Цели:
- обобщить знания учащихся о морфологических признаках имени существительного;
- научить выполнять морфологический разбор имени существительного;
- активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению знаний об имени существительном как самостоятельной части речи;
- совершенствовать умение работать с таблицами, схемами; формировать интерес к изучению русского языка.
Дидактические средства: таблицы, карточки, репродукции с зимним пейзажем.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Основная часть
Учитель. Сегодня мы с вами продолжим
изучение темы «Имя существительное», обобщим
полученные знания об имени существительном,
научимся выполнять морфологический разбор имени
существительного, вспомним и закрепим
орфограммы, связанные с написанием слов, и
пунктограммы, связанные с постановкой знаков
препинания.
Запишем тему урока: «Морфологический разбор
имени существительного».
1. Беседа по вопросам
– Что изучает морфология?
– На какие группы делятся части речи?
– Какие части речи являются самостоятельными?
– Какие части речи являются служебными?
(Работа с таблицей)
– Дайте определение имени существительного.
– Назовите постоянные признаки имени
существительного.
– Как изменяются имена существительные?
– Какую синтаксическую роль выполняют имена
существительные? Определите синтаксическую роль
существительных в следующих предложениях
(работа с таблицей):
1) Февраль – самая метельная пора зимы.
2) Дуют ветры в феврале.
3) Сочиним стихи о феврале.
4) Уходи, февраль, уноси метель.
Учитель. Как вы думаете, ребята, случайно ли в наших предложениях прозвучало слово февраль? Действительно, февраль – последний месяц зимы, который приносит не только ветры, стужу, мороз, но и прекрасные праздники: День влюблённых (День святого Валентина), День защитника Отечества (23 февраля) и любимую всеми Масленицу.
2. Рассказ ученика о Масленице, о том, как отмечают Масленицу на Руси
Ученик. Обычай празднования Масленицы
берёт своё начало с древнейших времён. В Западной
Европе он превратился в традиционный карнавал, в
России – в Масленицу.
Масленица продолжается целую неделю. В России
она называется «масленичная» или «сырная».
Начиналась она в понедельник, а заканчивалась
в воскресенье – последний день перед Великим
постом.
Вся неделя связана с играми, забавами,
розыгрышами и обязательным объеданием блинами.
На Масленицу на реке город из снега строят. Парни
на две армии разделяются – конные и пешие.
Конница осаждает город, а пехота его защищает.
Учитель. Этот момент изобразил на своей картине знаменитый русский художник Василий Иванович Суриков. Картина так и называется: «Взятие снежного городка». (На экран проецируется картина В.И.Сурикова).
Ученик. Семь дней гуляет Масленица. Завершались праздничные дни проводами Масленицы. Делали соломенное чучело Масленицы, сажали его в сани и с музыкой и песнями возили по всему городу, а затем чучело сжигали, прощаясь с зимой и приветствуя приход долгожданной весны.
Учитель. О Масленице сохранилось множество поговорок. А какие вы знаете или помните?
Ответы детей:
1. Масленица – объедуха, деньгами приберуха.
2. Не житьё, а Масленица.
3. Не всё коту Масленица.
4. Без блинов – не Масленица.
5. После Масленицы – Великий пост, а за Страстной
– Пасха
6. Хоть с себя всё заложить, а масленицу проводить.
7. Масленица идёт, блин да мёд несёт.
8. Боится Масленица горькой редьки да пареной
репы).
– Выберите среди записанных слов имена существительные, запишите их в тетрадь.
На доске записаны слова: зимний, зимовать, Масленица, сверкать, обычай, Европа, румяный, февраль, карнавал, воскресенье, хрустальный, удивляться, розыгрыш, увлекать, блин, чучело, кататься, угощение, праздник, гость, тёща.
Учитель. Докажите, что слово Масленица (февраль, угощение) являются именами существительными. Составьте с ними словосочетания (широкая Масленица; встречать в феврале; приготовить угощение).
Учитель. Запишите предложение. (Учащиеся записывают предложение, выполняют синтаксический разбор предложения).
Масленица – старинный славянский праздник проводов зимы. (Повеств., невоскл., прост., двусост., распростр., неосложн.).
Учитель. Найдите в предложении слово или слова, соответствующие схеме: корень, окончание; приставка, корень, окончание; корень, суффикс, суффикс, окончание. Письменно выполните морфемный разбор слова Масленица.
Учитель. Назовите имена существительные в предложении. Обратимся к учебнику, познакомимся с планом морфологического разбора имени существительного.
3. Работа с учебником
а) Морфологический разбор имени существительного Масленица (устно).
б) Письменный разбор имён существительных из предложения (праздник, зимы).
Физминутка
Назвали все предметы по порядку,
Теперь вас приглашаю на зарядку.
Мелкие шажки – раз, два, три.
Лёгкие прыжки – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.
Учитель. Масленица – гостья-то особая. Её одно может привлечь – долгожданное солнечное тепло. Но вот с теплом-то у нас дела обстоят неважно. Мало пока светит солнышко, долгие стоят ночи, холодные дни. Поэтому первая наша задача – помочь солнцу. А для этого люди в конце зимы пекли из теста маленькие символы солнышка – блины.
Учитель. Запишите предложение, выполните синтаксический разбор предложения.
С тёплым блинчиком ребята попросят побольше солнышка. (Повеств., невоскл.,прост., двусост., распростр., неосложн.).
Учащиеся выполняют морфологический разбор слова (с) блинчиком.
Учитель. Наступал последний день Масленицы, который получил название прощёное воскресенье. В этот день на Руси все просят прощения друг у дружки: «Прости меня, грешного, на Великий пост!» А в ответ можно слышать: «Бог простит, и я прощаю». Ну да дело не в словах. Главное, чтобы от сердца, от души шло. Просили прощения за обиду, и досаду, и просто так, без видимой причины. Кто знает, может, обидел когда человека, да не заметил.
III. Итог
Учитель. Вот и вспомнили мы с вами о Масленице, которая не только предстала перед нами прекрасным праздником, но и помогла научиться выполнять морфологический разбор имени существительного. И домашнее задание вы, ребята, получите, тоже связанное с празднованием Масленицы. Перед вами лежат рецепты приготовления блинов. Из текста выпишите 3 имени существительных и выполните морфологический разбор.
Обычные блины
Для теста: 400 г пшеничной муки, 2,5 стакана
молока, 2-3 яйца, 30 г сливочного масла, 20 г дрожжей, 1
чайная ложка сахара, 1/2 чайной ложки соли.
Молоко (3/4 нормы) слегка подогреть, растворить в
нём дрожжи, смешать с мукой, поставить в тёплое
место, дать подойти. В оставшемся молоке
растопить масло, добавить соль, сахар, желтки,
всё тщательно перемешать и присоединить к
подошедшему тесту, снова перемешать, добавить
взбитые белки, осторожно перемешать сверху вниз
и выпекать блины.