Урок обществознания в 11-м классе профильного уровня по теме "Социальный статус"

Разделы: История и обществознание


Цель: подвести учащихся к научному пониманию социальной структуры как определенного способа связи и взаимодействия индивидов, занимающих определенные социальные статусы и выполняющих определенные социальные роли в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей.

Задачи:

1) учащиеся должны усвоить основные понятия урока;

2) сформировать основы социальной культуры;

3) воспитать чувство социальной справедливости;

4) развивать умение интерпретировать изученные социальные явления и процессы, то есть раскрывать их устойчивые существенные связи; приводить примеры;

5) давать оценку изученных социальных объектов и процессов, высказывать свое мнение об их ценности, уровне или значении.

Основные понятия: социальный статус; приписываемый (прирожденный), достигаемый, смешанный статусы; главный статус; личный статус.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточные карточки, презентация к уроку. (Приложение)

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Ведущие методы: аналитический, проблемный, поисковый, ценностно-ориентировочный.

Технологии: ИКТ, игровая, личностно-ориентировочная.

Время: 1 учебный час (45 мин.)

Опережающее домашнее задание: изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы в высказывании В. Шекспира “Весь мир театр, и люди в нем актеры, и каждый там свою играет роль”.

План:

1. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

2. Объяснение нового материала: что такое социальный статус и его разновидности.

Ход урока

1. Эпиграф на слайде:

Весь мир – театр,
И люди в нем актеры,
И каждый там свою
Играет роль.

В. Шекспир

Учитель: что для каждого из вас означают эти слова? (Выслушиваются мнения учащихся и зачитываются домашние сочинения – рассуждения).

Учитель: итак, как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке и как бы вы обозначили его тему? (Высказывания детей).

После этого на слайде высвечивается тема “Социальный статус”.

2. Учитель: на прошлом занятии мы с вами говорили о социальной мобильности: о том, что она бывает горизонтальная и вертикальная. Любой переход из одной страты в другую сопровождается сменой социального статуса.

Социальный статус – это положение (позиция) человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. (термин и определение высвечивается на слайде).

Учитель: разновидностями социального статуса выступают приписываемый (прирожденный) и достигаемый статусы.

Приписываемым называется статус, в котором человек рожден, но который обязательно признан таковым обществом или группой. К нему относятся пол, национальность, раса.

Достигаемый – статус, приобретенный человеком в течении жизни, благодаря ряду его личных особенностей.

Задание для закрепления №1. Определите, к приписываемому или достигаемому относятся следующие позиции: император, глава католической церкви, сенатор, президент, свекор, муж, украинец, полицейский, вождь, кочегар, китаец американского происхождения, космонавт, женщина, граф, ребенок, студент, профессор, народный депутат, падчерица, виконт, паж, адмирал, эмигрант, бездомный, экс-чемпион.

Затруднения и спор вызывают у ребят определение таких понятий как китаец американского происхождения, граф, виконт, эмигрант, бездомный. В ходе обсуждения выясняем, что однозначно эти понятия нельзя отнести к выше обозначенным позициям, они включают в себя элементы одного и второго статуса. Учитель предлагает ребятам самим вывести термин для данной категории понятий – смешанный статус.

Задание для закрепления №2. Некоторые статусы являются настолько яркими, что превращаются в главные независимо от того, каков набор статусов у данного индивида. К ним относятся статусы бывшего заключенного, чемпиона мира и т.д. Ваша задача еще привести примеры главного статуса (ребята приводят примеры подобных главных статусов)

Учитель: помимо социального статуса у индивида в обществе в течение жизни существуют еще и личные статусы.

Личный статус - определяет позиции индивида среди непосредственно его окружающих людей.

Например, ваш класс - это определенная социальная группа. Вы можете каждому члену группы дать определенные характеристики: зануда, ботаник, добряк и т.д. – это и есть личный статус.

Задание №3. Давайте немного подумаем: дается ли статус просто так, что определяет положение человека в обществе? Попытаемся выделить характеристики статуса.

А чтобы это было легче сделать, учитель предлагает игровую ситуацию. Он приглашает пять учеников и им на выбор дарит статусы, записанные на карточках. Например такие: пятилетний ребенок, директор крупной фирмы, всемирно признанный актер, президент, миллиардер, герой России. Задача учеников вести себя соответственно подаренным статусам. Задача для остальных учащихся класса определить, соответствует ли статус тому или иному человеку и если нет, то чего для этого не хватило.

Дети пытаются соответствовать подаренным им статусам. Это у них не получается, они чувствуют себя неуютно.

Учитель: что вам мешало, чего вам не хватало, чтобы соответствовать этим статусам?

По итогам обсуждения выделяются характеристики статуса:

  • принадлежность к родственной ячейки,
  • личные качества,
  • достижения,
  • владения,
  • авторитет,
  • власть,
  • образование, квалификация.

Вывод (формулируется учениками). Статус любого индивида в системе стратификации общества может рассматриваться как результирующая всех оценок, на основании которых он получает статус. Любой человек занимает определенное социальное положение в обществе, но каждому положению он должен соответствовать. Это положение накладывает на него ряд обязанностей.

В жизни каждый стремиться добиться успеха. Успех – это определенный статус и теперь вы, четко зная, чего хотите, должны приложить максимум усилий для соответствия этому статусу. Иначе получиться нелепо, смешно, глупо.

Используемая литература

“Обществознание. 11 класс”. Учебник для общеобразовательных учреждений. Профильный уровень\ под ред. Л.Н.Боголюбова, М.: “Просвещение”, 2009 г.