт «проходит» больше тридцати детей. Дети на наши занятия зачисляются с различной речевой патологией, поэтому хронически не хватает времени на запись в тетрадь всех домашних заданий . И тогда, проанализировав методическую литературу и имеющийся речевой материал, я решила создать систему домашних заданий по постановке и автоматизации звукопроизношения. Домашние задания разработаны в соответствии с методическими требованиями по работе над звукопроизношением. В них я включила также  упражнения по лексике и грамматике и упражнения по развитию тонкой моторики. Каждое задание построено по общему плану:

  • Пословица на данный звук;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Постановка звука;
  • Отработка в слогах;
  • Отработка в словах;
  • Отработка в предложениях;
  • Чистоговорки;
  • Лексико-грамматические игры;
  • Потешки;
  • Фонематические задания;
  • Упражнения для развития тонкой моторики.

На родительском собрании в начале учебного года, когда оглашаются списки зачисленных в логопункт  детей  и первой консультации проводится разъяснительная работа с родителями по работе с домашним заданием:

  • Домашнее задание даётся для повторения и закрепления пройденного материала на занятиях;
  • Дети должны выполнять его под руководством взрослого;
  • Весь материал проговаривается, что нужно выучить – учится;
  • Упражнения по тонкой моторике выполняются в отдельной тетради или, если надо раскрасить, прямо на листе;
  • Лексико-грамматические игры и фонематические упражнения записываются в тетрадь со слов ребёнка. Если ребёнок допускает ошибки – нужно его исправить и добиться правильного исполнения;
  • Если есть какие-то замечания или заметки, то они пишутся так же в тетрадь;
  • Домашнее задание даётся в пятницу и возвращается в понедельник;
  • Если логопед считает, что какое либо задание проработано не достаточно, то лист возвращается домой с пометкой о том, над чем необходимо еще поработать.

Уровень проработанности проекта: рабочий.

Ресурсы:

  • учитель-логопед, родители, дети;
  • домашние задания, тетради, трафареты, ручки, карандаши, цветная бумага, ножницы, клей, картинки;
  • учебно-методическая литература, сборники художественных произведений для дошкольников.

Список использованной литературы:

  1. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонематическая ритмика в школе и детском саду. – М.: Учебная литература, 1997. – 376с.
  2. Вольнова Л. Н. Движение – мысль – слово. Пермь, 1999. – 63.
  3. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков//Автор – составитель Сухин И.Г. – Ярославль: Академия Холдинг, 2002. – 192с.
  4. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие /Сост. И.Ю. Кондратенко. – М.:Айрис-пресс, 2005. – 224с.
  5. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 224с.
  6. Залмаева Р. Сам себе логопед. Пособие для родителей. – Санкт-Петербург: ООО «Светлячок», 1999. – 92с.
  7. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя/ Сост. В.Волина. – М.: Просвещение. 1991. – 368с.
  8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация звуков у детей: комплект из четырёх альбомов/Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. – М.: изд. ГНОМ Д, 2001. – 136с.
  9. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для педагогов. – М.: изд. ГНОМ Д, 2007. – 216с.
  10. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов/Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 680с.
  11. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 152с.
  12. Мусова И.Б. Логопедические чистоговорки. Практикум для логопедов и родителей. – М.: Гном-Пресс, 1999. – 48с.
  13. Нищева Н.В. Будем говорить правильно. Дидактический материал  для коррекции нарушений звукопроизношения. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 112с.
  14. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ.сред. пед. учеб. заведений /Т.В. Волосовец. – М.: «Академия», 2000. – 200с.
  15. Потешки. Считалки. Небылицы./Сост. А.Н. Мартынова. – М.: Современник, 1989. –349с.
  16. Потягушеньки, порастушеньки./Сост. И. Остапенко. – Пермь: Пермская книга, 1993. – 142с.
  17. Тарабанина Т.И., Елкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 – 224 с.
  18. 1000 загадок.. Популярное пособие для родителей и педагогов./Сост. Тарабанина Т.И., Елкина Н.В  – Ярославль: Академия развития, 2003.  – 224с.
  19. 1000 пословиц, поговорок, загадок для самых умных малышей /Сост. Клименко Т. – М.: АСТ; СПб.:Сова, 2009 – 256с.
  20. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим надоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения (старшая группа). – М.: Школьная Пресса, 2002. – 32с.
  21. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем. – СПб.:изд. «Лань», 1998. – 64с.

Приложение 1

Приложение 2