Проект "Ребенок и компьютер"

Разделы: Логопедия


Проблема: дети с общим недоразвитием речи, характеризуются тем, что у них недостаточно развиты психические процессы, нарушены все стороны речи, мелкая моторика.  Преодоление системного недоразвития имеет сложную и длительную динамику, требует систематических занятий, отнимает много сил и времени, часто занятия становятся  неинтересны ребенку и в итоге пропадает желание что-то делать

Причины:

  • внимание, память, мышление, восприятие, воображение у детей с общим недоразвитием речи – являются основой коррекции речевых нарушений и чаще всего они  слабо развиты
  • логопедические занятия проводятся в системе, но дети с такими нарушениями требуют к себе нестандартного подхода, использования индивидуальных программ развития, новых инновационных технологий обучения
  • отсутствие в кабинете логопеда современных средств обучения

Цель проекта: коррекция речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи посредством информационно-компьютерных технологий

Задачи:

  • развитие психических процессов, как основы коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи
  • формирование всех сторон речи на занятиях
  • внедрение в коррекционный процесс компьютерных технологий

Содержание деятельности по работе с детьми

Этап

Действия по реализации проекта

Результат

1. Подготовительный Изучение литературы Подборка литературы, статей и их анализ
  Изучение развивающих игр Приобретение компьютерных игр на развитие психических процессов
  Изучение компьютерных программ Приобретение программы «Игры для Тигры» в кабинет логопеда
  Приобретение и установка компьютерного оборудования в логопедический кабинет Знакомство детей с оборудованием кабинета и правилами работы на компьютере
  Создание игротеки Подборка игр по трем блокам:

1. На развитие психических процессов
2. На развитие и коррекцию речи детей
3. На развитие мелкой и общей моторики

2. Содержательно-формирующий Использование на логопедических занятиях материалов 1 блока (развитие психических процессов)
На развитие речевых процессов – игры 2 блока
Создание конспектов занятий с использованием компьютерных игр
3. Саморазвивающий Развитие самоконтроля у детей с общим недоразвитием речи Закрепление навыков пользования компьютером. Использование игр 3 блока на развитие мелкой моторики

 

Содержание деятельности по работе с родителями

Оформление стенда для родителей речевой группы о требованиях при работе с компьютером «Ребенок и компьютер»
Проведение родительского клуба «Школа логопеда» на базе ДОУ по теме«Информационно-компьютерные технологи, как средство коррекции речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
– выступление из опыта работы
– показ фрагмента логопедического занятия с использованием программы «Игры для Тигры»

Содержание деятельности по работе с педагогами

Проведение консультации для педагогов ДОУ на тему: «Использование информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе ДОУ»
Выступление на районном семинаре «Управление ситуацией развития в группах детского сада» (в рамках курсов повышения квалификации воспитателей ДОУ) по теме: «Информационно-компьютерные технологи, как средство коррекции речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Подготовка и участие в межрайонном объединении руководителей на базе ДОУ
– проведение открытого подгруппового занятия с детьми речевой группы старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР с использованием программы «Игры для Тигры»
Участие в районном фестивале методических идей «Новые подходы к организации педагогического процесса в детском саду» по теме: «Информационно-компьютерные технологи, как средство коррекции речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Участие в районном конкурсе «Учитель года» в номинации «Воспитатель года» по теме: «Информационно-компьютерные технологи, как средство коррекции речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
– представление опыта работы
– визитная карточка
– проведение открытого подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием компьютера
Выступление на педсовете, межрайонном объединении, родительском клубе, родительском собрании с показом презентаций в течение учебного года (использование мультимедийного оборудования)

Бюджет проекта

Наименование расходов Стоимость работ Источники
финансирован
Комментарии
Приобретение компьютерного оборудования:
– монитор, мышь
– процессор
– клавиатура
– колонки
– программы
30.000 рублей ДОУ  
Приобретение компьютерной программы
«Игры для Тигры»
900.00 рублей ДОУ  
CD «Смешарики»
«Компьютер Ежика»
CD «Смешарики»
«Круглая компания»
CD «Улица Сезам»
«Давай учиться»
CD «Алик: скоро в школу»
    Личное оборудование

Персонал проекта

Ф.И.О., должность Функции, выполняемые в проекте
Учитель-логопед – Изучает литературу, компьютерные игры и программы, создает игротеку, применяет игры на коррекционных занятиях в дополнение к основному материалу
– оформляет стенд для родителей
– организует и проводит родительский клуб
– выступает на консультациях ДОУ, на районных курсах повышения квалификации педагогов, межрайонных мероприятиях, педсоветах, районном конкурсе «Учитель года», фестивале методических идей
Заведующая,
старший воспитатель
– Приобретают компьютерное оборудование
– оказывают помощь в подготовке к районному конкурсу «Учитель года»

Результаты: проведена диагностическая работа по двум направлениям- развитие психических процессов и речевое развитие. Использовались методики на выявление психических процессов и результаты логопедического обследования. Сравнительный анализ результатов показал уровень развития психических процессов детей с использованием компьютерных технологий выше, чем у детей без их применения. Результаты представлены на слайде в отчетной презентации на примере развития внимания у детей с общим недоразвитием речи. Такая же положительная динамика прослеживается в развитии других психических процессов. Наряду с психическими процессами шло позитивное развитие и речевых (развитие звукового анализа, обогащение глагольного словаря, подбор слов с обобщающим значением)

Приложения:

  • Отчет по теме самообразования: «Информационно-компьютерные технологии, как средство коррекции речевых нарушений» – Приложение 1
  • Презентация к отчету по теме: «Информационно-компьютерные технологии, как средство коррекции речевых нарушений детей с общим недоразвитием речи» – Приложение 2
  • Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР 3 уровня с использованием ИКТ «Звук и буква З» – Приложение 3
  • Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе с детьми с ФФНР «Что? Где? Когда?» с использованием ИКТ – Приложение 4
  • Конспект подгруппового логопедического занятия  в старшей группе для детей с ОНР 3 уровня «Путешествие со Смешариками» с использованием ИКТ – Приложение 5