Из опыта работы методического объединения учителей математики и физики

Разделы: Администрирование школы


«Учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель».

(К.Д. Ушинский)

Методическое объединение является структурным подразделением школы, способствующим совершенствованию методического обеспечения образовательных программ, росту профессионального мастерства педагогов. Оно создается для организации взаимопомощи в целях обеспечения современного уровня преподавания и повышения качества обучения подрастающего поколения, совершенствования учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении в целом.
В течение учебного года проводится не менее 4 заседаний методического объединения учителей, то есть один раз в четверть; один практический семинар с организацией тематических открытых уроков по методической теме школы.

 Заседания оформляются в виде протоколов. По каждому из обсуждаемых вопросов принимаются рекомендации, которые фиксируются в протоколе.

Планирование работы методического объединения зависит от многих внешних и внутренних факторов, включая программу модернизации российского образования в целом и задачи, стоящие перед  образовательным учреждением в данный момент.

План работы составляется руководителем МО в соответствии с планом работы школы, отражающим рекомендации районных методических , методическую тему, принятую к разработке педагогическим коллективом, учитывающим индивидуальные планы профессионального самообразования учителей на основе анализа работы за прошедший год. План рассматривается на заседании МО, согласовывается с заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе и утверждается директором школы.
Руководитель методического объединения (МО) должен знать, в чем нуждается учитель, какими методиками он владеет, что у него получается лучше, что хуже.

Целью работы МО является: способствовать непрерывному повышению педагогического мастерства учителя.

Задачи:

  • совершенствование учебных планов и программ, тематического планирования;
  • совершенствование методик, использование современных технологий, повышение эффективности учебных занятий;
  • повышение профессиональной квалификации учителей школьного МО;
  • выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта педагогической, инновационной и другой деятельности членов МО;
  • сосредоточение основных усилий МО на создании научной базы знаний у учащихся 9 и 11 классов для успешной сдачи ЕГЭ  и ГИА;
  • совершенствование работы учителей МО на основе системно-деятельностного и компетентностного  подходов;
  • диагностика состояния качества обучения и выявление причин пробелов в знаниях учащихся;
  • совершенствование работы с одаренными детьми и наиболее подготовленными учащимися через конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции.

Методическая тема: «Формирование ключевых компетенций у учащихся в урочной и внеурочной деятельности».

Основные формы работы:

  • круглые столы, совещания, семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей;
  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;
  • проведение предметных и методических недель;
  • взаимопосещение уроков.

Организационно-текущая работа руководителя МО с его членами

Содержание работы

Сроки

1 Оснащение УВП учебниками и дидактическими материалами. Август
2 Проверка наличия у членов МО календарно-тематических планов. Сентябрь
3 Организация школьной олимпиады по математике, физике и информатике (5-8 классы, 9-11 классы) Октябрь, ноябрь
4 Проведение диагностических контрольных тестов в 5 классах за курс начальной школы. Октябрь
5 Проведение пробного экзамена в 9 классах по алгебре. Март
6 Проведение репетиционного экзамена по математике и физике в форме ЕГЭ для учащихся 11 классов. Апрель
7 Организация и проведение всероссийской игры по математике «Кенгуру». Март
8 Организация исследовательской работы учащихся. В течение учебного года
9 Организация и проведение научно-практической конференции учащихся. Март
10 Собеседование с педагогами по итогам выполнения программ. Январь, июнь
11 Оказание индивидуальной методической помощи членам МО в ходе подготовки к открытым урокам по методической теме школы. В течение учебного года
12 Анализ результатов педагогической деятельности членов МО по утвержденным критериям и показателям. Май, июнь
13 Анализ результатов административных контрольных итоговых работ. Май
14 Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта членов МО. В течение учебного года

Заседания методического объединения

№1 август

  • Оценка результатов педагогической деятельности учителей МО (по утвержденным критериям и показателям)
  • Планирование работы МО на новый учебный год:
    • анализ работы за прошедший учебный год;
    • обсуждение проекта плана МО на новый учебный год.
  • Готовность педагогов к новому учебному году (учебники, программы, дидактические материалы, планирование).

№2 ноябрь

  • Анализ результатов УД за 1 четверть. Мониторинг качества знаний.
  • Проектирование открытых уроков по теме «Формирование ключевых компетенций у учащихся в урочной и внеурочной деятельности»
  • Работа учителя с Портфолио
  • Формы распространения опыта педагогов: публикации, участие в конкурсах
  • Итоги школьных олимпиад (9-11 классы)

№3 январь

  • Обмен опытом по теме  «Формирование ключевых компетенций у учащихся в урочной и внеурочной деятельности». Проблемы. Поиски. Находки.
  • Анализ результатов УД за 2 четверть
  • Анализ школьных олимпиад 5-8 классы и районных 9-11 классы.
  • О подготовке учащихся к научно-практической конференции исследовательских работ.

№4 март

  • Подведение итогов 3 четверти
  • Информация   по материалам методических журналов
  • О ходе подготовки выпускников к ГИА и ЕГЭ
  • Обмен опытом по работе над сохранением качества обученности учащихся. Методические находки.
  • Подведение итогов участия в научно-практической конференции

№5 май

  • Подведение итогов участия учащихся в мероприятиях и конкурсах различного уровня
  • Анализ результатов административных контрольных итоговых работ
  • Подведение итогов года, определение перспектив и задач МО на следующий учебный год.

Срезы.

  • Октябрь – диагностическая работа по математике в 5-х классах.
  • Декабрь – тематические зачеты в 10 классах по математике.
  • Март – проведение пробного экзамена в 9 классах по алгебре.
  • Апрель –  проведение репетиционного экзамена по математике и физике в форме ЕГЭ для учащихся 11 классов.
  • Май – годовые контрольные работы по математике и физике (5-8 классы) и тематические зачеты 10 классы.

При планировании работы (МО) необходимо учитывать опыт каждого учителя, его квалификацию, уровень теоретической и методической подготовки, профессиональные интересы и др. Это дает возможность каждому учителю принять участие в методической работе, поделиться своим методическим багажом, перенять у коллег то, что способствует повышению квалификации учителя и качества обучения.