Духовное формирование личности ребенка происходит путем присвоения им общественно исторического опыта человечества в процессе предметно практической деятельности. Народные традиции выступают как образцы, в которых сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны. В традициях фиксируются исторически сложившиеся нормы и принципы, отношения, взаимоотношения, идеалы. Выступая как коллективная память, традиции являются неотъемлемым элементом этнического сознания.
Такой памятью выступают, прежде всего, духовные ценности, устные, письменные произведения народного творчества, художественно-прикладное искусство.
До недавнего времени в педагогической теории и практике недостаточно учитывались национальные особенности, традиции, обычаи, опыт народной педагогики. Вместе с тем, еще К.Д.Ушинский отмечал: “Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью”.
“У каждого народа, - писал К.Д.Ушинский, - своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит народам”.
В настоящее время возникло особое направление в педагогической науке – этнопедагогика, изучающая народный опыт воспитания детей.
Народная педагогика представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх.
Духовное богатство народа очень тесно связано с народной педагогикой, нравственными проповедями.
Вопросы особенности воспитания детей в народных традициях интересовали просветителей, педагогов во все времена.
Так, основатель педагогики, “отец педагогической науки” Я.А.Коменский уже в своей первой работе “Сокровища чешского языка” проявил стремление служить своему народу. Изучая жизнь своего народа, он исследует историю, записывает чешские пословицы.
В его лучших произведениях – “Мудрость старых чехов”, “Правила поведения, собранные для юношества в 1653 году” и других – выражается глубокое уважение к педагогической культуре народа. Из неё он черпал идеи о воспитании.
Подчеркивая важность обучения детей на родном языке, Я.А.Коменский указывал на необходимость вооружения знаниями, связанными с жизнью народа.
Осмыслив народные традиции воспитания, великий педагог – гуманист включил их в свою педагогическую систему.
От Я.А.Коменского к новейшим педагогическим исканиям второй половины 19 начала 20 века проложил путь К.Д.Ушинский.
Этнические проблемы воспитания имели продолжение и в советский период, поддерживаемые Н.К.Крупской, А.В.Луначарским, А.С.Макаренко.
Этнопедагогика, традиции, народная культура, являются связующей нитью между поколениями, между школой и жизнью.
Ведущей идеей этнопедагогики является достижение гармонии природно-биологического, социального и духовного в развитии человека.
Важнейшее в воспитании детей – это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой.
У крестьянина издревле обожествлялась земля, вода, хлеб. Поэтому в народе укоренились обычаи, связанные с хлебом. Например, пробовать хлеб считалось выражением искреннего уважения к хозяину, любая клятва закреплялась богом и хлебом и т.п.
Многие народные пословицы учат молодежь быть бережливыми, трудолюбивыми: “Хлеб натопчешь, – бог накажет, – земля проглотит”. В этой традиции проявляется чувство любви к своей земле, к ее плодам, результатам труда человека, - чувство, присущее каждому народу.
В воспитании большое значение имеет преемственность поколений. Чем теснее и глубже эта преемственность, тем лучше для воспитания детей. Укрепление преемственности поколений происходит на вековых гуманистических традициях народа. А традиции – это все то, что унаследовано от предшественников (ценности, нормы, образцы поведения).
Традиции - это осознание принадлежности к своим корням. Чем дальше, глубже в прошлое проложены эти корни, тем сильнее они. Это основополагающий принцип народного воспитания.
Народ хотел видеть в каждом ребенке комплекс социально-этических качеств. Еще в ранних произведениях народного творчества были четко сформулированы представления народа о личности современного человека, развитие которой должно осуществляться мудрой триадой: “ум”, “доброта”, “трудолюбие”.
Народное воспитание имеет свою основу в опыте и сложившихся традициях. Народный воспитатель все это делал и делает в процессе практической деятельности, поучая или показывая (“Делай как я”).
Богатые народные традиции, доставшиеся нам по наследству, традиции уникальные, потеря которых невосполнима. Они нуждаются, как и наша земля, в защите и восстановлении. Порвав с духовными традициями, мы убивали в себе человека, нравственную опору, творческие способности. Поэтому народные традиции, обычаи, социально-этической нормы выступают ведущими факторами воспитательного процесса, оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка.
Раскрытие социально-психологического смысла народных традиций как сложного функционального фактора формирования мотивационно-потребностной сферы ребенка есть условие его социального развития. Народные традиции представляют собой важнейший фактор, обеспечивающий организующее действие и индивидуализацию этнического общества. Народные традиции обеспечивают особую психологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания растущих детей.
Высокая эффективность народной педагогики – в ее конкретном воздействии на личность. Отсюда и естественность включения воспитательных идей народа в учебно-воспитательный процесс современной школы.
Эффективность использования народных традиций зависит не только от понимания их роли, но и от умения воспитателя использовать все ценное, что они в себе заключают в общем контексте педагогических воздействий.
В народной традиции ведущее место занимает подготовка к труду и выбору жизненного пути.
С раннего детства через игры, забавы старшие учат младших социальным отношениям, общению, добротворчеству, воспитывая и обучая одновременно.
В настоящее время утрачены в большинстве своем традиционные виды деятельности.
В России, однако, в некоторых местах: в поселках, деревнях – есть необыкновенные островки жизни, где сохранились крестьянские обычаи, старинные праздники, обряды. Гений народа создал свою культуру, собственную, неповторимую. Памятью об этой культуре еще будет воспитываться не одно поколение современных людей, всегда черпая из неё вдохновение, радость творчества.
Информация о минувшем, заложенная в наследии, представляет не только познавательный интерес, она, как генетический код, во многом предопределяет грядущее.
В среде, порождаемой человеком, живут два начала. Одно вызвано необходимостью удовлетворить нужды физического бытия человека, - это область цивилизации. Второе – духовное начало, - область собственно культуры, сохранившая духовный потенциал.
Сейчас особенно остро стоит вопрос о сохранении и реанимировании наследия и приобщении к этой проблеме детей. Кто и как будет общаться с наследием предков после нас?
Творческое приобщение детей к данной проблеме может оказать серьезное воздействие на формирование нового общественного сознания, предотвратить нравственную и духовную деградацию, развить творческий потенциал личности и национальное самосознание.
Ведь не хлебом единым жив человек. И как бы ни банально звучала эта истина, лишь культурный и образованный человек сможет активно участвовать в творческом процессе возрождения национальной культуры и вхождения ее в мировую цивилизацию.
Само общество должно осознать, что многовековая уникальная культура народов России, приобщение к ней подрастающего поколения может стать мощным стимулом общественного прогресса, надежным источником социально-экономического развития.
Так, следуя укладу жизни общества, его многовековым традициям, формируется личность растущего человека.
Значение народных традиций как важной части воспитания в современном мире общепризнанно. Свидетельство тому, например, целенаправленная деятельность многих международных организаций. Возрождению и изучению народных традиций посвящена деятельность Международного совета организаторов фольклорных фестивалей. Одна из основных задач – сделать народное искусство средством всемирного понимания и общения. Поддерживая преемственность народной традиции, члены этой организации придают большое значение участию в фольклорных фестивалях детей.
Фольклор и его традиции являются отражением коллективного разума, накопленного опыта жизни. В каждой стране история и опыт обращения к фольклору в общей системе воспитания связаны с историей и культурой своего народа.
В истории России отношение к народному искусству неоднократно претерпевало существенные изменения. Со времени принятия христианства народное искусство, взросшее на почве язычества, во многих своих направлениях подвергалось гонениям.
Ф.Буслаев, русский философ и искусствовед, исследовавший, древнюю литературу и ее время, писал: “Петь песни, рассказывать сказки и басни почиталось делом языческим, забавою дьявольской… к бесовским играм причисляются: плясание, гудьба, т.е. музыка, песни бесовские и жертва идольская. Песни бесовские – народные песни вообще”.
Официальное отношение к фольклору как “забаве дьявольской” сохранялось на протяжении всего средневековья.
Переломным в русской культуре является 17 век, это сказалось и на отношении к фольклору.
Народная педагогика на протяжении многих веков и вплоть до наших дней играет огромную роль в воспитании детей. Нравственная коллективная мудрость и эстетическая интуиция вырабатывают национальный идеал человека. Идеал этот гармонично вписывается в общемировой круг гуманистических идей.
Важно научить молодое поколение комплексному подходу, умению увидеть весь спектр наследия, все его грани и аспекты.
Составной частью наследия является музыкальное искусство, театр, кинематограф, памятники литературы и искусства и др. Но главное все же – дети; главное – человек, как носитель наследия.
Возрождение культуры – дело поколений, разрушение – дело дней, часов, минут… Начинать надо сегодня, немедленно. Начинать надо в семье, в школе.
Внимание к народной культуре в системе школьного образования приведет нашу педагогику к более значительным успехам в деле эстетического и художественного воспитания детей, приобщению их к традиционному народному искусству; поможет привить каждому ребенку любовь к творчеству, к прошлому своего народа. Приобщение детей к народным традициям во всем своем многообразии требует выхода за пределы класса, за пределы типового иерархического отношения между учителями и учениками. Наибольшие возможности в создании ситуации, приближенной к естественному бытованию жанров народного творчества, заключает в себе фольклорный праздник. Во время таких праздников важно привлечь к народной традиции всех участников, где все вовлечены в коллективное действие.
Школьный фольклорный праздник – это как бы кульминация и своего рода проверка причастности детей к народным традициям.
Праздники нужно использовать как средство воспитания и развития растущего человека.