Методическая разработка исторической игры "Блеф-клуб"

Разделы: История и обществознание


Организационно-методический блок:

Предмет: история религии.
Раздел: Религии древнего мира.
Тема: Язычество древних славян.
Вид занятия: нетрадиционный урок повторения, обобщения, закрепления знаний;  Историческая игра «Блеф-клуб».
Количество часов – 2.

Цели занятия: 

  • Обучающие:  повторение, углубление, обобщение, закрепление знаний по пройденной теме;
  • Развивающие: формирование ключевых компетенций: изучать, думать, сотрудничать, организовывать свою деятельность; аргументировать свои ответы; развитие коммуникативных навыков студентов; развитие самостоятельного творческого мышления.
  • Воспитательные:
  • воспитание интереса к культурному и научному наследию прошлого; уважение к религиозным традициям предков;
  • воспитание культуры общения; ответственности;

Для выполнения поставленных целей студент должен:

Знать:

Язычество древних славян.

Уметь:

1) Работать с источниками информации: анализировать, обобщать, структурировать.
2) Готовить презентацию.
3) Свободно владеть устной речью и публично выступать.
4) Соблюдать правила этикета в критических ситуациях.
5) Взаимодействовать с различными людьми, работая «малыми группами». 
6) Доказывать свою точку зрения.
7) Прослеживать взаимосвязи с медициной.

Методика проведения:

  • «нетрадиционная» – игра с использованием методов развивающего, личностно-ориентированного обучения,
  • работа «малыми группами»; и
  • нформационно-развивающая;
  • наглядно-иллюстративная;
  • проблемно-поисковая;
  • взаимооценка;
    внеаудиторная самостоятельная работа;

Оснащение занятия:

  • методическая разработка урока;
  • доска, мел;
  • конспекты;
  • стенгазета;
  • мультимедийная система;
  • Презентация;
  • жетоны;
  • карточка результативности игры.

Технологическая карта занятия:

Время

Функции и цели

Деятельность преподавателя и экспертов

Деятельность студентов

5 мин. Организационный момент. Цель: Настроить студентов на активную работу. Преподаватель приветствует студентов. Отмечает в журнале отсутствующих. Проверяет готовность к занятию. Представляет экспертов: преподавателя истории, методиста. Студенты приветствуют преподавателя.
Готовятся к занятию. Знакомятся с экспертами.
5 мин. Мотивация и целеполагание. Цель: Убедить студентов в необходимости повторения, обобщения, закрепления пройденного материала. Преподаватель называет тему, её актуальность, форму проведения занятия. Ставит цель. Студенты слушают преподавателя.
10 мин. Контроль исходного уровня знаний:

1) Устный опрос;
2) Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.

Преподаватель задает вопросы для контроля исходного уровня знаний. Эксперты подсчитываю очки за верные ответы.
Преподаватель проверяет наличие выполненной внеаудиторной работы.
Студенты отвечают на вопросы.
Студенты показывают наглядно-иллюстрационный материал, наличие презентации, жетонов, вопросов для 2 тура.
10 мин. Введение в игру. Цель: Знакомство с технологией игры. Преподаватель объясняет правила игры, критерии оценивания, регламент. Предлагает разделить группу на две команды, дать названия им, выбрать капитанов и участников. Раздает «памятку участника игры». Студенты слушают. Студенты разделились на две команды; выбрали капитанов и участников. Знакомятся с «Памяткой».
40 мин. Выполнение поставленных задач. Преподаватель приглашает к доске участников первого тура (по одному от команды). Задает вопросы одновременно для обоих. (На экране появляются слайды с вопросами, затем с ответами). Если был дан неверный ответ, преподаватель задает вопрос группе. Эксперты ведут подсчет очков и за каждый верный ответ дают жетон. В конце первого тура эксперты суммируют и объявляют очки. Преподаватель приглашает участников (капитанов) второго тура к доске. Демонстрирует слайды с вопросами, затем с ответами. Эксперты подсчитывают очки. Участники делят доску пополам, берут мел.
Участники записывают ответы на доске: «Да» или «Нет».
Студенты отвечают и получают жетоны за верные ответы. Игроки обмениваются вопросами, специально подготовленными друг для друга. Отвечают на них, получают жетоны. Если дан неверный ответ, вопрос задается группе.
7 мин.

 

Подведение итогов и оценивание деятельности студентов. Эксперты собирают жетоны, подсчитывают баллы. Объявляют результаты. Преподаватель подводит итоги, оценивает работу отдельных студентов и команд. Выставляет оценки. Студенты слушают. Дают само – и – взаимооценку.
7 мин. Обеспечение учебной рефлексии. Преподаватель раздает карточки с вопросами по оценке результативности игры. Студенты заполняют карточки и сдают.
5 мин. Домашнее задание. Преподаватель предлагает поработать над ошибками. Сделать творческую работу по теме. Студенты записывают.
  Организованное окончание занятия. Преподаватель прощается со студентами. Студенты прощаются с преподавателем.

Межпредметные связи: 

Предметы, обеспечивающие: История, культурология, литература, обществознание, МХК.

Предметы, обеспечиваемые: Основы философии, история медицины, основы социологии и политологии. 

Актуальность и значимость темы: Актуальность и значимость темы заключается в том, что в современной России значительно возрос интерес к религиям мира; молодежь пытается разобраться в них, осознать религиозный фактор в жизни людей и истории. Изучая взаимосвязи религии и медицины, формируются навыки взаимодействия будущих медработников с индивидами и группами различных религиозных направлений на основе принципа веротерпимости, уважения прав личности на свободу совести, вероисповедания.  

Информационный блок

Правила исторической игры «Блеф-клуб»

Игра состоит из 2 туров. Группа делится на 2 команды. На этапе первого тура выбираются по одному участнику от каждой команды. Ведущий (или преподаватель) задает вопросы одновременно для обоих. Каждый вопрос обязательно начинается со слов: «Верите ли вы, что…?». Участники должны дать односложные ответы «Да» или «Нет». (Лучше, если они будут записывать свои ответы на доске). За каждый правильный ответ начисляется одно очко. Можно поручить отдельному участнику или экспертной группе вести подсчет очков. В конце первого тура все очки суммируются.  Во втором туре игроки обмениваются вопросами специально подготовленными друг для друга. Количество вопросов можно ограничить пятью. В конце игры подводятся итоги, выявляются и награждаются победители.  Примечание. 1) За подсказку с места снимается 1 балл. 2) Объяснить ответ может ведущий или член команды.

Этапы игры:

1. Подготовительный

1.1. Обсуждение стратегии.
1.2. Составление плана, сценария.
1.3. Подготовка информационного материала.
1.4. Объяснение игровой задачи.
1.5. Распределение ролей.
1.6. Изучение литературы.
1.7. Повторение пройденного материала.

2. Вводный

2.1. Объяснение всего группе задач.
2.2. Формулирование заданий.

3. Игровой

3.1. Игровое действие.

4. Оценочный

4.1. Анализ занятия.
4.2. Оценка и взаимооценка участников.
4.3. Обсуждение хода и результативности игры.

Памятка участнику игры:  

1) Осознай цели и задачи игры.
2) Выбери свою роль и степень участия в игре.
3) При подготовке повтори конспекты занятий, прочитай дополнительную литературу.
4) Внимательно слушай ведущего, партнеров по игре, не перебивай.
5) Подчиняйся законам игры, выполняй её правила.
6) Участвуй в подведении итогов игры, взаимооценки.

Блок контроля

Контрольные вопросы для определения исходного уровня знаний

1) Что изучает «История религии?»
2) Что такое религия?
3) Какие религии бывают? (классификация).

Вопросы для 1 тура:

1) Верите ли вы, что некоторые древнеславянские племена называли себя лютичами?
2) Верите ли вы, что при погребении знатного славянина убивали всех его жен?
3) Верите ли вы, что в день святого Егория вешнего (Св. Георгия) – славяне впервые выгнали скот на пастбища, стегали его ветками рябины, отгоняя от него злых духов?
4) Верите ли вы, что древние славяне почитали Коня?
5) Верите ли вы, что древние славяне в чаще леса строили избушку на «курьих ножках?»
6) Верите ли вы, что древние славяне боялись вслух произнести слово «медведь»?
7) Верите ли вы, что славянские женщины носили головной убор с рогами – кичку?
8) Верите ли вы, что Масленица – это христианский праздник?
9) Верите ли вы, что Хорос-Хорс – бог солнечного диска, в честь которого водили весенний танец-хоровод, пекли блины на Масленицу?
10) Верите ли вы, что Даждьбог – это бог дождя и ветра?
11) Верите ли вы, что Ярило – бог зерна и войны?
12) Верите ли вы, что Симаргл – бог подземного царства, изображался в виде крылатого коня?
13) Верите ли вы, что Лада – богиня брака?
14) Верите ли вы, что Леля – богиня влаги, плодородия?
15) Верите ли вы, что славяне, когда рубили дерево, просили прощения у него?

Приложение