Занятие по развитию речи и речевому общению с детьми старшего дошкольного возраста "Я и мое имя"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание: способствовать развитию любознательности, наблюдательности, и аналитических способностей у дошкольников, расширить представление детей о происхождении и значении некоторых имён; развивать умение идентифицировать себя с представителями своего пола, закрепить умение работать в малых группах; развивать способность выдвигать различные идеи, аргументировано доказывать свой ответ; воспитывать гордость за своё имя и желание оставить о нём добрую славу, уважительное отношение к представителям другого пола, дружеские отношения между детьми.

Материалы: конверт с письмом, карточки с именами, цветные карандаши; 2 одинаковых набора предметных картинок для игры "Чьи вещи?" (расчёска, танк, карандаши, бант, зеркало, серёжки, платье, грузовик, кукла, молоток и т.п.), по 2 красных и синих обруча; карточки для игры "Замри"; фонограмма песни "Из чего же:" (Автор слов Халемский. Композитор Чичков).

Предварительная работа: наблюдения за деятельностью девочек и мальчиков, совместные игры; закрепление умения делиться на малые группы; рассматривание картинок на тему "Мальчики и девочки", составление рассказов из личного опыта на тему "Моё имя".

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу снова пришло письмо. Но, на конверте, к сожалению, не указан автор послания. Попробуйте догадаться кто он, если известно, что это:

- человек

- ребёнок

- носит короткие волосы

- любит носить брюки

- любит играть мягкими игрушками

(дети выдвигают разнообразные предположения и приходят к выводу, что автором письма может быть как мальчик, так и девочка)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, можно ли по набору используемых предметов определить принадлежат они мальчику или девочке? Давайте тогда потренируемся!

Игра "Чьи вещи". (с кругами Эйлера)

Дети делятся на 2 команды и, получая предметные картинки, раскладывают их в соответствии с принадлежностью к определённому полу. Например, бант кладут в красный обруч, а танк в синий. Предметы, используемые как мальчиками, так и девочками помещаются в место пересечения обручей. В конце выполнения задания происходит взаимопроверка.

Воспитатель: Прежде чем дальше рассказывать об авторе письма, я попрошу вас отгадать загадку: Что принадлежит только вам, а употребляется чаще другими людьми, чем вами?

Дети: имя

Воспитатель: Да, действительно, это имя. А мы по имени можем узнать, кто автор письма? Давайте попробуем! Я буду называть имена, и если это будет женское имя, то встанут - девочки, а если мужское, то - мальчики! Готовы?

Игра "Будь внимателен!".

Денис, Ирина, Маша, Максим, Алексей, Екатерина, Юлия, Дмитрий, Ольга, Саша, Елена, Татьяна, Настя, Валя, Олег, Фёдор, Федора, Сергей, Вика

Воспитатель: Спасибо! Вы были очень внимательны! И сейчас я назову имя автора письма. Это - Женя! (Дети приходят к выводу, что по имени не всегда можно понять мальчику оно принадлежит или девочке).

Воспитатель: Тогда следующее задание, сейчас мы будем играть с вами в уже знакомую игру "Замри", но, будьте внимательны - одни задания нужно выполнять только мальчикам, другие - только девочкам, а есть и такие, которые нужно выполнить всем.

Игра "Замри!". (1) <Приложение1>.

Воспитатель: - Мы сегодня пришли к выводу, что имя не всегда может нам дать информацию о человеке, но, всё же оно может нам рассказать много интересного! Загадочный автор письма по имени Женя просит вас отгадать почему именно так зовут некоторых сказочных персонажей!.

Игра "Почему нас так зовут?".

Авторы литературных произведений дают своим персонажам очень выразительные имена, которые не нужно разгадывать, что они означают. Здесь всё понятно. И вы, я думаю, их без труда сейчас назовёте. А попутно назовите автора и название произведения.

"В чашечке тюльпана, на зелёном листике сидела девочка. Она была маленькая - маленькая, всего в один дюйм. Её так и прозвали:."

"Девочка беленькая, как снежок, кругленькая, как комок, говорит старикам: "Я из вешнего снега скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня:"

Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых?

Незнайка, Белоснежка, Синеглазка

Воспитатель: Настало время поговорить и о ваших именах.

Между живущих людей безымянным никто не бывает.

Вовсе,

В минуту рождения каждый, и низкий, и знатный

Имя своё от родителей в сладостный дар получает.

- А вы знаете, почему вас так назвали?

Показ презентации "Наши имена" (2) <Приложение2>.

  • 2 слайд - Екатерина - это полное имя, назовите уменьшительно-ласкательные формы этого имени. Игра "Маленькое имя"
  • 3 слайд - Давайте поищем рифму к имени Кристина. Игра "Подбери рифму"
  • 4 слайд - Придумайте как ещё можно обратиться к Ангелине. Игра "Скажи по-другому"
  • 5 слайд - Вспомните, в какой сказке мы встречали это имя. Игра "Имя из сказки"
  • 6 слайд - Светлана, это взрослое, полное имя Светы. Давайте сейчас каждый из вас ещё раз назовёт своё полное имя. Игра "Взрослое имя"
  • 7 слайд - Девочек с именем Лиза у нас две. Людей, с одинаковыми именами называют - тёзки. Вспомните, кого можно назвать тёзками в нашей группе, есть ли у вас, знакомые с одинаковыми именами. Игра "Тёзки"
  • 8 слайд - Как вы думаете, как бы звали нашу Юленьку в другой стране? Игра "Иностранное имя"
  • 9 слайд - Игра "Ласковое имя"
  • 10 слайд - "Имя длинное и короткое"
  • 11 слайд - "Скажи громко - тихо"
  • 12 слайд - Назови лишнее слово "Максим, Макс, Марк, Максимка"
  • 13 слайд - Игра "Эхо" (Воспитатель произносит имя в определённом темпе и с определённой силой голоса, а дети повторяют с максимальной точностью)
  • 14 слайд - Как вы понимаете пословицу: Не имя красит человека, а человек имя.

Воспитатель: А сейчас давайте посмотрим, что же за письмо прислал нам наш загадочный Женя! "Здравствуйте, меня зовут Женя! Очень часто, проходя мимо вашего детского сада, слышу, как ласково и вежливо вы обращаетесь друг к другу. Ваши имена мне понравились, поэтому с удовольствием высылаю вам ваши визитные карточки. Желаю удачи и надеюсь на скорую встречу. Женя"

Визитки получились, хорошие, только совсем не яркие. Давайте украсим их так, как вам нравится. (Во время выполнения работы звучит фонограмма песни "Из чего же:")

В конце занятия дети рассматривают визитки и дарят их понравившемся людям.

Литература.

  1. "Давайте поиграем", автор: Касабуцкий, Н.И.; Скобелев, Г.Н.; Столяр, А.А. и др., М.: Просвещение, 1991
  2. "Почему нас так зовут?..", Илона Грошева, сборник стихов.