Конспект урока химии в 9-м классе по теме "Водород"

Разделы: Химия


Известно, что компьютерные технологии существенно усиливают мотивацию изучения предмета, повышают уровень индивидуализации обучения, интенсифицуруют процесс обучения и т.д Наиболее существенным достоинством новых информационных технологий является то, что их применение позволяет сделать процесс обучения интересным и познавательным.

Использование  информационных технологий позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру  образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Его основная роль теперь состоит в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач. Таким образом, ученик учится, а учитель создает условия для учения, и авторитарная классическая образовательная технология принуждения трансформируется в личностно-ориентированную.

Урок по химии  построен на  использовании цифровых образовательных ресурсов, иллюстративных  материалов интернет-ресурсов, ресурсов компакт-дисков, и предполагает формирование представлений о водороде как простом веществе – неметалле. 

Цель:  Создать условия для формирования знаний о водороде .

Задачи:

  • Образовательные: сформировать знания о простом веществе – водороде.
  • Развивающие:
    • продолжать развивать общеучебные умения – охарактеризовать свойства вещества на основе его положения в ПСХЭ;
    • умения составлять уравнения реакций (ОВР) на примере химических свойств водорода.;
    • интеллектуальные умения – устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, делать выводы по теме, систематизировать материал;
    • речевые умения – строить связные высказывания в учебно-научном стиле при работе в группах;
    • коммуникативные умения – высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение своего товарища.
  • Воспитывающие: способствовать воспитанию определенных черт личности: усидчивости,  умение работать в группе.

Оборудование: учебник Химия 9 О.С.Габриелян.  Компьютерный диск CD-ROM «Химия. Общая и неорганическая.  2001., компьютер, проектор.

Химические реактивы и оборудование: цинк, соляная кислота, аппарат Киппа, металлический штатив, пробирка, спички, вата.

Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

План урока:

1. Организационный момент
2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний
3.Этап усвоения новых знаний
4. Этап закрепления новых знаний
5. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (1 мин.)

Приветствие учителя и учащихся
Определение отсутствующих

2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний (3 мин.)

Проблемные вопросы для формулировки темы и цели урока учащимися:

– Как вы думаете, где используется водород?
– Каково практическое значение водорода?
– Где можно использовать знания по данной теме?

(Учащиеся формулируют цели и задачи урока, демонстрируются слайды)

3. Актуализация знаний

Историческая справка. В трудах химиков 16 и 17 веков неоднократно упоминалось о выделении горючего газа при действии кислот на металлы. В 1766 году Г. Кавендиш собрал и исследовал выделяющийся газ, назвав его "горючий воздух". Будучи сторонником теории флогистона, Кавендиш полагал, что этот газ и есть чистый флогистон. В 1783 году А. Лавуазье путем анализа и синтеза воды доказал сложность ее состава, а в 1787 определил "горючий воздух" как новый химический элемент (Водород) и дал ему современное название hydrogene (от греч. hydor – вода и gennao – рождаю), что означает "рождающий воду"; этот корень употребляется в названиях соединений Водорода и процессов с его участием (например, гидриды, гидрогенизация). Современное русское наименование "Водород" было предложено М. Ф. Соловьевым в 1824 году.
Применение Водорода. В промышленном масштабе Водород стали получать в конце 18 века для наполнения воздушных шаров. В настоящее время Водород широко применяют в химической промышленности, главным образом для производства аммиака. Крупным потребителем Водорода является также производство метилового и других спиртов, синтетического бензина и других продуктов, получаемых синтезом из Водорода и оксида углерода (II). Водород применяют для гидрогенизации твердого и тяжелого жидкого топлив, жиров и других, для синтеза HCl, для гидроочистки нефтепродуктов, в сварке и резке металлов кислородо-водородным пламенем (температура до 2800°С) и в атомно-водородной сварке (до 4000°С). Очень важное применение в атомной энергетике нашли изотопы Водорода – дейтерий и тритий. Говоря о применении водорода, стоит рассказать о его использовании в синтезе НСl и NH3, а также резке, сварке и получении металлов, в переработке нефти и жиров.

4. Этап усвоения новых знаний (20 мин.)

– Назовите «адрес проживания» водорода.

Водород, водород – элемент наоборот!
От щелочных металлов не отстал и
И к галогенам не пристал!

Водород – легчайший газ,
У него мельчайший атом.
Водород на первом месте
В менделеевской системе.

Давайте с вами разберемся почему водород занимает двойственное положение в ПСХЭ.

Строение атома водорода

1. Индивидуальная работа

(1 ученик работает у доски – составляет схему строения атома водорода, остальные пишут в тетради, демонстрируется слайд)

Характеризуя водород по положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, следует обратить внимание на особенности строения атома водорода – самого простейшего из химических элементов (состоит из ядра, представляющего собой один протон, и одного электрона).
Символ – Н;  порядковый номер – 1; массовое число – 1.

Наиболее распространенная степень окисления водорода + 1. Водороду свойственна валентность, равная единице.

Молекула водорода двухатомная, связь ковалентная неполярная.

Вывод: строение обусловливает разнообразие свойств водорода, его двойственное положение в системе Д. И. Менделеева – в I и VII группах. 

Физические свойства водорода

Демонстрация видеофрагмента «Мыльные пузыри с водородом», «Нерастворимость водорода в воде».

Водород – газ без цвета и запаха, плохо растворим в воде, в 14,5 раз легче воздуха.
Так же как и у щелочных металлов (Li, Na, К и др.), у Н на внешнем электронном слое один электрон, с другой стороны, так же как и элементам VII группы, водороду не хватает одного электрона до его завершения.
Водород – самый распространенный элемент во Вселенной. На Земле водород содержится в воде, природном газе, нефти.

Получение водорода

1. Демонстрация видеофрагмента « Получение водорода в лаборатории».

2. Работа по группам.

Работают в группах пользуясь инструктивными карточками (выполняют опыт)

Учитель организует групповую работу:

А) «Получение водорода методом вытеснения воздуха»  (1 группа) (Приложение 1)

Б) «Получение водорода методом вытеснения воды»  (2 группа) (Приложение 1)

В) Получение водорода в промышленности. (3 группа) (Приложение 1)

Г) 4 группа готовит сообщение об открытии водорода. (Приложение 1)

3. Обсуждение результатов работ (выступления учащихся)

1. Основные виды сырья для промышленного получения Водорода – газы природные горючие, коксовый газ и газы нефтепереработки. Водород получают также из воды электролизом (в местах с дешевой электроэнергией). Важнейшими способами производства Водорода из природного газа являются каталитическое взаимодействие углеводородов, главным образом метана, с водяным паром (конверсия):

СН4 + H2О = СО + 3Н2,

и неполное окисление углеводородов кислородом:

СН4 + 1/2О2 = СО + 2Н2

Образующийся оксид углерода (II) также подвергается конверсии:

СО + Н2О = СО2 + Н2

Водород, добываемый из природного газа, самый дешевый.

2. В лаборатории водород получают при взаимодействии металлов с растворами кислот, например соляной:

Zn + 2HCl = ZnCl2 + Н2

Химические свойства водорода

Учитель организует фронтальную работу по изучению химических свойств водорода и подводит к выводу об ОВ свойствах водорода 

1 ученик работает у доски, остальные записывают в тетради уравнения химических реакций  с точки зрения ОВР и делают вывод о свойствах водорода

1. Взаимодействие с простыми веществами.

При обычных условиях молекулярный Водород сравнительно мало активен, непосредственно соединяясь лишь с наиболее активными из неметаллов (с фтором, а на свету и с хлором). Однако при нагревании он вступает в реакции со многими элементами. Атомарный Водород обладает повышенной химические активностью по сравнению с молекулярным.

а) С кислородом Водород образует воду:

2 + О2 = 2Н2О + Q  (285,937 кДж/моль)

Восстановитель Н 0 – 1е = Н+1 – окисление

Окислитель О0 + 2е = О–2 – восстановление

При обычных температурах реакция протекает крайне медленно, выше 550°С – со взрывом. Пределы взрывоопасности водородо-кислородной смеси составляют (по объему) от 4 до 94% Н2, а водородо-воздушной смеси – от 4 до 74% Н2 (смесь 2 объемов Н2 и 1 объема О2 называется гремучим газом).

Не шутите с Водородом!
Он горит, рождая воду,
В смеси с Кислородом-братом
Он взрывается, ребята!
Вам скажу на всякий  случай –
Эту смесь зовут « гремучей».

б) С галогенами Водород образует галогеноводороды, например:

Н2 + Cl2 = 2НСl хлороводород

в) С азотом Водород взаимодействует с образованием аммиака:

2 + N2 = 2NН3

лишь на катализаторе и при повышенных температуpax и давлениях.

г) При нагревании Водород энергично реагирует с серой:

Н2 + S = H2S (сероводород)

д) С чистым углеродом Водород может реагировать без катализатора только при высоких температуpax:

2 + С (аморфный) = СН4 (метан)

е) Водород непосредственно реагирует с некоторыми металлами (щелочными, щелочноземельными и другими), образуя гидриды:

Н2 + 2Li = 2LiH
Li0 – 1e = Li+1   окисление. (Восстановитель)
H0 + 1e = H–1 восстановление. (Окислитель)

2. Взаимодействие со сложными веществами: CuO + H2 = Cu + H2O

Вывод: с металлами водород является окислителем (как галогены), а с неметаллами и со сл. веществами– восстановителем (как ЩМ).

5. Этап закрепления новых знаний (10 мин.)

Работа групп по заданиям:

1-3 группы – тестирование на ПК
Дает адрес индивидуального задания в компьютере: «Компъютер – Рабочий стол – папка 9 класс «Химия» – документ «водород – тесты»

4 группа – оформляет плакат  по теме «А знаете ли вы?»   с использованием загадок, поговорок  про водород.

6. Рефлексия (4 мин.)

Учитель создаёт условия для заключительной рефлексии:

  • Сегодня на уроке я научилась(ся)…
  • Сегодня на уроке я узнал(а)…
  • Сегодня на уроке я закрепил(а) свои знания…
  • Что ещё я хотел(а) бы узнать о водороде.

7. Информация о домашнем задании (1 мин.)

  1. Изучить параграф 17, упр.1-4.
  2. Составить буклет  или презентацию по теме « Галогены».

Приложение 2

Презентация к уроку