Цели:
- Продолжить формирование представлений о природе Африки.
- Рассмотреть особенности саванн – самой большой природной зоны Африки.
- Познакомить учащихся с органическим миром саванны, показать взаимосвязь животных, растений и факторов неживой природы.
- Создать условия для развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся с целью углубления знаний о природе африканской саванны.
Задачи:
- Образовательные:
- проверка теоретических знаний и практических умений и навыков,
- умение работать с различными источниками, географической информации
- умение анализировать, обобщать и делать выводы.
- Развивающие:
- развитие устной монологической речи, внимания, памяти,
- развитие познавательного интереса.
- Воспитательные:
- воспитание умения работать в парах,
- повышение географической культуры учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы:
- частично-поисковый,
- наглядный,
- объяснительный,
- практический,
- исследовательский.
Формы:
- парная
- индивидуальная.
Оборудование:
- физическая карта Африки,
- атласы,
- персональный компьютер, мультимедийный проектор
- презентация «Природные зоны Африки – саванна»
Раздаточный материал: технологическая карта с заданиями (Приложение 1).
План урока:
- Целеполагание и мотивационное начало.
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного материала.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя |
Действия учеников |
1. Организационный момент | Приветствие учащихся. Ребята, мы с вами продолжаем изучать самый жаркий, красивый и загадочный материк Земли – Африку. Давайте сегодня вместе с вами попробуем представить, что мы находимся именно там. |
Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места. Настраиваются на самостоятельную, исследовательскую работу по ходу урока. |
2. Целеполагание и мотивационное начало | Прослушайте меня внимательно и скажите,
аргументировав свое решение, о каких природных
зонах идет речь? «Так что же такое гилея? Ослепительная красавица?! Да. (Первая минута). Подавляющий великолепием дворец?! Безусловно. (Первый день). Дикое нагромождение кричащих красок?! О, конечно! (Первая неделя). Зелёный ад! Ага, наконец-то! Ну, теперь видно, что вы пересекли большой лесной массив под экватором и знаете, о чем говорите. Стоя спиной к зловещей черной стене леса, от которого до вас ещё будут доноситься удушливые испарения, вы в первый раз выпрямитесь во весь рост, и будете вдыхать полной грудью здоровый воздух саванны и жадно глядеть вдаль» Давайте сформулируем тему нашего урока? Запишите её в тетрадь. Что мы должны сегодня
сделать на уроке? |
Речь идет о гилее. Речь идет о саванне.
«Природные зоны Африки. Саванна». Записывают тему в тетрадь. Познакомиться с саванной, её природой, растениями и животными. |
3. Актуализация знаний | Подумайте и назовите основные
понятия, с которыми у вас ассоциируется слово
«саванна». А вот, на сколько верны ваши ассоциации, вы убедитесь во время работы. |
Называют понятия. |
4. Изучение нового материала
5. Закрепление изученного материала |
Сегодня вы работаете в парах. У каждого
из вас есть технологическая карта, которая
будет основным помощником при проведении
исследования. Обратите особое внимание на
инструкцию по описанию природной зоны и четко её
выполняйте. Результаты записывайте в таблицу. С
пунктами 1, 2, 3 вы работаете самостоятельно.
Через 7 минут мы обсудим результаты вашей работы. Вопросы из технологической карты. 1. Используя «Физическую карту Африки» и «Природные зоны Африки», определите, где в Африке располагается природная зона – саванна? Обратите внимание на её размеры. Сравните размеры такой же зоны на других материках. Сделайте вывод. Сделайте соответствующие записи в графе таблицы. (Приложение 2)
2. Используя карты «Климатические пояса и области мира», «Климатическую карту мира», определите, в пределах, какого климатического пояса лежит эта природная зона? Дайте характеристику данному климату (температуры января, июля, годовое количество осадков, режим их выпадения). Сделайте запись в соответствующей графе таблицы. В зависимости от этого меняется внешний облик саванны. 3. По карте почв определите, какой тип почв в саванне и дайте ему характеристику. Сделайте запись в соответствующей графе таблицы. (Приложение 2)
Рассказ с демонстрацией слайдов (Приложение 2)
4. Каковы же характерные черты растительного
ландшафта африканской саванны. Ими являются
разбросанные повсюду по слабоволнистой
поверхности небольшие группы деревьев и
кустарников или одинокостоящих деревьев на фоне
густого травянистого покрова, состоящего
главным образом из злаков. По видовому составу
растений, населяющих саванну, то это будут
ксерофиты, то есть растения сухих мест обитания.
Среди травянистой растительности
распространена слоновая трава, которая образует
высокие заросли до 3м. Она является любимой пищей
слонов. Обычны для саванны зонтичные акации,
огромные кроны которых, подобно гигантским
зонтам, поднимаются среди высоких трав. Но
напрасно путник будет искать защиты от солнца
под плоской кроной акаций, перистые листья
пропускают вертикально падающие лучи или
раскидистые баобабы. Баобаб одно из священных
символов Африки. Это чуть ли не самое «тучное»
растение планеты. В сухой сезон часты пожары.
Малейшая искра превращает саванну в море огня.
Пламя высотой до 10 метров мгновенно
распространяется с грозным ревом. Огонь опаляет
взрослые деревья, оберегая лишь баобабы.
Итак, мы выяснили особенности растительного
мира саванны, а чем уникален мир животных?
Продолжаем работу, не забываем заполнять
таблицу. 1. Среди представленных животных выберите
представителей зоны саванны? Итак, мы рассмотрели все компоненты природной зоны – саванны. Используя записи в таблице, давайте подведем итоги нашего исследования. Выводы. 1. Завершая свое исследование, попытайтесь выделить и назвать характерные черты африканской саванны. ((Приложение 2)
2. Узнав особенности природной зоны определите основные виды хозяйственной деятельности человека в саванне. Как они влияют на её природу? Что человек делает для её сохранения? Предложите меры по охране природы саванны. (Приложение 2)
3. Сравните зону саванны и зону экваториальных лесов. Найдите черты сходства и отличия. |
Используя инструкцию на рабочем листе,
составляют описание географического положения,
климата, почв. Заполняют таблицу. Примерные ответы. Словно гигантской подковой огибает африканский дождевой лес. Самая большая по площади – занимает 40 % материка, такого большого процента нет ни на одном материке. Климат субэкваториальный. Здесь выделяется два
времени года. Сухая зима, когда почти не выпадают
дожди. (Какая воздушная масса господствует?) Зачитывают то, что записали в таблицу. Обсуждение промежуточных результатов. Ответы на вопросы по предложенному на рабочем листе плану на 1, 2, 3 пункты. Выступления учащихся с сообщениями о растениях и животных саванны.
Записать в графу представителей растений. Записывают понятие ксерофиты.
Сообщение учащегося о баобабе.
Благодаря изобилию разнообразной пищи. Выступление учащихся с сообщениями о животных.
Ответы учащихся с комментариями.
– сезонность климата Природные условия благоприятны для выращивания растений, для выпаса скота. Создание заповедников, национальных парков. Черты сходства: 1. Формируются в зоне теплого климата. 1. Имеют разные площади. |
6. Рефлексия | – Мне бы хотелось узнать, Что вас
больше всего удивило в африканской саванне? – Сегодня на уроке вы проявили себя настоящими исследователями. Надеюсь, что приобретенные знания и умения пригодятся вам при изучении природы других материков. |
Обмен мнениями, впечатлениями. Записывают определение саванна. |
7. Домашнее задание | &28 стр.125-127 Написать мини-сочинение на тему «Один день в экваториальном лесу» или «Один день в саванне». | Записывают в дневник домашнее задание. |