Музыкальное искусство – обязательное слагаемое в формировании современной личности

Разделы: Музыка, Начальная школа


Наше время диктует новые условия. Сейчас решать вопросы формирования личности невозможно без эстетического воспитания и музыкального, в частности.

Работаю в школе, потому что считаю ее самым важным, надежным и интересным местом, где можно заниматься музыкой с детьми. На мой взгляд, именно в школе, через которую проходит каждый, должна рождаться, воспитываться, утверждаться эстетическая культура личности. Это главная цель, которую я ставлю перед собой как человек, непосредственно связанный с музыкой. Поэтому я считаю для себя необходимым постоянно задумываться о сути музыки, по - настоящему понимать ее глубину. Тогда и ученик не просто слушает музыку, не просто поет, размышляет, переживает, становится ЧЕЛОВЕКОМ. Через музыку он входит в жизнь, укрепляется в нравственных человеческих идеалах.

Мне кажется нелепым, что до сих пор у нас существуют отдельно Министерство образования и Министерство культуры. Ведь просвещение не возможно без культуры, а культура не возможна без просвещения.

Что же такое урок музыки?

На мой взгляд - это обаяние учителя, блеск глаз, выразительность любого голоса, интонации, жестов, улыбки. Возможно, для каких-нибудь других предметов это не имеет значение, а в нашем, где основная задача не воспитание музыканта, а воспитание человека, это не менее, а иногда и белее существенно, чем слова, которые говорит учитель.

Как описать творческий процесс совместного "вживания" в интонационно-образный строй песни, какими словами представить неуловимую атмосферу урока, где царствует МУЗЫКА? А размышления о жизненно важных для становления личности проблемах, которые возникают на уроках в связи с музыкальными образами?

Вроде, только что это все было на уроке так ярко, так волнующе, а на бумаге мертвеет, фразы тускнеют... Наверно, это неизбежные потери...

Стержнем, вокруг которого строится все содержание работы, являются сами уроки. Ведь именно урок - источник и результат поисков педагога, всё исходит из урока и возвращается к нему. Хочу сказать, все это "рядовые", не открытые, не показательные уроки. Это просто пример каждодневных педагогических поисков, редких взлетов и более частых, чем хотелось бы, неудач, разочарований.

Каждый мыслящий педагог рано или поздно должен задаться вопросом: зачем мы преподаем музыку в школе? Что хотим от своих уроков?

Так получается, что для меня, учителя, музыка перестала быть самоцелью. Главное - человек, ученик, его душевное состояние, духовный мир, интерес ко всему окружающему, природное любопытство. И я иду к нему. Иду не с пустыми руками, а имея такое огромное богатство, как музыка.

Я иду, чтоб открыть детям это богатство, и волнуюсь о том, чтобы процесс познания не превратился в простое накопительство. В конце концов, надо обязательно выяснить - не сколько ты знаешь, а как знаешь.

Принося музыку на урок, вместе с учащимися разбираясь в ее тонкостях, проверяя ее воздействие на нас, открывая и удивляясь неизведанному, стараюсь, чтобы они задумались, о своём месте в многоликом, стремительном мире, хочу пробудить желание проявить себя - и это будет новое, никому еще неизвестное творение, прекрасное и удивительное.

Приношу детям то, что, считаю просто необходимым, в чем заинтересована сама, чем очень хочу поделиться, потому, что это пережито, прочувствованно мною.

Иду на встречу с детьми без страха, с желанием увидеть в их глазах доверчивое ожидание необычного. Уверена: музыка объединит, поможет слиянию чувств. Пусть не все сначала будут вместе с тобой, но часть обязательно откликнется. Удержать, не потерять их порыв и в те же время разбудить других, которые пока еще как закрытые почки или бутоны, а какие там листья или цветы, пока невидно.

Чтобы они раскрылись, нужны любовь и терпение, увлеченность и умение увлекать, выслушать и побудить к действию, разбудить стремление к познанию мира и себя через музыку.

Если заметила, как затрепетали ресницы во время встречи с музыкой - похвалю. Использую любую возможность для одобрения. А когда между учителем и детьми протянулась нить доверия, главное - сберечь это доверие, не разрушить.

Не позволяю себе формально относиться к уроку, не допускаю равнодушия в общении с детьми.

В основе моей работы - программа Д.Кабалевского, точнее ее тематизм, доступность учебного материала, синхронная связь с другими предметами, Предоставленная учителю свобода творчества, Заключающаяся, как в подборе репертуара, так и в возможности использования методик (элементов) других авторов. Для себя определила, что главное - это художественно-педагогическая идея, помогающая выстроить драматургию урока, как единого целого.

Взаимосвязь отдельных этапов урока, логичный переход от произведения к произведению через взаимосвязь различных видов искусства, через проблемные вопросы, ведущие к созданию проблемных ситуаций. Органичное сочетание знакомого материала с новым, постоянная ретроспектива, опора на нее и движение вперед. Драматургия урока в гибком реагировании на события окружающей жизни, умение посмотреть на прошлое сегодняшним взглядом, перевести на себя.

Обобщение темы урока не как точка, а как многоточие, предполагающее рост, бесконечное движение к познанию, раскрытию, раскрепощению.

Драматургия предполагает сочетание предельной искренности с актерским мастерством. Когда каждый жест, взгляд, пауза, изумление, радость, задумчивость - идет от души, но не спонтанно, а осознанно и выразительно.

При исполнении, показе песни ставлю задачу перед собой - спеть так, чтобы заслушались, засмеялись, заплакали.

В уроке не должно быть мелочей, важны всё детали. Сочетание методов и приемов вокально-хоровой, индивидуальной работы, в связи с содержанием, то есть полное осознание того, что делается.

Задача учителя - координация всех помыслов, возможностей. Кого-то спросить сразу, пока не затихло желание, кого-то пока остановить, не навязывая жесткого требования, кого-то "подтолкнуть", подбодрить, показать, что все интересны, все мнения важны. Ощущая себя как часть большого мира, считаю своим долгом передать это ощущение детям. Привлекая информацию от разных источников, подчеркиваю, что музыка проникает во все сферы жизни, что жизнь - это музыка.

Стремлюсь, чтобы каждый ученик почувствовал себя Человеком, учился умению слушать и слышать, выражать себя.

Мои дети - мои соавторы в создании уроков искусства.

За время работы, я сформулировала для сёбя несколько основных принципов педагогической деятельности, и в частности:

• Иду к тебе с любовью и добром.

• Каждый ученик талантлив и неповторим.

• Равенство и творческое сотрудничество.

• Не торопись, остановись, подумай.

• Мир многолик, помоги обозначить “ценностные ориентиры”.

Для реализации этих принципов использую различные методы и приемы организации учебно-педагогической деятельности, предполагающие:

• эрудицию, артистизм учителя для создания высокого эмоционального фона каждого урока;

• психолого-педагогические паузы, заготовки, обеспечивающие комфортное общение;

• интегративное использование информации, расширяющий детский кругозор;

• создание условий для творческого самовыражения каждого ученика.

В работе на уроке постоянно внушаю детям: “ Здесь все талантливы”, “Делай, как считаешь нужным”, “Если ты почувствовал красоту в услышанной музыке, увиденной картине, прочитанной картине или даже строчке, и у тебя возник образ - сохрани его. Сотвори теперь сам и не только в искусстве, но и вообще”.

Использую нетрадиционные методы поощрения, такие как прикосновение, особая фраза, сюрприз.

Снимаю комплекс “неправильного ответа”. Предоставляю ученику своду выбора вида деятельности:

  • либо вокальное исполнительство;
  • либо инструментальное музицирование;
  • либо устный ответ, письменная работа;
  • рисование;
  • движение под музыку.

Для организации творческого сотрудничества детей на уроках активно использую игровые приемы - объяснения новых понятий:

  • пластическое интонирование;
  • обмен впечатлениями о музыке в устной и письменной формах, коллективно и индивидуально;
  • вокальное и инструментальное творческое музицирование;
  • выполнение заданий поискового и творческого характера.