Авторская программа реализации взаимосвязи фронтальных занятий по формированию звукопроизношения и занятий по преодолению нарушений лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР в условиях логопункта ДОУ

Разделы: Логопедия


На сегодняшнем этапе развития дошкольного образования можно выделить приоритетные линии разработки, которые обеспечивают качество и доступность образования. Во-первых, это качество образовательных программ, определяющих стратегию и тактику педагогической работы. Во-вторых, качество образовательной среды. В-третьих, качество работы педагога, его способность учитывать личностные характеристики воспитанников, умение выбрать наиболее успешный путь взаимодействия между участниками образовательного процесса. Всё это побуждает совершенствовать коррекционно-педагогическую деятельность, искать новые методы и приёмы работы, необходимые для обеспечения своевременной коррекционной и профилактической помощи детям.

Самой многочисленной категорией среди всех дошкольников с отклонениями в развитии являются дети с речевыми дефектами (от 45 до 60%). У многих детей процесс развития речи задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений, недоразвития фонематических восприятий и т.д.

Программа развития общеобразовательного дошкольного учреждения предполагает решение задач по укреплению и развитию физического и психического здоровья, созданию основ коррекционно-развивающего взаимодействия. Мое участие, как учителя-логопеда, выражается в разработке и реализации коррекционно-развивающего направления программы развития детского сада.

Логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в логопедических группах ДОУ. Работа логопеда, работающего на логопункте, строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями дошкольных групп позволили сформулировать цель моей деятельности – поиск оптимальных путей повышения уровня показателей скорректированной речи, своевременное выявление и устранение речевых проблем.

Изучение теоретической литературы, анализ данных, полученных в результате диагностики, опыт проведения групповых занятий в условиях логопункта позволили оптимизировать планирование фронтальных занятий с детьми с ОНР к специфике работы логопункта ДОУ, обеспечивая взаимосвязь групповых занятий по формированию звуковой стороны речи и занятий по преодолению нарушений лексико-грамматических средств языка. Так как количество групповых занятий сокращены в силу специфики работы логопункта, а также приходится учитывать уровень посещаемости детьми детского сада из-за климатических условий Севера.

Коррекционно-логопедическая работа с ребенком строится с учетом его образовательных потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей, которые определяются прежде всего в результате комплексного обследования.

Планирование занятий определяется целями и задачами, поставленными на текущий учебный год, а также мониторинговыми исследованиями, индивидуально-возрастными особенностями детей.

Большое значение в оптимизации коррекционного обучения имеет подбор учебно-дидактического материала и самих коррекционных упражнений, используемых на логопедических занятиях.

Оптимальным вариантом является логопедическое упражнение, при выполнении которого решается одновременно несколько коррекционных задач:

- главная коррекционная задача данного занятия и этапа;

- подготовка базы для будущей целенаправленной работы над другими компонентами речевой системы – звукопроизношение, лексические средства, грамматический строй, связная речь.

Исходя из этих задач, реализую взаимосвязь групповых занятий по формированию звуковой стороны речи и занятий по преодолению нарушений лексико-грамматических средств языка с детьми с общим недоразвитием речи в условиях логопункта в ДОУ.

Таким образом, происходит формирование звукопроизношения на базе совершенствования лексико-грамматических навыков и развития связной речи и, закрепление лексико-грамматических категорий на занятиях по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте.

Цель программы – оптимизация коррекционно-развивающего обучения детей с общим недоразвитием речи в условиях логопункта ДОУ.

Задачи:

  • реализовать взаимосвязь групповых занятий по формированию звуковой стороны речи и занятий по преодолению нарушений лексико-грамматических средств языка с детьми с ОНР в условиях логопункта в ДОУ;
  • развивать фонематическое восприятие, совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь;
  • сформировать у детей навыки звукового анализа и синтеза;
  • предупреждение дислексии и дисграфии у детей-логопатов;
  • развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику, зрительное и слуховое внимание;
  • формировать навыки сотрудничества в игре и на занятии.

Программа предполагает проведение логопедических занятий с подгруппой детей с ОНР III уровня первого и второго года обучения. Групповое занятие проводится два раза в неделю: I - занятие по формированию звуковой стороны речи и обучению грамоте; II - занятие по преодолению нарушений лексико-грамматических средств языка и связной речи. Диагностика речевого развития детей проводится 2 раза в год.

Концептуальной и содержательной основой планирования стали технологии Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Каше Г. А., Агранович З. Е., Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Смирновой Л. Н.

Представленное перспективное планирование разработано с учетом возрастных, произносительных возможностей детей, последовательного усложнения материала. Весь программный материал распределен по занятиям на два учебных года, дан некоторый практический материал, обеспечивающий взаимосвязь двух видов занятий на неделю. Коррекционная работа на занятиях также направлена на предупреждение у детей-логопатов дислексии и дисграфии, что будет способствовать эффективной подготовке к обучению детей в школе.

Использованная литература

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников С ОНР. - СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2002. - 128 с.
  2. Каше Г. А Подготовка к школе детей с недостаткамиречи. М. Просвещение, 1985.
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе с ФФН. Пособие для логопедов. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 96 с. (Практическая логопедия)
  4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 528 с.
  5. Перспективное планирование фронтальных занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте детей с ОНР первого и второго года обучения. (Разработано членами творческой группы учителей-логопедов ДОУ г. Липецка) // Логопед в детском саду. 2008, №, 2009, № 1-2.
  6. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 216 с.
  7. Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5 - 6 лет с ОНР: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.: “Мозаика-Синтез”, 2009. - 88 с.
  8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с ОНР. М.: МО РСФСР, 1991.
  9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ФФН (старшая группа дет сада) М.: МО РСФСР, 1993.

Приложение