Интегрированное занятие (логопедия+музыка) для 1-го класса группы продленного дня "Свинкин дом"

Разделы: Музыка, Логопедия


Цель урока: учить слушать музыку, различать темпы мелодий, петь соответственно со звучанием музыки (тихо-громко); развивать силу голоса и выразительность речи, пения.

Задачи:

  1. Развивать чувство ритма, темпа, просодику, фонематический слух; способность восприятия музыкальных образов и умений ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
  2. Развивать дыхание, артикуляцию, моторные функции, слуховое, зрительное внимание, память, мимику лица;
  3. Воспитывать правильную осанку, походку, грацию движений, способствовать развитию ловкости, силы, выносливости, координации движений, ориентировки в пространстве.

Оборудование: домик, бубен, игрушки “свинки”, магнитофон, аудиокасеты, флажки четырех цветов, картинки для артикуляционной разминки, ковер.

Музыкальный материал: Г. Струве “Пестрый колпачок”, С. Гаврилов “Зеленые ботинки”, марш, мелодия на игру с бубном на выбор преподавателя.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра “Угадай, кто говорит” (играет аудиозапись голосов животных)

Игра “4 флажка”

Вот флажки – четыре цвета.
Нам игра знакома эта.
Флажок я желтый подниму,
Всех похлопать попрошу.
Флаг зеленый подниму –
Всех потопать попрошу.
Синий – будем мы молчать.
Красный – все “Ура!” кричать.

2. Основная часть.

1. Упражнения для развития мышечного тонуса и ориентировки в пространстве:

Мы купили свинке
К празднику ботинки,
Ей помыли пятачок, сшили новый пиджачок.
Только как его надеть?
Хвостик некуда нам деть.
Протянуть руки вперед.
Поставить ногу на пятку.
Потереть нос раскрытой ладонью.
Показать удивление.
Показать хвостик “рукой”.

2. Разучивание песни “Зеленые ботинки” (С. Гаврилов).

1) – упражнения для развития речевого выдоха: “Задуй пламя свечи”, “Ковбой”, “Надувала свинка шар”.

Надувала свинка шар,
Поросенок ей мешал:
Подошел и ножкой – топ!
А у свинки шарик – хлоп! Ш-ш-ш
На вдохе надуть живот, задержать дыхание, на выдохе произносить звук Ш.

2) – упражнения для развития артикуляции по картинкам:

  1. Открываем ротик – дом
    Кто хозяин в доме том?
    В нем хозяин – Язычок.
    Он удобно в доме лег.
  2. В этом доме две стены.
    Это щеки нам видны.
    Могут стены в дом втянуться,
    А потом, как шар, раздуться.
  3. Пол есть тоже в доме нашем.
    Челюсть нижнюю покажем.
    Эта челюсть нижняя
    В домике подвижная.
  4. Потолок вверху, внутри.
    Это небо. Посмотри.
    Можно к небу прикасаться,
    Постучать и там остаться.
  5. Вход в дом двери запирают.
    Двери разные бывают.
    Двери-зубы. Осторожно.
    Закрываются надежно.
  6. Двери-губы гибкие.
    Могут стать улыбкою.
    Могут в трубочку собраться,
    После снова улыбаться.
  7. Язычок наш не скучает.
    В доме сказки сочиняет.
    Сказки эти он расскажет
    И картинки нам покажет.

3) Разучивание песни

3. Упражнения для развития мышечного тонуса и ориентировки в пространстве.

Вот у свинки новоселье,
Начинается веселье.
Двери открываем,
Гостей поджидаем.
Вместе всех собрали,
В хоровод все встали.

  • Физминутка игра “Бубен” (упражнения для развития чувства музыкального темпа, ритма (выполнение действий по тексту)):

Побежал веселый бубен
Быстро-быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот сейчас сыграет нам!

(Дети по кругу передают бубен под музыку. Когда музыка остановится, ребенок с бубном играет какую-нибудь мелодию).

А с гостями гном пришел.
С ним мы песенку споем.

  • Исполнение песни “Пестрый колпачок” (исполнение песни в сопровождении движений по усмотрению музыкального руководителя).
  • А теперь про чей-то дом

Разговор мы поведем…
В нем богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но беда пришла нежданно,
Этот дом сгорел дотла…

Бом, бом, бом, бом,
Загорелся свинкин дом.
Свинка выскочила,
Глаза выпучила.
Бежит уточка с ведром,
Заливает свинкин дом,
А собачка – с помелом,
А белочка – с фонарем.
Белый заинька с листом.
Раз – раз! Раз – раз!
И огонь погас!
Поднимать и опускать руки, сжатые в кулаки.
Круговые движения руками, перебирать пальцами.
Схватиться руками за голову, покачать головой. Бег по кругу.
Руки в стороны в кулаки – бег.
Наклон – “подметать”.
Поднимать руки вверх.
Ладонями махи от себя.

4. Упражнения для развития чувства музыкального темпа и ритма, обще моторики детей.

Песня-танец “Чико – нико” (муз. и сл. В. Цветкова).

У: – Звери радуются, что затушили пожар и решили потанцевать. Поем и танцуем “Чико – нико”.

5. Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук.

Динь-дон, динь-дон,
Звери строят новый дом.
Красят стены, крышу, пол,
Убирают все кругом.
Тук-ток, тук-ток,
Скоро выстроим домок.
Ой, какой красивый дом,
Новоселье будет в нем!
Поочередное соединение всех пальцев с большим.
Постучать кулаками; ладошка к ладошке, соединить пальцы.

У: – Звери устали от пережитых волнений, тяжелой работы и им необходимо отдохнуть. Садимся на ковер.

3. Итог занятия

1. Упражнения на релаксацию (музыкальное сопровождение по усмотрению учителя).

Дети сидят на ковре, поглаживают ноги, руки и произносят:

Наши ножки устали,
Они прыгали, скакали.
Наши ручки устали,
Они хлопали, играли.
Глазки закрываются,
Реснички опускаются,
Глазки засыпают
Детки отдыхают.
Глазки открываются,
Детки просыпаются.

У: – Все, спасибо за работу, построились друг за дружкой.

2. Выход детей из кабинета под марш (музыкальное сопровождение по усмотрению учителя).

Приложение