Джонка

Разделы: Внеклассная работа


Тема урока: Японский корабль джонка

Цель урока: Приобретение, закрепление и применение знаний по изготовлению модели японской транспортной джонки

Задачи:

Обучающие:

  • Закрепление полученных знаний по изготовлению объёмной модели джонки
  • Обучение поэтапному изготовлению модели
  • Закрепление умений пользоваться схемами сборки модели
  • Закрепление полученных знаний по истории и культуре одной из стран, в которой это судно строилось

Развивающие:

  • Развитие образного мышления, художественного вкуса, навыков культуры труда, самоконтроля и взаимоконтроля, самостоятельности

Воспитательные:

  • Воспитание аккуратности, дружелюбия и взаимовыручки

Тип урока: Комбинированный, с элементами игры

Материальное оснащение:

Для педагога:

  • рисунки корабля в целом, а также его составных частей
  • общая схема устройства судна
  • копии деталей судна
  • народные рисунки с изображением джонок
  • готовая модель корабля, как пример
  • запасные ножницы, линейка, нож, клей, а также лак и природные материалы, необходимые в отделке судна
  • клеящий пистолет с удлинителем

Для обучающихся:

  • инструмент (ножницы, нож, шило, линейка, маркеры, карандаш, кисточка для морилки и бесцветного лака).
  • Клей (момент-1, супер момент)
  • Природные материалы (спички, треста, ивовый прут)

Оформление кабинета:

  • Изображение японского судна и его составных деталей
  • Предметы, с которыми связаны вопросы (теоретические и практические)
  • Готовая модель джонки, как пример
  • Японская живопись
  • Портрет первого императора Японии
  • Рисунки на японские мотивы выполненные самими обучающимися

Структура урока:

  1. Организационно подготовительный этап:
    • Приветствие
    • Проверка явки обучающихся
    • Активизация обучающихся
    • Формулировка темы и цели урока
    • Постановка задач
    • Организация групп
    • Выдача материалов, инструментов, схем расположения парусов и флагов
  2. Проверка полученных ранее знаний по теме и формирование новых:
    • Соревнование двух команд по разгадыванию шарад
    • Теоретические сведения по данной модели
    • Материалы и инструменты
    • Организация рабочего места
    • Инструктаж по технике безопасности
    • Показ и объяснение педагогом приёмов изготовления и установки деталей модели
  3. Применение знаний, формирование умений:
    • Выполнение практического задания с помощью схем сборки модели
    • Контроль и помощь со стороны педагога, самоконтроль
  4. Контрольный этап:
    • Исправление возможных ошибок
  5. Подведение итогов:
    • Подсчёт баллов и награждение победителя игры
    • Демонстрация готовых изделий, выбор лучших
    • Награждение
  6. Уборка рабочего места:

Ход урока

ВСТУПЛЕНИЕ

Ребята, сегодня вы должны закрепить теоретические знания по теме джонка, знание терминологии, а также продемонстрировать практическое умение распознавания деталей судна и показ их на макете.

С целью проверки полученных теоретических знаний по истории и культуре страны в которой была построена джонка предлагаю вам принять участие в игре по разгадыванию шарад. Для этого необходимо организовать две соревнующиеся команды. Наши гости тоже могут принять участие в игре в качестве равноправных членов представленных команд.

Вы видите перед собой ряд предметов:

  • Флаг Кореи, Китая, Японии
  • Изображение цунами
  • Деревянный меч
  • Меч катана
  • Звезда ниндзя
  • Верёвка
  • Макет корабля джонка

С каждым из предметов связан вопрос, на который нужно найти ответ. На обсуждение вопроса даётся 30 секунд, после чего готовая к ответу команда подаёт звуковой сигнал колокольчиком и выставляет отвечающего. Если ответ не верен или не полон, то команда соперников может на него ответить или дополнить, получив дополнительный плюс.

После награждения переходим к практическому заданию:

  • Каждый из вас приступает к завершающему этапу изготовления модели (установка парусов и флагов)

Демонстрируем готовые модели корабля и выбираем лучшую.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Джонки — первые в истории кораблестроения суда, корпуса которых были разделены на водонепроницаемые отсеки перегородками из толстых досок. Их назначение — спасти судно, если потекут швы, когда оно ударится о рифы.

Пропущенный через корму руль появился на этих судах на несколько веков раньше, чем на ганзейском когге. Подробное описание джонок оставил известный средневековый путешественник Марко Поло после своего знаменитого путешествия в Китай в 1271 —1295 гг. Четыре мачты со множеством парусов оснащали корабль, на котором он путешествовал. У некоторых были еще две дополнительные мачты, которые ставили и убирали по мере необходимости.

Самые большие джонки имели в длину 60 м и ширину 10 м. При осадке всего 2 м они могли поднимать до 2 тыс. т груза.

..Эти неуклюжие с виду суда имели хорошие мореходные качества, позволявшие им выдерживать жестокие муссонные ветры и тайфуны восточных морей. Корабелы Европы признали за джонкой такие преимущества, как высокая прочность, простота конструкции и высокая эффективность парусной оснастки. Благодаря малой осадке им были доступны и устья рек, и прибрежные морские воды.

 

О том, насколько глубоко в древность уходит история джонок, свидетельствует старинная китайская пословица. Она гласит, что боги построили джонки до того, как на свете появились люди.

При этом их конструкция оказалась настолько удачной, что практически не изменилась за тысячелетия, так что в Китае и других странах Юго-Восточной Азии и сегодня еще можно увидеть джонки, почти не отличающиеся! от тех, что когда-то описал Марко! Поло.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Для изготовления модели джонки используются разные материалы, но главный из них - это бумага.

Взглянув на свои недостроенные модели мы видим, как они по цвету и форме похожи на настоящие (цвет под дерево материал приобретает после обработки морилкой, а лак делает модель более красивой и опрятной).

Впечатление усиливает и то, что при изготовлении мачт и реев, мы используем настоящее дерево, а в отделке корпуса судна используются тростниковые ленты.

Осталось установить паруса и флаги. Изготавливая их необходимо придерживаться определённой последовательности:

Джонка имеет своеобразный парус, который крепят так, чтобы одна треть его выступала перед мачтой, а две трети оставались позади нее.

Благодаря промежуточным реям ветровая нагрузка равномерно распределяется по всей мачте.

Специальные снасти — шкоты, имеющиеся как на основных, так и на промежуточных реях, позволяют улавливать даже самый слабый ветер.

Флаги раскрашиваем в красный цвет, наносим серебряной или чёрной гелиевой ручкой иероглифы, а за тем приклеиваем к флагштоку.

Схема расположения мачт, парусов и флажков.

Практическая работа:

  • Организация рабочего места
  • Инструктаж по технике безопасности
  • Показ педагогом операций, которые нужно выполнить
  • Выполнение обучающимся работы с помощью инструкции

Контрольный этап:

  • Педагог помогает исправить возможные ошибки

Подведение итогов:

  • Демонстрация моделей
  • Выбор и награждение лучших работ выбранных учениками и гостями