Обобщающий урок по теме "Климат России"

Разделы: География


Цели урока:

- закрепить и систематизировать знания об особенностях климата России.

- воспитывать любовь к природе, родному краю.

Учебник: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. География России. Природа. Население. Хозяйство. - М.: Дрофа, 2008.

Ход урока

1. Проверка уровня усвоенности изученного материала по теме “Климат России”.

1) Работа устно

Дать определение понятиям:

- климат (климат – это многолетний режим погоды для данной местности);

- погода (погода – это состояние тропосферы в данное время).

Дайте характеристику состоянию тропосферы в данное время.

2) Работа с интерактивной доской в программе Notebok.

- Что называется климатообразующими факторами (Это условия формирования климата).

Задание: распределить климатообразующие факторы по основным группам. Рисунок 1.

      Рисунок 1

3) Устная работа

- Что называют солнечной радиацией? (Это излучение солнцем тепла и света, измеряемое в ккал/см2.)

- Как географическая широта влияет на уровень солнечной радиации? (Чем больше угол падения солнечных лучей на земную поверхность, тем выше температура.)

- Какие виды солнечной радиации вы знаете? (Прямая, рассеянная, отражённая, поглощённая = суммарная.)

- Что называется воздушными массами? (Это подвижные части тропосферы, которые отличаются друг от друга своими свойствами.)

- Что называется атмосферным фронтом? (Это переходная зона между различными воздушными массами.)

- Какие виды атмосферных фронтов вы знаете? (Теплые и холодные.)

- В атмосфере в связи с различным атмосферным давлением могут формироваться вихревые движения воздуха. Как они называются? (Циклоны и антициклоны.)

- Почему центры формирования циклонов и антициклонов называются барическими центрами? (Бар – единица измерения атмосферного давления. )

- Какие виды барических центров вы знаете? (Максимумы – с центром высокого давления; минимумы – с центром низкого давления.)

4) Работа с интерактивной доской в программе Notebok.

А) Задание записано на экране: рисунок 2.

Рисунок 2

Б) Сравните циклоны и антициклоны. Заполните таблицу, перетащив характерные черты циклонов и антициклонов в соответствующие графы. Рисунок 3.

Рисунок 3

Чтобы быстро проверить выполненную работу, используем вкладку справа с правильными ответами. Рисунок 4.

Рисунок 4

В) Обозначить барические центры (центры формирования циклонов и антициклонов) на территории нашей страны. Рисунок 5.

Рисунок 5

Г) Опрос с использованием одной страницы Notebok, но он проходит поэтапно. Используется эффект “шторки”.

1) Мини-тест и его проверка с использованием вкладки с правильными ответами: рисунок 6.

Рисунок 6

2) Соотнести рисунок и понятие: рисунок 7.

Рисунок 7

3) Дополнительные вопросы “КОТ В МЕШКЕ” и “БЛИЦ-ОПРОС” рисунок 8.

Рисунок 8

8) Устно работа с классом (нужно дать ответ на вопрос в виде продолжения стиха – загадки, то есть в рифму).

Ветер, ветер, ты могуч!
Ты гоняешь стаи туч!

Знаем без сомнения, ветер дует по причине разницы… (давления).

Мороз и солнце – день чудесный,
Ещё ты дремлешь друг прелестный

А.С. Пушкин

И не знал, конечно, он
В атмосфере был … (Циклон… Неверно. Правильный ответ антициклон)

6) Работа в Internet ,,Прогноз погоды на ближайшие три дня”.

7) Электронные презентации учащихся на тему “Природные явления в атмосфере”.

8) Проверочный тест в программе VerDIKT. Рисунок 9.

1. Какой из перечисленных явлений природы не формирует погоду?

а) Высокая облачность

б) Движение литосферных плит

в) Полярная ночь.

2. На какой фактор формирования погоды и климата не влияет рельеф?

а) Уровень солнечной радиации

б) Движение воздушных масс

в) Формирование осадков.

3. Общее количество солнечной энергии, достигающей поверхности Земли:

а) Прямая солнечная радиация

б) Рассеянная солнечная радиация

в) Поглощенная солнечная радиация

г) Суммарная солнечная радиация

д) Отраженная солнечная радиация.

4. Переходная зона между различными воздушными массами:

а) Атмосферный фронт

б) Атмосферный вихрь

в) Барический центр.

5. Количество влаги, которое может испариться с поверхности Земли при данных атмосферных условиях:

а) Испарение

б) Коэффициент увлажнения

в) Испаряемость.

6. Вихревые движения воздуха с центром высокого давления:

а) Циклон

б) Атмосферный фронт

в) Антициклон.

7. Какое стихийное природное явление изображено на фото?

а) Ливневые дожди и наводнение

б) Гроза

в) Снегопад.

8. Какое стихийное природное явление представлено в видеосюжете?

а) Ливневые дожди и наводнение

б) Гроза

в) Снегопад.

(К вопросу №7 прикреплено фото “Гроза над городом Волжским”, к вопросу №8 прикреплен видеосюжет “Ливень в городе Волжском”).

Рисунок 9

2. Итог урока.

1) Оценки за урок.

2) Песня “У природы нет плохой погоды”.