Использование технологии индивидуализации обучения на уроках математики начальных классов

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


В современном начальном образовании происходят глобальные изменения. Начальная школа переходит от педагогики «знаний, умений и навыков» к педагогике «развития личности ребенка». Главной целью начального образования сегодня становится обеспечение целостного развития личности учащегося. И оно призвано обеспечить выполнение следующих основных целей:

  • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
  • освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Как сохранить и поддержать индивидуальность ученика начальных классов в учебной деятельности? Как повысить познавательный интерес к учебе младшего школьника? Как добиться повышения результативности урока, при разных способностях учеников? Такие и тому подобные вопросы волнуют каждого учителя начальных классов.

Индивидуальный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по всем учебным программам и предполагает умелое сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого школьника.

Основным элементом образовательного процесса в школе является урок. Учитель, проектирующий личностно-ориентированный урок, должен учитывать такие основные цели индивидуализированного обучения:

  • сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его возможностей (способностей);
  • содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся;
  • формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика;
  • улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;
  • формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.

В современной отечественнойпедагогической практике и теории наиболее ярким примером технологии индивидуализации обучения и личностно-ориентированного урока является адаптивная система обучения А.С. Границкой, которая вбирает в себя все передовые технологии, как технологии «полного усвоения знаний», «разноуровневого обучения», «коллективного взаимообучения», «включенного обучения», «модульного обучения», «проектного обучения». Об этой системе обучения, об опыте работы школы по этой системе Московской области г. Мытищи просветила А.С.Границкая в своей книге под названием «Научить думать и действовать» (М., Просвещение,1991).

Концепция А.С. Границкой такова что, в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60-80% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками.

Конструкция урока: первая часть – обучение всех, вторая часть – два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с учениками.

Модель урока АСО

Учитель обучает всех учащихся
Учитель работает индивидуально Учащиеся работают самостоятельно

В этой модели учитель часть времени работает со всеми учащимися класса, обучает их. Остальное время, используется для самостоятельной работы учащихся, при которой не только наблюдает за работой, а работает в это время с отдельными учащимися индивидуально. Как видно, главное внимание должно быть уделено полной занятости учащихся на уроке: они работают или совместно с учителем, слушая его объяснения, инструкции, наблюдают, анализируют, одновременно тренируются, или самостоятельно в парах, или обособленно (индивидуально), выполняя задания с адаптацией.

От типологии структура каждого конкретного урока может отличаться по длительности этапов и по их последовательности в зависимости от предмета и возраста учащихся. Однако большая часть урока должна быть посвящена самостоятельной работе учащихся, парной или индивидуальной. Учитель должен все время помнить о том, что каждый учащийся в любую минуту урока должен быть занят активной работой. Если кто- либо отключился по каким-то причинам, учитель должен помочь ему включиться в работу.

Как же научить учащихся работать самостоятельно на уроке? Необходимо регулярно во время совместной работы учителя со всеми учащимися класса обучать их приёмам самостоятельной работы: взаимоконтролю, взаимообучению, взаимооценке, самоконтролю и самооценке. Введение самооценки (рефлексии) обусловлено её важностью с точки зрения построения личностно – ориентированного учебного занятия, поскольку она является одним из важнейших механизмов саморазвития личности.

Согласно общей идеологии стандартов второго поколения реальные учебные достижения каждого отдельного ученика определяются, прежде всего, его собственным выбором, основанным на самооценке своих познавательных возможностей, способностей, интересов и потребностей, а также кадровыми, материально-техническими и другими возможностями образовательного учреждения.

В моей педагогической деятельности в одном наборе 35% первоклассников уже умели читать, 23% учеников знали по 10 букв, а 42% – узнавали только 4 буквы. Как видно, ученики с разной степенью подготовленности и способности. Для того чтобы те ученики, которые умели читать, не потеряли интереса к учебе, и с целью дальнейшего их развития начала изучать эту технологию обучения и применять в своей работе.

Как организовать самостоятельную работу всех учащихся? Как проверить её результаты у каждого ученика? Как обеспечить материалами и заданиями постоянно работающий самостоятельно класс? Проблема эта становится основной заботой учителя в АСО.

Для этой цели применятся многоуровневые задания с адаптацией. Объём и трудности заданий увеличиваются от уровня к уровню.

Первый уровень равнозначно с оценкой «3», второй – с оценкой «4», третий – с оценкой «5». Для каждого предмета подбираются свои варианты заданий с адаптацией.

Главным при выполнении заданий с адаптацией является включение механизмов саморегуляции. Учащиеся начинают с 1 уровня, а затем ученик сам решает, по мере своих возможностей, какое задание выполнить.

Время для выполнения заданий у всех одинаковое, но каждый ученик продвигается от уровня к уровню со своей скоростью. Работа завершается по сигналу учителя до звонка, чтобы учащиеся успели выставить себе оценки за выполненный уровень и качество выполнения заданий.

Контроль качества выполнения заданий может осуществляться в разных режимах: в режиме «самоконтроль» или в режиме «взаимоконтроль» осуществляет сам учитель, привлекая в качестве ассистентов тех учащихся, у кого он уже проверил задания.

При изучении темы “Умножение многозначных чисел на однозначное” (4 класс) для самостоятельной работы предлагается детям выбрать посильный для себя уровень и выполнить задание.

1 уровень

201 х 4 =
3104 х 7 =
1009 х 5 =
70105 х 6 =

2 уровень

33782 – (6008 х 5 + 3742) =

3 уровень

309 х 3 + __ = 1000
408 х __ - 512 = 304
209 х __ - 8 = 828
3 х 280 + __ = 958

Тема «Умножение многозначных чисел» (4 класс) задания с адаптацией:

Работа № 1

  • 1 уровень – умножение многозначных чисел на однозначное;
  • 2 уровень – умножение многозначных чисел на числа, оканчивающихся на 0;
  • 3 уровень – умножение многозначных чисел на двузначное.

Работа № 2

  • 1 уровень – умножение многозначных чисел на числа, оканчивающихся на 0;
  • 2 уровень – умножение многозначных чисел на двузначное;
  • 3 уровень – умножение многозначных чисел на трехзначное.

Работа № 3

  • 1 уровень – умножение многозначных чисел на двузначное;
  • 2 уровень – умножение многозначных чисел на трехзначное;
  • 3 уровень – умножение многозначных чисел на многозначное.

В соответствии с программой обучения математики для учащихся 4 классов знание признаков делимости на 2, 3, 5, 9, и 10 – требования 3 уровня. Поэтому на уроках по мере усвоения таблицы умножения и после ознакомления с правилами делимости на эти числа, ученики выполняют вычисления на тетрадях, специально отведенных для этой цели.

Признаки делимости чисел на 2, 3, 4, 5, 6, 9:

  • На 2 делятся все четные числа;
  • На 3 делятся, если сумма цифр многозначных чисел делится на 3 без остатка;
    261 : 6 =
    сумма цифр 2+6+1=9
  • На 4 делятся, если последние цифры многочисленных чисел делится на 4 без остатков;
    216 : 4 =
    16 : 4 =
  • На 5 делятся, если делится на 0 и а 5;
    170 : 5 = 34
    175 : 5 = 35
  • На 6 делятся, если число делится на 2 и на 3 без остатков;
    156 : 2 = 78
    156 : 3 = 52
    156 : 6 = 26
  • На 9 делятся, если сумма цифр многозначных чисел делится на 9;
    216 : 9 =
    2+1+6=9

Работа проводится так: на доске записываются однозначные числа, например, 8, 6, 7, 5 и ученики, используя эти цифры, составляют всевозможные четырехзначные числа, изменяя разрядные единицы классов, и делают вычисления.

1 2 3 4
8675 : 5 : 8 5678 : 2 6578 :2 7568 : 2 : 4
8657 5687 6587 7686 : 2
8567 5867  6875 : 5  7685 : 5
8576 : 2 : 4 5876 : 2  6857  7658 : 2
8756 : 2 : 4 5786 : 2  6785 : 5  7865 : 5
8765 : 5 : 8  5768 : 2  6758 : 2  7856 : 2 : 4

 Проверка ведется в парах, ведется учет усвоения, и благодаря такой кропотливой работе у учащихся формируются прочные вычислительные навыки.

Главным достоинством такого обучения является то:

  • что оно позволяет адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям;
  • следить за каждым действием ребенка и операцией при решении конкретных задач;
  • следить за продвижением от незнания к знанию;
  • вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя;
  • приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика.

Опыт работы показывает, что, умелая организация самостоятельной работы учащихся может сохранить тот жгучий интерес к учебе, с которым первоклассники приходят в школу. А идеология личностно – ориентированного подхода предполагает изменение роли учителя. Его задача состоит не в передаче своего опыта ребенку, а в организации такой образовательной среды, в которой, взаимодействуя с людьми, предметами и явлениями окружающего мира, ребенок будет приобретать свой собственный опыт, что наиболее важно для его развития. То есть, перед учителем стоит задача не формирования определенных качеств, а создания условия для всестороннего развития личности ребенка (эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому), реализации его потенциала, сохранению его индивидуальности.