Урок русского языка во 2-м классе. Обобщение по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Разделы: Начальная школа


Цель: обобщить знания по теме; повторить правило и способы проверки парных звонких и глухих согласных на конце слова; развивать умение проверять написание слов с парными согласными на конце; расширять словарный запас; учить работать в парах и в группе; воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Ход урока

I. Минутка чистописания. (слайд 2)

Гимнастика для пальчиков.

– Что за скрип?

– Что за хруст?

– Это что ещё за куст?

– Как же быть без хруста,

Если я – капуста?

– Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту
солим, солим.

Мы капусту жмем, жмем.

Рисунок 1

(Слайд 3)

– Над нами нависла большая синяя туча, пошёл дождь, вот с такими каплями:

Рисунок 2

Чтоб составить мягкий знак,
Нужно правый сжать кулак.
Ну а левый – распрямить
И друг к другу приложить.
Письмо буквы:

ь ь

Прописывание полстроки буквы ь, анализ недочётов, строка дописывается буквой ь с выведением штриха для нижнего соединения.

– Запись слов:

– Какое слово “лишнее”? Почему? Определите тему нашего урока.

II. Актуализация опорных знаний. (слайд 4)

Разгадайте кроссворд (работа в парах).

– Отгадайте загадки, подберите проверочные слова к отгадкам.

Рисунок 3

По горизонтали:

1. В золотой клубочек
Спрятался дубочек.

(Желудь.)

По вертикали:

3. В огне не горит,
В воде не тонет.

(Лёд.)

2. Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Слетели все рубашки.

(Дуб.)

4. Сидит дед,
Во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.

(Лук.)

 

5. Кто растёт корнем вниз?

(Зуб.)

Проверка (слайд 5)

Индивидуальная работа

Исправь ошибки, если они есть.

Окоп, труз, малыж, крофь, столб, любовь, паровос, сугроп.

Физминутка для глаз

III. Обобщение знаний по теме “Правописание парных согласных на конце слова” (фронтальная работа) (слайд 6)

– Вставьте пропущенные слова:

  • Произношение и обозначение на письме непарных согласных …..(не расходится)
  • Перед гласными парные согласные пишутся также, как …. (произносятся)
  • Звонкие и глухие согласные в конце слов произносятся одинаково … (глухо)
  • В конце слов произношение и обозначение на письме парных согласных может …(совпадать и не совпадать)
  • Обозначение на письме всех парных согласных в конце слов надо … (проверять)
  • Для проверки правописания парного согласного в конце слова нужно изменить слово так, чтобы … (после парного согласного стоял гласный)

(Слайд 7)

– Назовите известные вам способы проверки парных согласных на конце слов:

1. Изменить число

2. Назвать ласково

3. Подставить слово “нет”

IV. Работа по учебнику.

Упр. № 148

Назовите изображенные предметы. (слайд 8)

Рак, уж, сом, мак, рог, столб, шар, лист.

– Надо ли проверять правописание конечных согласных в этих словах?

– Если проверять надо, сначала запишите проверочное слово, а через тире – слово, которое проверяли. Выполните это задание по вариантам. 1 вариант– 1е три слова, 2 вариант – последние три слова.

В тетрадях: Раки – рак, ужи – уж, маки – мак, рога – рог, столбы – столб, листы – лист.

Упр. № 149 (самостоятельная работа)

– Прочитайте предложения.

– Подберите проверочные слова к словам с пропущенной буквой. Запишите по образцу.

– Дома вам нужно было найти еще произведения, в которых встречаются парные звонкие и глухие согласные в конце слова. Зачитайте эти строки.

V. Работа над текстом.

Упр. № 150 (фронтальная работа)

– Прочитайте рассказ.

– Почему Таня рассердилась на брата? Закончите рассказ.

– Какой момент рассказа изображен на иллюстрации?

– Письменно ответь на вопросы.

– Подчеркните согласные, правописание которых надо проверять.

– Кто из героев вам понравился и почему?

– Как бы вы поступили на месте Коли?

– Как вы помогаете зимой птицам?

VI. Знакомство с новым словом.

– Ребята, ранее нам встречалось много слов с парными звонкими и глухими согласными. Мы встречали их в пословицах, и в загадках и в стихотворениях. Сегодня мы познакомимся с новым словом на это правило, которое, может быть, не все знают.

– Решив примеры, вы узнаете, какая птица является самой большой среди хищных птиц. Вычислите значение выражений. Найдите самое большое значение. Итак, это птица гриф.

(Слайд 9)

38 – 7 = 31

76 + 4 = 80

64 – 30 = 34

Коршун – 34

Гриф – 80

Беркут – 31

– Какая орфограмма в слове гриф? Какое проверочное слово? (слайд 10)

– Сейчас мы послушаем небольшой материал об этой птице. (Рассказывает заранее подготовленный ученик)

Показ картинки с изображением птицы

Физминутка

VII. Словарная работа.

(Работа в группах)

– Чтобы узнать с каким словарным словом мы сегодня познакомимся, мы выполним следующую работу.

– У каждой группы есть карточка. Я читаю слова. Вы находите в левом столбике соответствующую цифру и букву, которую нужно написать в конце этого слова.

2 – рукав

7 – топот

2 – бык

7 – столб

5 – зуб

7 – тулуп

5 – сноп

7 – народ

5 – город

7 – морковь

5 – енот

7 – сок

– Соедините точки. Что у вас получилось? (машина) (слайд 11)

  • Запишите новое словарное слово в словарик. Поставьте ударение, подчеркните непроверяемую безударную гласную. Какую букву нужно запомнить? В этом слове есть орфограмма, которую мы будем изучать на следующем уроке. Что это за орфограмма? (жи – ши)

VIII. Итог урока.

– К нам пришли 3 человечка. (слайд 12)

Рисунок 4

– Этот человечек усвил знания и научился применять их на практике.

– Этот человечек усвоил знания, но ему еще нужна помощь.

– Это человечек расстроился, он ничего не усвоил.

– Выберите для себя человечка и встаньте так, как он.

Оценки за урок. (слайд 13)

IX. Домашнее задание.

С. 118 упр. № 151.

Презентация. ppt

Приложение