Урок по теме "Земноводные" по учебнику Латюшенко В.В., Шапкина В.А. "Биология. Животные". 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7


Урок 1-2.

Цели:

  • Сформировать знания у учащихся об особенностях строения земноводных как первых наземных позвоночных, обитающих в водной и воздушной среде, их многообразии, приспособленности к среде обитания;
  • Познакомить учащихся с особенностями и значением различных земноводных.
  • Продолжить формирование навыков работы с учебной литературой - умением составлять опорные конспекты и таблицы.
  • Воспитывать уважительное отношение к представителям фауны нашей страны и Республики Саха (Якутия).

1 урок.

I. Актуализация знаний. 1 слайд

Презентация.

Отгадайте загадки:

И в лесу мы и в болоте,
Нас всегда везде найдете,
На поляне, на опушке
Мы зеленые :

- Под берегом сидит Тарас,
Кричать горазд.

  • Каких животных относят к земноводным?
  • Чем интересны эти животные?

Обсуждение, выявление предварительных знаний по теме.

Цель  урока : 2 слайд

II. Изучение нового.

1. Сообщение учителя 3 - 6 слайды

  • Земноводные, или амфибии (Amphibia) - первые позвоночные, перешедшие от водного к наземному образу жизни. Земноводные могут подолгу находиться вне водной среды, однако вода им требуется для размножения. Пройдя метаморфоз, личинки земноводных утрачивают сходство с рыбами и становятся взрослыми амфибиями.
  • Земноводные могут дышать при помощи лёгких, кожи и жабр. Лёгочное дыхание осуществляется через ноздри, защищённые от проникновения воды особыми клапанами.
  • Пониженное давление, необходимое для вдоха, создаётся, в отличие от высших позвоночных, движением горла.
  • Важную роль играет кожное дыхание, необходимая для дыхания влажность кожи поддерживается слизистыми железами.
  • Жабры имеются у всех земноводных в личиночной стадии, во взрослом состоянии сохраняются у водных хвостатых амфибий.
  • Современные земноводные - остатки некогда процветавшего класса. Амфибии произошли от кистепёрых рыб - рипидистий. Древнейшие земноводные - ихтиостеги - известны с верхнего девона. Эти животные метровой длины имели боковую линию, хвост с плавником, но их конечности и пояса конечностей были построены по типу наземных животных. Скорее всего, ихтиостеги жили в воде, не покидая её надолго.
  • Ихтиостега, лантанозух, мастодонзавр
  • Вторая ветвь - лиссамфибии - дала начало трём современным отрядам земноводных: безногим, хвостатым и бесхвостым, а также нескольким ископаемым группам. Современных амфибий около 4200 видов.
  • Верхний палеозой - время расцвета амфибий. В это время появляются такие гиганты-хищники, как мастодонзавр, длина тела которого достигала 5 м. В триасе разнообразие земноводных резко сократилось и лишь в кайнозое наступило время их второго относительного расцвета.
  • Остатки батрахозавра

2. Самостоятельная работа 7 слайд

  • Изучить параграф 24 п. "Общая характеристика"
  • Заполнить опорный конспект (ОК) (Приложение 1)

Распечатанные листы ОК раздаются учащимся заранее перед началом урока.

3. Проверка опорного конспекта, корректировка 8 - 14 слайды

  • Амфибии - это животные, приспособленные к жизни и на суше, и в воде. Появились 350 млн лет назад.
  • Отделы тела - голова, туловище, конечности.
  • Дыхание - легкие (кислородом воздуха), кожа (кислородом, растворенным в воде)
  • Кровеносная система - 2 круга кровообращения, сердце - 3 камеры.
  • Температура тела - непостоянная, зависит от окружающей среды -> активны в теплое время года. Понижение темп-ры -> оцепенение.
  • Размножение: раздельнополые, оплодотворение внутреннее или наружное. В воде. Развитие с превращением: икра -> личинка (головастик) -> взрослое животное.
  • Среда обитания - суша, вода
  • На суше - во взрослом состоянии.
  • В воде - размножение, рост, развитие.

Черты приспособленности земноводных к среде обитания

  • На суше:
  • Кожа  влажная, голая, покрыта слизистой пленкой, обеспечивает кожное дыхание
  • Парные конечности
  • Легкие
  • Органы зрения (глаза защищены веками) и слуха
  • В воде:
  • Кожа голая, покрыта слизью
  • Наличие  плавательной перепонки между пальцами как приспособление к передвижению в воде
  • Размножение  и развитие личинки (головастика) возможно только в воде
  • Многообразие видов - 4 тыс

Почему Земноводные самый малочисленный класс позвоночных?

Обсуждение, вывод: большая зависимость от условий окружающей среды.

4. Классификация земноводных 15 - 16 слайды

5. Отряд безногие 17 - 18 слайды

6. Отряд хвостатые 19 - 21 слайды

7. Отряд бесхвостые 22 - 29 слайды

8. Значение земноводных 30 - 32 слайды

9. Самостоятельная работа - заполнение таблицы 33 слайд

III. Домашнее задание: параграф 24, продолжить заполнение таблицы 34 слайд

2 урок. 35 слайд

Цель: проверить, откорректировать и закрепить знания учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и многообразия земноводных

  1. Тест с последующей взаимопроверкой. 36 - 37 слайды
  2. Из перечисленных особенностей выберите те, которые характерны для земноводных (Приложение 2)

  3. Фронтальный опрос. 38 - 40 слайды
  4. Самостоятельная работа (тесты, проблемные вопросы, биологические задачи)
  5. Домашнее задание: параграф 24, творческое задание: кроссворд, ребусы по теме; подготовить сообщение о земноводных Республики Саха (Якутия) 41 слайд

Литература

  1. Учебник под ред. Латюшина В.В., Шапкина В. А. Биология 7 класс
  2. www.biology.ru