Интегрированный урок чтения в 6-м классе. Картины русской природы. С.Есенин. "Зима"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цели:

  • мобилизовать прошлый опыт учащихся;
  • сформировать интерес к тексту, познакомить с его содержанием;
  • закрепить навык чтения «про себя»;
  • развить эмоциональное восприятие картины, описанной поэтом и слуховое восприятие на основе словаря урока.

Оборудование: репродукции картин художников о зиме, картинки для объяснения смыслового значения глаголов, портрет поэта, д/ф «Волшебница зима», пословицы, загадки.

План работы:

  1. Оргмомент.
  2. Работа по определению темы.
  3. Работа над текстом.
  4. Словарная работа.
  5. Итог урока.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Рапорт дежурного.
Работа на слух с дежурным: Кто сегодня дежурный?
Кто отсутствует?
Почему отсутствует Васелина?
Ребята к уроку готовы?
Скажи, чтобы включили аппараты.

2. Определение темы урока

Работа на слух с классом (индивидуальные аппараты).

– Какой сейчас урок?

– урок чтения;
– сейчас урок чтения;
– по расписанию урок чтения;
– сейчас самый интересный урок.

– Зачем нужен этот урок?

– узнать новое, интересное;
– научиться полезному.

– Зачем люди читают?

– чтобы быть умным и грамотным;
– чтобы правильно говорить;
– знания пригодятся в жизни.

– Прочитайте внимательно!

Кто много читает, тот много знает.

– Дополни пропущенные слова в пословицы.

  • … начинает зиму, год кончает.
  • Много …– много хлеба.
  • Береги нос в большой… .

– О чём говорят эти пословицы?

– декабрь, снег, мороз – это зима.
– пословицы говорят о зиме.
– наступила зима.

– Тема урока – «Зима».

3. Работа над текстом

– Послушайте план работы над текстом (ЗУА коллективного пользования).

  • Выразительное чтение учителя.
  • Чтение текста «про себя».
  • Чтение текста «цепочкой» с заданием.
  • Работа со словарём.
  • Пересказ текста своими словами.

1) Образец чтения учителем. (ученики воспринимают текст слухо-зрительно)

– О чём  говорится в стихотворении?

  • о зиме, холодно;
  • метель злится;
  • воробышки голодные, замёрзли;
  • поэт описывает суровую зиму.

2) Чтение учениками «про себя». (Поощрение, умеющих читать «про себя»).

Работа с экраном.

– Откройте учебник на странице 15.
– Прочитайте «про себя».
– Выберите существительные – подлежащие.

На доске делается запись:

КТО? ЧТО?                                       ЧТО ЭТО?
Зима                                                  поёт, аукает, баюкает
Облака                                               плывут
Метелица                                          стелется
Воробышки, пташки             прижались, жмутся, озябли, дремлют, снится
Вьюга                                     стучит, злится

Физминутка

– Определи по картинкам о зиме явления природы (буран, пороша, вьюга, снегопад, метелица)

Справа, слева, впереди, сзади

3) Чтение «цепочкой». Работа с индивидуальными аппаратами. Читать, соблюдая паузы. Выбрать глаголы – сказуемые. (дополняется таблица).
Работа со словарём.

4) Работа с экраном. Подберите картинки к глаголам, где действующие лица – люди и животные.

Поёт хор, девочка поёт, поёт щегол.
Ребёнок плачет, аукают ребята в лесу, качают ребёнка в люльке.
Плывут пловцы, плывут на лодке.
Стелется скатерть, простынь, ковёр.
Девочка прижалась к корове
Внук прижался к бабушке
Синица влетела в форточку зимой
Ребёнок в коляске
Стучит дятел, стучит в дверь, стучит молотком
Рычит тигр, злится старуха, девочка сердится на кошку
О чём говорят эти глаголы?
Поэт так передаёт о действии зимы.
Зима как люди поёт, стучит, злится.
Эти слова говорят, что зима живая.
Зимний пейзаж словно ожил.

Физминутка

Выполнение действий соответственно картинкам.

5) Пересказ текста. (Слабым перфокарта).

С. Есенин пишет, что зима …, …, …, как живая. Что …  плывут, а вьюга и метель …, …, … . Воробышки голодные, усталые …, …, …, и снится им весна.

4. Итог урока

Работа с экраном.

– Что мы делали?  (Отчёт по плану урока).
– Что мы узнали нового?

– что стихами можно описывать природу;
– зимнюю природу поэт передаёт словами;
– зимний пейзаж рисуется словами;
– зима изображается словами;
– глаголы помогают нарисовать пейзаж.

5. Задание на дом

– Кто победит? (По секрету выучить отрывок).

Считаются флажки, полученные за выполнение заданий и определяется победитель. Победитель тот, кто много читает.