Урок математики по теме "Программа действий. Алгоритм"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • Сформировать представление о понятиях “программа действий”, “алгоритм”, “блок-схема”.
  • Учить читать и составлять простейшие программы заданных алгоритмов.
  • Закрепить навыки сложения и вычитания трехзначных чисел.
  • Развивать вычислительные навыки.
  • Воспитывать дисциплину на уроке.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: светофоры обратной связи, таблицы, карточки, раздаточный материал, тренажеры.

Формы и методы: индивидуальная, фронтальная; вербальный, наглядный, практический, проблемный, репродуктивный, повторение.

Ход урока

I. Организационный момент:

– Ребята, поприветствуйте друг друга и садитесь за парты.

II. Актуализация знаний

Индивидуальные задания:

Тренажер (оценка выставляется автоматически)
Сосчитать треугольники:

Исправить ошибки:

Боброва В.

Дифференцированные задания:

– Расшифруй загадку. Зашифруй отгадку.

 

Фронтальная работа:

  1. Сколько ушей у трёх мышей? (6)
  2. Сколько лап у двух медвежат? (8)
  3. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки? (1)
  4. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! (6)
  5. Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (2. остальные сгорели)
  6. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр? (1)

– Открыли тетради, записали число, классная работа.

1. Минутка чистописания (тренажеры)
2. Найти закономерность и продолжить числовой ряд (интерактивная доска)

– Что изменилось? (Разряд десятков увеличивается на 10 единиц)

3. Записать соседей числа 400?

– Какое предыдущее число записали? 399
– Какое последующее число? 401

4. Запишите все комбинации чисел с цифрами числа 248. Наибольшее обведите, наименьшее подчеркните.

5. Представить в виде суммы разрядных слагаемых:

6. Аудиодиктант

Проверка в статических парах. Каждый на полях карандашом ставит оценку.

892 906 456 500 380 405 720 432

7. Начертить квадрат (интерактивная доска)

  1. Посмотрите на доску. Как называется геометрическое тело? (куб)
  2. Одна сторона куба – это какая геометрическая фигура? (квадрат)
  3. Начертите квадрат со стороной 5 см.
  4. Вспомните формулу периметра и вычислите периметр квадрата.

III. Постановка цели урока

– Каждый ли из вас выполняет режим дня? (Ответы детей.)
– Что вы делаете утром, перед тем как идти в школу? (Ответы детей.)

Дети отвечают, а учитель выкладывает на доске карточки:

УМЫТЬСЯ, ПРОСНУТЬСЯ, ПОЗАВТРАКАТЬ, ИДТИ В ШКОЛУ, ПРИЧЕСАТЬСЯ, СДЕЛАТЬ ЗАРЯДКУ, ОДЕТЬСЯ, ЗАПРАВИТЬ ПОСТЕЛЬ.

– Попробуйте расположить эти действия по порядку, как вы выполняете их утром.

К доске выходят учащиеся и устанавливают порядок действий, раскладывая карточки:

ПРОСНУТЬСЯ
ЗАПРАВИТЬ ПОСТЕЛЬ
СДЕЛАТЬ ЗАРЯДКУ
УМЫТЬСЯ
ПРИЧЕСАТЬСЯ
ОДЕТЬСЯ
ПОЗАВТРАКАТЬ
ИДТИ В ШКОЛУ

Работа по учебнику, с. 10.

– Рассмотрите рисунки. Прочитайте текст.
– Правильно ли мы составили программу действий?
– Мы установили порядок операций. Это та программа действий, которую вы выполняете каждое утро. Порядок операций в программе называют еще алгоритмом.

На доске слово:

АЛГОРИТМ

– Кто сможет сформулировать цель нашего урока? (Научиться составлять программу действий, пользуясь алгоритмом.)

IV. “Открытие” нового знания и первичное закрепление

Кто ответит, так что такое алгоритм? (Алгоритм – это порядок действий в программе.)

Что такое программа? (Это запись алгоритма.)

Как мы можем записать программу? (С помощью карточек, рисунков, значков – так, чтобы запись была понятна исполнителю).

№ 1, с. 10. Дети устно отвечают на вопросы.

– Если некоторые операции поменять местами, то результат может не измениться, а некоторые – результат измениться.

№ 2, с. 11 – устно.

Дети изучают блок-схемы и рисунки, а затем рассказывают друг другу.

№3, с. 11.

Учитель показывает поваренную книгу, сообщив, что рецепты приготовления блюд – это тоже алгоритмы.

– Это определенный алгоритм.

V. Физкультминутка

Офтальмологическая гимнастика.

VI. Повторение изученного

– Давайте вспомним, что такое операция?
– Как нужно выполнять операции в алгоритме?
– Посмотрите на таблицу и определите алгоритм решения задачи.

– Что такое обратные операции? (обратные действия)
– Давайте мы выполним обратную задачу к задаче №10 с. 9
– Внимательно ознакомьтесь с алгоритмом выполнения (карточки у каждого)

VII. Итог урока

– С чем познакомились на уроке? Значение каких слов узнали?
– Что такое программа действий? Алгоритм?
– Что больше всего понравилось и запомнилось на уроке?

Домашнее задание

Дома с. 12 № 6, 7.