Конспект-занятие "Путешествие на Северный полюс"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • систематизировать знания детей об особенностях природных условий Крайнего Севера;
  • формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;
  • развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать их проверку.

ХОД ЗАНЯТИЯ

–  Если бы вам предложили полететь на ковре-самолёте, куда бы вы полетели? (Ответы детей)
– А вы бы хотели полететь на Север?
– Что бы вам хотелось увидеть на  Севере? (Ответы детей)
– Что бы вы хотели узнать нового?
– Ребята, а что бы вы взяли с собой?
– Вы бы вот так отправились в путешествие на Северный полюс, как вы сейчас одеты? (Надо тепло одеться).
– Почему вы решили, что надо тепло одеться? (На Севере очень холодно).
– Как мы определим, в каком направлении Северный полюс? Что нам может помочь? (Надо рассмотреть карту)
– Как вы думаете, почему Северный полюс окрашен в белый цвет? (На Северном полюсе кругом снег и лёд).
– Можно ли Северный полюс назвать ледяной пустыней? (Можно).
– Почему вы так решили? (Потому что там много льда и снега).
– Все ли готовы к путешествию?

Дети иммитируют одевание и садятся на ковёр.

– Как вы думаете, долго ли нам лететь на ковре-самолёте до Северного полюса? (Быстро)
– Вот мы и подлетаем к Северному полюсу. Что вы видите сверху? (снег, лёд).
– Где же растения? (Их нет, потому что очень холодно).
– Мы пролетаем над океаном. Это Северный Ледовитый океан. Он покрыт льдами, толщина которых равна высоте 3-этажного дома. Здесь всегда холодно: и зимой, и летом. День с ночью не чередуются, как это происходит у нас. Здесь шесть месяцев солнце скрывается за горизонтом, а затем так же долго солнце не сходит с неба.
– Мы снижаемся, приземлились. Не замёрзли, ребята? Ой, смотрите, смотрите! Кто это? (Белые медведи).

Чтение стихотворения

Им можно только восхищаться,
Он научился защищаться
От льдов и страшного безмолвья,
Жить у земного изголовья,
У центра полюса бывать,
Ещё и пищу добывать,
Под лёд полярный опускаться,
Свободно жить и размножаться.

– Почему медведь имеет такой окрас шерсти? (Потому что вокруг белым-бело).
– Впадает ли он в спячку? (Ответы детей).
– Медведь не впадает в спячку, потому что ему достаточно пищи круглый год.
– Чем же питается белый медведь? (Рыбой, тюленями, моржами).
– Как же медведю удаётся поймать рыбу или моржа? (Он хорошо умеет плавать).
– Чтоб поймать моржа или тюленя, медведь много времени выжидает, когда морж или тюлень вынырнут на поверхность воды или выйдут на лёд. Зачастую медведь остаётся голодным. Белый медведь очень хороший пловец. Чтобы найти пищу, он может проплыть очень большое расстояние.
– Смотрите, вот на льдину вышел медведь и встряхнулся. От него во все стороны полетели брызги воды. А на улице такой сильный мороз! Как вы думаете, что происходит с сырой шерстью на сильном морозе? (Ответы детей).
– Так что, медведь, выйдя из воды, покрывается льдом?
– Хотите это проверить?

Исследовательская деятельность

В ёмкость с водой опустите руку и тут же выньте её. Обратите внимание, что рука стала сырой, покрылась тонким слоем воды. Тряхните рукой, вода осталась на руке. Вытрем руку, чтобы она снова стала сухой. А теперь, давайте протрём руку жиром и снова опустим в воду и вынем.
– Что вы заметили? (Вода не покрывает всю руку, она собралась капельками).
– Как вы думаете, почему так получилось? (Жир не пропускает воду).
– Тряхните рукой. Капельки легко отлетели.
– Что же спасает белого медведя от замерзания в сильный мороз? (Шерсть пропитана жиром).
– Что-то я очень замёрзла. Не пора ли нам возвращаться в детский сад?

Дети имитируют возвращение в детский сад, где их ждёт подарок от белого медведя.