Активизация познавательного интереса и внимания учащихся. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, более полным и глубоким знаниям. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет.

Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса, учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической, и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. И как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе - важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу.

К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок не стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

Классическая педагогика прошлого утверждала: "смертельный грех учителя - быть скучным". Когда ребёнок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то и дело идёт совсем по другому. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся. Интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперёд.

Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться всё время только яркими фактами. Ещё К.Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.

В процессе учебной деятельности школьника, большую роль , как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Важнейшим условием эффективности обучения математике является умение учителя организовать на уроке внимание детей. К. Д. Ушинский считал внимание основным условием успешности обучения.

"Внимание!" Как часто с этим словом педагог обращается к своим ученикам, побуждая их сосредоточиться на том, что говорит и показывает, чтобы целенаправленно организовать их деятельность. Но одного обращения не всегда бывает достаточно. Поэтому необходимо уделять большое значение воспитанию произвольного внимания учащихся. Для этого постоянно включать в урок специальные упражнения и задания для устного счёта, нацеленные на формирование внимания, развитие активности, самостоятельности.В учебный материал включать содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.

Для развития активности и внимания учащихся эффективно проводить устный счёт с элементами игры, делая его доступным, интересным для каждого ученика, используя для этого дифференцированные и индивидуальные задания.

У первоклассников ещё сильна потребность в игре. Основным видом дидактических игр являются игры, формирующие устойчивый интерес и снижающие напряжение, которое возникает в период адаптации детей к школьному режиму. Цель игры обязательно должна совпадать с учебной задачей.

Например, игра "Заметь всё!".

На наборном полотне выставляется в один ряд 7-8 картинок с изображением предметов. Предлагается детям рассмотреть предметные картинки. Время - не более 10 секунд. Затем предметные картинки закрываются и детям предлагается перечислить их, назвать последовательность. Затем меняются местами 2-3 картинки и ученики должны заметить, что изменилось на наборном полотне. Эту игру можно проводить с теми же заданиями, но заменив предметные картинки геометрическими фигурами.

При вычислении результата первоклассники часто допускают ошибки из-за невнимательности или из-за неправильного списывания с учебника. Для предупреждения таких ошибок необходимо целенаправленно включать в устный счёт упражнения на внимание:

На наборном полотне карточки с цифрами 4,5,7,8,9,1,3.2. Дети в течении 6-10 секунд смотрят на них. Затем карточки закрываются и задаются следующие вопросы. Какие цифры вы запомнили? Назовите соседей числа 5,7,3. Сколько всего цифр выставлено на наборном полотне? Какие две первые? Три последние?

Целесообразно использовать плакат с числами.

При выполнении такого задания сначала не все ученики замечают закономерность, просто стараются запомнить числа. Но постепенно после нескольких повторений они не только запоминают числа, но и анализируют последовательность чисел.

В устный счёт следует включать задачи на развитие логического мышления.

Пять пальцев ловко рвут траву,
Другой рукою тоже рву,
Ятравкой угощу коня.
Ну, сколько пальцев у меня?

Задачи в стихотворной форме, требующие смекалки, активизируют внимание учащихся, оживляют урок. Их полезно включать в учебный процесс, когда дети уже немного устали, начинаютотвлекаться.

Учащиеся очень любят упражнения, в которых им приходится наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это ведёт к выработке устойчивого внимания, что, естественно, не может положительно не сказаться на организации самого урока, на усвоении знаний, на формировании умений и навыков.

Уроки с использованием ИКТ - это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно - найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.

Использование на уроках новых методов и форм организации процесса обучения с применением компьютера связано с ответом на вопрос: насколько они эффективнее уже имеющихся методов и форм организации учебных занятий?

  • Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
  • Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
  • В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
  • В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
  • В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.Современные информационные технологии позволяют наиболее полно и интересно проиллюстрировать содержание излагаемого материала с помощью компьютерных презентаций, которая дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Проведение уроков в форме презентаций увеличивает объем информации для усвоения. Создание презентаций - творческий, интересный, хотя, трудоемкий процесс. Но, как показывает опыт, потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.

Использование ИКТ на уроке помогает расширить кругозор учащихся, побудить детей самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, повысить успеваемость и качество учебного процесса, делая обучение ярким, запоминающимся, интересным.

Уроки с применением компьютерных технологий не могут быть ежедневными еще потому, что при их подготовке и организации от учителя и ученика требуется гораздо больше интеллектуальных и моральных усилий, чем при подготовке обычного будничного урока. Продолжением урока является внеурочная деятельность, различные ее формы, где ИКТ нашли самое широкое применение.

Итак, педагогу необходимо стараться максимально приблизить изучение программного материала к жизни, сделать процесс обучения более эмоциональным и интересным. Это позволит пробудить у учащихся младшего школьного возраста интерес к новому, желание познавать мир и, учитывая психологические особенности детей, помогать им лучше и легче усваивать учебный материал.