Условия формирования культуры межнациональных отношений у младших школьников во внеклассной воспитательной работе

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Россия является многонациональной страной. Всю её территорию населяют многие десятки народов с различными самобытными культурами, разными историческими традициями, религиозными верованиями. Известно, что человек не может существовать вне общения с другими людьми, а нации не могут развиваться обособленно, вне общения друг с другом. Поэтому проблема взаимоотношений разных народов, особенно в пределах одного государства, присутствовала во все времена. Уровень общения, степень актуальности общения напрямую зависел от конкретной исторической обстановки, от политики режима и других объективных факторов.

В последнее десятилетие во многих городах России с традиционным преобладанием русского населения произошли существенные изменения этносоциальной ситуации: повысилось число иностранных граждан приезжающих на работу или учёбу, увеличился приток трудовых мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья, появилась такая категория граждан, как "вынужденные переселенцы". В этой обстановке одним из важных условий построения позитивных отношений с представителями других национальностей является взаимодействие на основе толерантности, понимания, уважения их взглядов, мнений, традиции. Вместе с тем, отсутствие достаточной практики межкультурных и межэтнических контактов у населения, а также определенная идеологическая деятельность СМИ способствуют формированию негативных этнических стереотипов, агрессивности, жестокости, насилия по отношению к тем или иным этническим группам. Актуальность исследования социально-педагогических условий воспитания культуры межнационального общения в школе определяется рядом факторов: процессами, происходящими в мировом сообществе, обусловленными изменением его социально-экономических ориентаций и обострением внимания к этнической специфике; регионализацией образования как средства жизнеустройства региона, призванного выстроить систему взаимосвязей образования с другими социальными институтами, учитывающими национальный компонент; процессами, происходящими в самом образовании и обнаруживающими ситуацию, когда школа становится основным центром культуры на селе. В период мирового экономического кризиса современное общество столкнулось с проблемами в сфере межнациональных отношений, которые приводят к тяжелым последствиям. Их решение одинаково важно для всех государств мира, особенно в постсоветской России, где ощущается потребность в деятельной, открытой личности, проявляющей ценностное отношение к другим людям и их взглядам независимо от их национальной принадлежности.

Образовательные стандарты второго поколения определили необходимость изменения содержания обучения и воспитания в начальной школе. В качестве одного из приоритетных направлений её развития сегодня признается создание условий для становления личности и её гражданского воспитания. Значительную роль в этом процессе играют знания об истории и культуре народа. Однако знания сами по себе не могут заставить детей проявлять межнациональную толерантность уважать другого человека, традиции и обычаи людей других национальностей. На наш взгляд, только формирование у младших школьников межнациональной толерантности в процессе внеклассной деятельности способно противостоять и национальной, и межрелигиозной, и межличностной конфронтации.

Младший школьный возраст - важнейший период в психосоциальном развитии человека. Дети этого возраста активно включаются во взрослую жизнь, формируют идентичность своей этнической группы, осваивают различные социальные роли и наиболее активно проходят этап становления национального самосознания.

Культура в сфере межнационального общения, толерантность, эмпатия и уважение этнонациональных, культурных, религиозных и иных принадлежностей людей, их права на взгляды и убеждения провозглашены и закреплены в документах многих международных организаций. Однако осуществление официально декларируемых принципов возможно лишь при наличии соответствующих представлений, убеждений, поведенческих установок, поступков у значительной массы людей. Воспитание культуры межнационального общения, включающей различные компоненты и качества, в современном обществе возможно при особой роли школы, т.к. именно здесь складываются взгляды на мир, ценностные установки и ориентации, накапливается личный опыт общения в больших и малых группах сверстников.

При характеристике культуры межнационального общения можно выделить следующие компоненты: когнитивный компонент - даёт представление о межнациональных отношениях; о культуре межнационального общения, как сложной системе; об истории и культуре своего народа, об особенностях других национальных культур (истории, языка, традиций, обычаев и т.д) и проблемах их развития; об общепринятых нормах и правилах поведения при взаимодействии людей разных национальностей; о способностях людей разных национальностей.

Эмоционально-оценочный компонент - это эмоционально-нравственные характеристики личности, проявляющиеся в чувствах, убеждениях по отношению к своему и другим этносам.

Мотивационно-потребностный компонент включает мотивации и потребности людей в освоении родной культуры и культуры народов-соседей, а также культуры межнациональных отношений.

Поведенческий компонент - учитывает действия и поступки по отношению к людям другой национальности.

Культура межнациональных отношений-это многокомпонентный феномен, который складывается на наш взгляд из следующих компонентов:

  1. толерантность;
  2. этническая просвещенность.

Толерантность - означает признание самоценности любого человека. Это признание права человека быть непохожим, иным, принятие его таким, какой он есть. Толерантность есть уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение, свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность- это гармония в многообразии.

Методологическим основанием при организации внеклассной работы по формированию культуры межнациональных отношений младших школьников может выступать системно - деятельностный подход. Мы полагаем, что подход - это ориентация учителя или руководителя образовательного учреждения при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности.

Основная идея системно-деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребёнка. То есть в процессе и результате использования форм, приёмов, методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на чёткое выполнение определенных видов действий, деятельности, а человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации.

Этнокультурное просвещение предполагает введение младшего школьника изначально в родную для него, а затем в иные культуры. При этом, как отмечает М.Беннет, вначале у ребёнка должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу.

В целом под этнокультурным просвещением мы понимаем свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.

Таким образом, образование должно донести до сознания младших школьников тот факт, что этнокультурное многоцветие, есть и будет, важно внушить школьникам мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир.

Задачей этнокультурного просвещения является формирование у младшего школьника готовности к взаимопониманию и взаимодействию, основанную на знаниях и опыте, полученных в реальной жизни, на учебных занятиях и во время внеклассной работы, ориентированных на участие школьника во всех формах внеклассной работы, а также направленных на его успешную адаптацию в полиэтничной среде.

В качестве механизмов формирования этнокультурного просвещения у младших школьников может выступать обучение, воспитание, деятельность и общение.

В процессе этнокультурного просвещения можно выделить следующие направления:

- Историко-религиозное;

- Культурологическое;

- Аксиологическое.

Историко-религиозное направление этнокультурного просвещения предполагает знакомство с мировой историей и основными мировыми религиями.

Культурологическое направление предполагает изучение быта и традиций через знакомства учащихся со сказками и пословицами разных народов мира. Традиции организуют связь поколении, на них держится духовно-нравственная жизнь народов; чем разнообразнее традиции, тем духовно богаче народ.

Воспитание культуры межнационального общения представляет собой целенаправленный процесс формирования навыков этнотолерантного общения младших школьников и является важным фактором формирования культуры личности ребёнка.

Таким образом, в процессе этнокультурного просвещения младший школьник, скорее сможет быть толерантным по отношению к представителям других национальностей и народов.

Список используемой литературы.

  1. Асмолов А.Г. Мы обречены на толерантность// Семья и школа, 2001.-№11.с.32-35.
  2. Абрамова Г.С. Возрастная психология.М,1999.-662с.
  3. Декларация принципов толерантности //Литературная газета, 2001-№15.с.7.
  4. Педагогика межнационального общения // Уч.Пособие под редакцией Д.И.Латышиной. М.Гардарики, 2004,-303с.