Блочно-зачетная система обучения математике в старших классах

Разделы: Общепедагогические технологии


Предмет математика всегда являлся основным предметом в курсе общеобразовательной школы, поэтому к нему всегда предъявлялось много требований: как к знаниям учащихся, так и к преподаванию. Особенно сейчас, когда от школьного уровня подготовленности зависит дальнейшая судьба ребенка. Однако существующие базисные учебные планы не предусматривают увеличения количества часов на преподавание этого предмета, поэтому учитель вынужден прибегать к различного рода "уловкам", чтобы добиться как можно большего результата.

Работая учителем математики более 20 лет, я испробовала много различных форм, методик, технологий и пришла к выводу, что самой удачной из них является технология блочного изучения предмета.

Блочное изложение материала дает возможность реализовать опережающее обучение и высвобождает дополнительное время для творческой и исследовательской деятельности учащихся. Эта система позволяет также увеличить время самостоятельной работы школьников, удачно соединяя общий и индивидуальный режимы.

При блочно-зачетной системе изучение материала осуществляется логически завершенными и разделенными на самостоятельные части тематическими блоками, которые изучаются попеременно: блок алгебры - блок геометрии.

Блочно- зачетная система обучения

  • помогает осуществлять индивидуальный подход к учащимся,
  • создает для ученика ситуацию, требующую от него интеллектуальных усилий и продуктивных действий;
  • способствует развитию его мышления, речи, творческих способностей, памяти;
  • формирует у школьников навыки самообучения и самоорганизации;
  • позволяет быстро и регулярно проводить диагностику усвоения теоретического материала и развития практических навыков, способствуя, тем самым, своевременной ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

Таким образом, блочно- зачетная система изучения математики дает возможность лучшему усвоению предмета за счет концентрации тем. Четкое планирование работы внутри блока позволяет уделять достаточно внимания для изучения теории и наработке практических навыков, высвобождая время для углубления, расширения темы, возможность решать прикладные задачи, рассматривать дополнительный материал, повторять пройденное, осуществлять непрерывный не только текущий и тематический, но и итоговый контроль.

При подобной системе преподавания предмета у учащихся

  • стимулируется восприятие учебного материала
  • усиливается интерес к предмету
  • развивается чувство ответственности, самостоятельности, заинтересованности в конечном результате, способности к самооценке
  • у старшеклассников появляется время для самообразования, снимается ситуация перегрузки, особенно в конце полугодия и года.

При этой форме работы преимущество есть и у учителя: возможность "погружения в предмет" позволяет учителю более полно раскрыть каждую тему, более четко проводить занятия, давать дополнительные знания по теме, работать индивидуально с каждым учеником.

При данном методе обучения, изучаемый материал разбит на отдельные блоки. Временные рамки каждого блока могут не совпадать. Блок завершается после логического завершения темы. Например, блок "Тригонометрические функции" рассчитан на 30 часов, а блок "Аксиомы стереометрии и их простейшие следствия" - на 6 часов.

Блок имеет следующую структуру:

  1. Лекция
  2. Теоретический зачет
  3. Практикум
  4. Практический зачет
  5. Урок- обобщение
  6. Контрольная работа
  7. Резервный урок

Количество уроков по каждому этапу может колебаться в зависимости от объема изучаемой темы.

Лекция. Первым проводится вводный урок, который включает в себя: актуализацию знаний, постановку целей изучаемой темы, мотивацию, поясняются организационные моменты.

В начале темы излагается теоретический блок: теория излагается в виде школьных уроков- лекций. Такие уроки будут готовить ученика и к учебе в вузе, где лекция занимает значительное место среди различных форм обучения студентов. Эффективность использования лекционного способа изложения учебного материала в школе доказана многими учителями (Хазанкин, Шаталов).

Опыт высшей школы показывает, что усвоение взаимосвязанного материала более успешно при его изложении крупными порциями (блоками), позволяющими установить различные отношения нового понятия с известными. При этом автоматически происходит выделение основного и второстепенного в изучаемом материале. Резко возрастающий объем материала, подлежащий усвоению, компенсируется увеличением времени на решение зада по данному материалу. При таком подходе несколько удлиняется период освоения новых понятий и фактов, но освоение их - вполне сознательное, разностороннее и активное.

Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и значительно более неоднородный состав учащихся в школе по сравнению с вузом, т.к. многие учащиеся имеют склонность к гуманитарным наукам и изучение математики им даётся не так легко, следовательно, на школьном уроке-лекции необходимо давать более подробные комментарии. С учетом разной способности учеников к усвоению новой информации лекция учителя должна сопровождаться необходимым повторением узловых моментов рассуждения, для того чтобы ученики запоминали основные моменты и видели их значимость. Лекция в школе должна быть более короткой и чередоваться в отдельных случаях с другими формами учебной работы, потому что психологические исследования показывают, что ученики при длительной однообразной работе быстро утомляются и не могут удерживать внимание. Объяснение учителя должно сопровождаться контрольными вопросами к классу, но в минимально необходимом объеме, не нарушающем логику рассуждений, это делается, для того чтобы ученики четко представляли изучаемый материал и одновременно поддерживает внимание и диагностирует уровень понимания данного материала. Контроль над усвоением знаний должен быть более частым и разнообразным по форме, опираться на индивидуальные и коллективные формы работы учащихся.

Значимость этого этапа заключается в том, что лекционная подача материала позволяет объединить несколько тем, дополнить материал из других источников, установить межпредметные связи. Лекция может быть целиком прочитана учителем, а может создаваться совместно с учащимися, культивируя в них умение рассуждать, делать логические выводы, задавать вопросы и отвечать на них, ставить проблему и находить пути ее разрешения. Кроме того, написание лекции развивает зрительную память учащихся, а ответы по ним - речь и мышление. Минимальная лекция рассчитана на 2 часа, а максимальная - на 4 часа. Дома учащиеся перерабатывают материал лекции, читают учебник по этой теме и готовятся к теоретическому зачету.

Теоретический зачет проводится по разделам лекции, либо сразу же на следующем уроке, либо в конце блока, когда все моменты неоднократно повторены и закреплены на практике. Такой зачет может проводиться как в устной, так и в письменной форме или в виде тестов, и занимать от 15 до 45 минут учебного времени.

Количество уроков- практикумов тоже колеблется, в зависимости от объема материала - от 2 до 10 уроков. Начинается практикум с решения ключевых задач: от простейших до сложных. На этих уроках рассматриваются алгоритмы решения задач и классификации основных типов задач. Затем несколько уроков отводится на отработку основных умений и навыков, по возможности доведенных до автоматизма. Последние уроки отводятся на решение ложных, нестандартных заданий и прикладных задач.

Практический зачет проводится в письменной форме, состоит из нескольких мини - самостоятельных работ по всем разделам темы. Карточки с заданиями индивидуальные и разноуровневые. Кроме того, активно используется система тестов. Зачет занимает 1-2 урока. На зачете учащиеся могут выполнять дополнительные задания.

На уроке обобщения и систематизации знаний учащиеся повторяют еще раз материал блока, задают вопросы, консультируются с учителем по поводу выполнения домашней работы, выступают с докладами и презентациями.

Изучение темы завершается традиционной контрольной работой, рассчитанной на 1-2 часа. Работы должны быть выполнены и оформлены правильно, согласно предъявляемым требованиям.

Резервный урок отводится коррекции знаний и способов деятельности учащихся, детально рассматриваются и классифицируются допущенные при выполнении контрольной работы ошибки.

Домашнее задание по теме задается тоже единым блоком. Объем, содержание, общая характеристика и сроки сдачи оговариваются на самом первом уроке до начала лекции. При этом учащиеся имеют возможность сами распределять свое время на выполнение задания. Единственное жесткое условие - своевременная сдача. Тем самым у ребенка развивается чувство ответственности, самостоятельности, способность к самоорганизации. Учащиеся имеют возможность выполнять работу в том темпе, который им удобен, иногда даже "опережая события", и по мере надобности консультироваться с учителем.

Несколько слов по поводу оценивания работы учащихся. При подобной системе обучения учащиеся получают довольно много оценок, начиная с зачетов и заканчивая оценкой за домашнюю работу. При этом за учеником всегда остается "право на ошибку". Учащиеся всегда знают, что у них есть возможность исправить оценку или получить дополнительные оценки.