Конспект урока русского языка во 2-м классе "Грамматическая основа предложения"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Тип урока: формирование новых знаний.

Задачи урока: 

  1. Формировать представления о грамматической основе предложения;
  2. Учить находить грамматическую основу в предложении с опорой на алгоритм;
  3. Продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости;
  4. Упражнять в точном употреблении глаголов в речи.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
I. Орг момент
Проверка готовности к уроку  
II. Формулирование цели урока
На электронный адрес школы поступило звуковое письмо, адресованное Вам ребята.
Здравствуйте ребята. Мы, жители страны Русского языка знаем, что вы умные и прилежные ребята, поэтому мы именно к вам обращаемся за помощью. Дело в том, что у нас пропало предложение, мы не смогли разгадать его тайну. И сейчас у нас царит беспорядок. Помогите нам

Сегодня на уроке мы проведем грамматическое расследование и попытаемся разгадать ещё одну тайну предложения.
Прослушивание Слайд 1
III. Актуализация знаний
Для начала проведем мозговой штурм и составим модель предложения
Блиц-опрос
1. Что такое предложение?
2. Как связаны слова в предложении?
3. Как стоят слова в предложении?
4. Какие знаки препинания можно поставить в конце предложения?
Составление модели предложения (на доске)
Постановка проблемного вопроса
5. Что такое грамматическая основа предложения?
Я думаю, что именно эту тайну мы и должны открыть сегодня на уроке и научиться находить в предложении грамматическую основу.
IV. Открытие нового знания
Слайд 2
Жители страны Русского языка выслали нам улики, с их помощью мы и попытаемся разгадать тайну предложения.
Поиск в толковом словаре значение слова улики
1. Записка Слайд 3
Прочитайте.
Можно ли данную запись назвать предложением? Почему?
Чтение с доски
_зык
Р_бята
Ру__кий
Составьте предложение, используя данные слова. Составление предложения
В школе ребята учат русский язык.
Комментированная запись у доски
2. Грамматическое исследование Слайды 4-10
О ком говорится в этом предложении?

Ответы
На какой вопрос отвечает слово ребята? Давайте подчеркнем это слово одной чертой. Запись
Кто? Ребята
Попробуем убрать это слово из предложения. Прочитайте.
Что вы заметили?
Ответы
Что говорится о ребятах в предложении?
Поставьте вопрос от слова ребята, к слову учат. Давайте подчеркнем это слово двумя чертами.
Запись
Кто? Ребята (что делают?) учат
попробуем убрать это слово из предложения. Прочитайте.
Что вы заметили?
Ответы
Теперь давайте попробуем убрать из предложения слова, которые мы подчеркнули.
Прочитайте.
Можно ли данную запись назвать предложением? Почему?
Давайте сделаем наоборот. Уберем слова, которые не подчеркнули. Понятен ли смысл? Можно ли данную запись назвать предложением?
Ответы
Как вы думаете, как можно назвать, эти слова в предложении?
Давайте обратимся к следующей улике и попытаемся ответить на этот вопрос.
Предположительный вывод
3. Грамматическая справка Слайд 11
В предложении есть слова, которые составляют грамматическую основу предложения. В неё входят подлежащее и сказуемое.
Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? и подчёркивается одной чертой.
Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делают? (и.т.д) и подчёркивается двумя чертами.

Что вы узнали из грамматической справки?
Чтение правила
«Что такое грамматическая основа предложения»
Назовите грамматическую основу предложения
Ребята учат русский язык.
Ответы
V. Первичное закрепление
4. Грамматический алгоритм Слайд 12
1. Прочитать предложение
2. Определить о ком или о чём говориться в предложении
3. Задать вопросы (кто? или что?) .(найти подлежащее).
4. Подчеркнуть подлежащее одной чертой.
5. Определить, что говорится о подлежащем.
6. Задать вопросы (что делает? что делают? и.т.д) (найти сказуемое).
7. Подчеркнуть сказуемое двумя чертами.
8. Прочитать грамматическую основу.
Работа в парах
Составление алгоритма
«Как найти в предложении грамматическую основу?»
5. Грамматический тренажер
Выполнение задания на компьютере Мультимедийное приложение «Игры и задачи в начальной школе»
VI. Итог урока
Слайд 14
Какую тайну предложения мы с вами раскрыли на уроке?
Что такое грамматическая основа предложения?
Что такое подлежащее?
Что такое сказуемое?
Составление модели предложения ( на доске )
VII. Рефлексия
Слайд 15
Что было легко?
В чем была трудность
Самооценка
VIII. Дом.задание
Слайд 16
Правило.
Д.м. Упр.74