"Праздник Слова"

Разделы: Русский язык


Эпиграф урока:

... Чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всем красками радуги.
В.А.Сухомлинский

Цель урока:

  • развитие речевых навыков учащихся,
  • закрепление знаний о частях слова,
  • обобщение раздела “Состав слова”,
  • проявление заинтересованности к уроку,
  • привитие дружбы, солидарности, положительных качеств у учащихся

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, карточки, школьная сумка, матрешки.

Урок начинается с фронтального опроса в виде минутки поэзии:

1-й ученик: (Корень.)

– Я главнее всех на свете,
Без меня и слова нет,
Это знают сами дети,
Вот такой Вам мой секрет!

2-й ученик: (Основа.)

Нет, не слова делам основа,
Но все ж почетен слов удел.
Без окончания часть слова
Называется основа!

3-й ученик: (Приставка.)

Я – Приставка, я – Приставка,
Перед корнем я стою
И значенье придаю.
Если -при напишешь ты,
Это, значит, присоедини,
Если -пере не забудь
Переделать что-нибудь!

4-й ученик; (Суффикс.)

Суффикс -чик сказал друзьям:
Я большим уже не стану!
Палец-пальчик, заяц-зайчик.
Если вырасти я захочу,
-Чик в -ищ я превращу,
И тогда я получу
Заяц-зайчик и зайчище!
Друг-дружочек и дружище!

5-й ученик: (Окончание.)

В конце слова я стою,
Этим самым дорожу,
Ну, а если захотите,
От основы я уйду!
Если не будет ко мне уважения,
У Вас не получится и предложения!

Вступительное слово учителя.

Ребята! С начальных классов Вы учите наизусть стихи великих поэтов, например, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Вы также знаете, что главным орудием любого поэта и писателя является Слово.

И сегодня мы узнаем о прелестях слова, обобщим свои знания по теме “Состав слова”, вернее, побываем на празднике слова. Поэтому наш урок называется “Праздник Слова”. (Запись на интерактивной доске и в тетрадях.)

К нам на урок пришел дедушка Словарь. Он расскажет нам сказку. (Презентация сказки проводится с помощью интерактивной доски.)

Жил-был корень. Звали его Воз. Стало ему скучно, и решил он путешествовать по свету. Идет и видит кого-то.

– Ты кто?
– Я – приставка.
– А как тебя зовут?
Пере. А ты кто?
– Я – корень, зовут меня Воз. Давай дружить!
– Давай! Я встану впереди тебя, – говорит приставка.
– Ладно, – ответил корень

И получилось Перевоз. Идут они, видят, что к ним навстречу направляется кто-то.

– Ты кто? – спрашивают они.
– Я суффикс. Зовут меня Чик.
– Хочешь пойти с нами?
– Хочу.
– Ты встанешь после нас, – говорят они.
– Ладно, – отвечает суффикс.

Получилось слово Перевозчик. Стало им весело, решили спеть песенку про дружбу.

(Звучит песня “Вместе весело шагать по просторам”.)

Вдруг к ним идет навстречу кто-то.

– Ты кто?
– Я окончание, зовут меня И. Я хочу пойти вместе с Вами.
– Ладно, но ты будешь стоять в самом конце,– говорят они.
– Я согласен!

И получилось слово Перевозчики.

– Я забыл Вам сказать, что сегодня день рождения тетушки Основы. Давайте поздравим ее,– сказал корень.
– Давайте, – ответили дружно они.

Но окончание вспомнило, что забыло выключить утюг, и побежало обратно домой. С тех пор тетушка Основа обиделась на окончание и не пускает его домой.

– Тут и сказочке конец,
А кто слушал –
Мо-ло-дец!

Учитель: Спасибо большое, дедушка Словарь! А теперь будьте гостем нашего урока! Ребята! Объясните суть этой сказки! (Рефлексия.)

Учитель: А теперь давайте поиграем!

1-я игра с куклой-марионеткой.

(На переднике куклы имеется надпись Вод. Кукла подбирает листочки, на листочках написаны части слова. Собирая листочки, учащиеся составляют слова и делают разбор по составу.)

Вод+ичк+а, вод+иц+а, без+вод+н+ый, вод+ян+ой, под+вод+н+ый

Маленький секрет: (на руках куклы-марионетки пришиты магниты, на обратной стороне листочков приклеены железные пластинки. Вся эта операция позволяет кукле без труда собирать листочки).

2-я игра с матрешкой.

На примере матрешки показать, как “раздевается” слово, т.е. обратить внимание на корень.

Например: учительница.

Слово учительница произошло от слова учитель, учитель – от слово учить, учить – от слова учи. Эта неделимая частица будет корнем.

(Запись на доске и в тетрадях.)

Учитель: К нам на урок пришел Незнайка. В его школьной сумке находятся задания, с которыми он не смог справиться. Давайте ему поможем!

1. Собери слово.

(Из отдельных частей слова надо собрать слова и сделать разбор) – запись на доске и в тетрадях.
Вы+дум+ка, под+снеж+ник, танк+ист+ы, солн+ышк+о, вы+раст+и

2. Отгадай загадку.

Я у дуба,
Я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту,
Я не вверх, а вниз расту.
(Корень.)

Учитель: Надеюсь, мы помогли тебе , Незнайка! В следующий раз постарайся делать сам свои задания! А теперь будь гостем нашего урока! Ты увидишь, как отвечают наши ученики!

3-я игра с приставками (с применением видеоролика).

У казахов ак аже – это символ добра, материнства. И сегодня мы, используя приставки, опишем действия Ак аже (на компьютере имеется небольшой ролик, где показаны движения Ак аже).

Вы+шла, по+шла, со+шла, ото+шла, у+шла, за+шла, подо+шла и т.д.

Кроссворд.

(На каждом компьютере имеется презентация этого кроссворда, ученики работают самостоятельно. Затем проводится проверка ответов каждого ученика, используя при этом головной компьютер.)

По горизонтали:

  1. Часть слово, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (Приставка.)
  2. (Поспешишь – людей насмешишь. Что это? (Пословица.)
  3. ......... имеет законченную мысль. (Предложение.)
  4. В. Даль составил толковый......... (Словарь.)
  5. Порядок букв в определенном расположении. (Алфавит.)

По вертикали:

  1. Главная часть слова. (Корень.)
  2. Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. (Окончание.)
  3. Без окончания часть слова называется........ (Основа.)
  4. Из чего состоит предложение? (Слово.)
  5. В конце повествовательного предложения ставится....... (Точка.)

Заключительное слово учителя.

Сегодня мы с вами провели очень интересный урок – обобщение по разделу “Состав слова” Вы узнали, что герои сказки дедушки Словаря стали друзьями. Люди, как герои этой сказки, должны быть дружными. И вы, ребята, в классе должны быть дружными, всегда помогать друг –другу в трудную минуту. А теперь дедушка Словарь скажет нам свое пожелание:

Дружите друг с другом,
Как птица с небом,
Как травы с лугом,
Как ветер с морем,
Поля с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!

(В конце урока идет оценивание учащихся.)

Рефлексия. (Что нового вы узнали? Какие ощущения вы получили?)

Домашнее задание: написать эссе на тему “Дружба”, сделать словообразователный разбор 5 слов, использованных в эссе.