Интегрированный урок русского языка и развития речи «Речь состоит из предложений»

Разделы: Коррекционная педагогика


«Насильное обучение не может быть твёрдым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающих»

Василий Великий

Цели:

  • учить выделять из речи предложения, коррегировать речь;
  • развивать умение определять количество предложений в тексте;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: кукла Буратино, слова, написанные на табличках: ЯгодаКакая? Что такое  же? Малина вкусное и   полезное растет, изображение ягод, кузовок, словарь С.И. Ожегова, карточки-пиктограммы, муляжи ягод.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Чтоб многое успеть,
Чтоб многое узнать,
Скорее урок
Нам нужно начинать.

II. Проверка домашнего задания

Упражнение 7, страница 187.

– Сколько всего предложений в тексте?
– Прочитайте первое, третье, пятое предложения.

III. Подготовка к восприятию нового материала

1. Словарная работа

– Этот добрый и любопытный мальчишка сегодня у нас в гостях (показать куклу Буратино).

– Буратино приготовил загадку. (Дети читают с доски текст загадки, отгадывают):

Подмигнет тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий.

– Что это? (Ягода)

– Объясните, как вы её отгадали.

2. Пальчиковая гимнастика «Братцы»

Исходное положение – ладони подняты, пальцы сомкнуты, направленны вверх.

Засиделись в избушке братцы... Поднимают руки, ладони выпрямлены, пальцы сомкнуты.
Захотел меньшой прогуляться. Отводят в бок мизинец (строго в плоскости ладони) и задерживают его в этой позиции на две – три секунды.
Да скучно ему гулять одному. Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию.
Зовет он братца вдвоем прогуляться. Отводят в бок два прижатых друг к другу пальца – мизинец и безымянный, задерживают на 2-3 секунды.
Да скучно им гулять двоим. Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются на исходную позицию.
Зовут братца втроем прогуляться. Отводят в бок мизинец, безымянный и средний пальцы. Задерживают на 2-3 секунды.
Грустно старшим сидеть в избе. Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками.
Зовут они братцев домой к себе. Все пальцы соединяются в щепоть, руки расслабляются.

Играют двумя руками одновременно.

3. – Запишите отгадку в тетрадь, подчеркните опасные места.

– Давайте придумаем свою загадку.

(На доске поместить опорные вопросы. Дети называют слова, учитель записывает их в два столбика. После этого добавляет между словами, и а не )

КАКАЯ? ЧТО ТАКОЕ ЖЕ?

Сладкая, а не конфета
Спелая, а не груша
Сочная, а не морковь

– Ягода – это небольшой сочный плод кустарников и трав: земляники, черники, малины, смородины и других.
(Учитель во время рассказа демонстрирует изображения ягод.)
Слово образовалось от яг – «щечки». Ягоды названы так потому, что похожи на щечки: по цвету (яркие, румяные, красные), по форме (круглые). Ягода – «похожая на щечки».
Чтобы не зря ходить по ягодным адресам, надо знать время, когда поспевают ягоды. Земляника – в июне, черника, голубика, малина – в июле, брусника – в августе.

4. Составьте предложение про ягоду со словами, расклеенными по классу.

Ребята «ищут слова». На доске появляется предложение

Растетвкуснаяиполезная ягода малина

– Запишите предложение в тетрадь.
– Подчеркните название предметов одной чертой, название действий – двумя чертами, название признаков – волнистой линией.

IV. Изучение нового материала и его первичное закрепление

1. Под диктовку.

– Наша речь состоит из предложений. Давайте запишем одно из них:

Собирай по ягодке – наберешь кузовок.

(Проводится работа с пословицей. Объяснение слова «кузовок» читает ученик по словарю С.И. Ожегов. Учитель показывает кузовок)

Физминутка

Под музыку из к/ф «Приключения Буратино».

Дети хором:

Утром дети в лес пошли,
Ягоды в лесу нашли.
Наклонялись, собирали,
Целый кузовок набрали.

Ученики заполняют кузовок муляжами ягод, собирая их по классу.

2. Работа с учебником

– Пришло время выполнить ещё одно задание, которое приготовил для вас Буратино. Страница учебника 187, упражнение № 16.

V. Задание на дом

Стр. 187 № 8

VI. Подведение итогов урока

Ребята оценивают урок, используя карточки-пиктограммы:

«!» – Я многое узнал, понял.
«?» – Для меня не совсем понятно.
«…» – Я ничего не понял.

Буратино угощает ребят конфетами «ягодка».

Используемая литература:

  1. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. Воспитательная работа в классах коррекции. 5-9 классы./М.: Глобус, 2007.
  2. Е.Л. Пчелкина, В.Б. Крячко. Развитие творческого воображения. Методическое пособие для учителей с использованием рабочей тетради № 2 «Я сам – головастый». – СПб. Издательство «Союз писателей», 2004.
  3. Интегрированные уроки: 4 класс. – М.:ВАКО, 2008.
  4. Коррекция письма на уроках. 1-4 классы. Вып. 2/авт. сост. Л.В. Зубарева. – Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Начальная школа: работа со словарными словами: 1-4 классы/ Ю.Ю. Пасынок. – М.: Первое сентября, 2005.
  6. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр, СПб, 2000.
  7. Русский язык: Учебник для 4 кл. спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида/А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова.– 5-е изд., испр.– М.: Просвещение, 2007.