Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения

Разделы: Работа с дошкольниками


1 часть

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи- язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц, Если можно тренировать мышцы рук, ног,спины и т.д., значит, можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.

Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься логопед! Пожалуйста, никакой самодеятельности ! Некоторые родители почему-то считают, что они смогут воспитывать у ребенка правильное произношения, многократно повторяя чистоговорки и скороговорки. Родители не подозревают, что сначала ребенок должен научиться правильно произносить изолированный звук, затем закрепить его в слогах, словах, а только потом во фразе. Артикуляционные упражнения выполняются не только на занятии с логопедом, но и в домашних условиях.

Упражнения подбирают в соответствии с дефектом речи ребенка. Лучше всего, если это сделает для вас логопед. При подборе упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность- идти от простых упражнений к более сложным. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе обязательно перед зеркалом. Затем количество повторений увеличивают, доводя до 10-15 раз. Когда ребенок научится правильно выполнять движения, зеркало можно убрать. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно. Будьте терпеливы, спокойны и ласковы. Если у ребенка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной ложечки или просто чистым пальцем помогите поднять ребенку язык вверх.

Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намажьте губу вареньем, шоколадом или медом в зависимости от того, что любит ваш ребенок. Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Хорошо бы подобрать к каждому упражнению картинку- образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому- либо предмету. Любимая детьми «Сказка о веселом язычке», которую, я использую на своих занятиях, они с удовольствием «играют с язычком и выполняют все его требования». Также на занятиях мы используем символы звуков, например: для постановки звука р, используем символ «песенки моторчика», для звука л - «песенка кораблика», для звука ж - «песенку жука», для звука с - «песенку насосика» и т.д.

Взрослый должен показать ребенку, как правильно выполнять все упражнения. Для этого, дорогие родители, вам необходимо самим научиться выполнять артикуляционную гимнастику. Не удивляйтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас, ведь для их выполнения необходим определенный навык.

2 часть. Практическая («Мастер-класс» для родителей)

Тема: «Артикуляционные упражнения для постановки звука [Л] ,[Р]»

Цели:
вовлечение родителей в учебный процесс, достижение единства требований к ребенку.
создание благоприятной атмосферы для дальнейшего сотрудничества педагога с родителями.

Оборудование: картинка с изображением «Язычка», предметные картинки, зеркала, шпателя.

ХОД РАБОТЫ

Логопед: Проснулся однажды язычок, а вокруг темно и страшно.
(У родителей открыт рот)

Стал он искать выход. Сначала в одну щечку постучал, потом в другую. Родители «протыкают» язычком сначала одну щеку, потом другую.
Решил тогда язычок поискать выход в другом месте и ткнул сначала верхнюю, а затем и нижнюю губу.
Протыкают» сначала верхнюю, затем нижнюю губ)

В это время ротик зевнул и открылся. (Зевают)

Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. (Покусывают кончик языка)
Зубки покусали язычок сначала с одной стороны, потом с другой.
(Покусывают язык слева и справа.)

Язычок снова попытался протиснуться между зубками, но они продолжали его покусывать.
(Покусывая всю поверхность языка, высовывают его вперед и убирают назад.)

А зубки не унимались и продолжали жевать .Они пожевали нижнюю губу, потом верхнюю.
(Покусывают верхнюю губу по всей длине, затем нижнюю.)

Потом зубки попытались откусить кусочек щеки.
(Закусывают изнутри щеки боковыми зубами)

Язычок смотрел на зубки и думал: «Почему они такие сердитые? Может, оттого, что сегодня еще никто не сделал им ничего приятного?» Язычок принялся мыть сначала верхние, а потом и нижние зубы.
(Чистят языком верхние и нижние зубы.)

Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: « Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо тебе, язычок! Мы больше не станем тебя кусать!»
После утренних процедур, что мы обычно делаем? Правильно! Завтракаем.
Язычок тоже каждое утро завтракает, пьет чай. У него есть любимая чашечка.
(Имитируем форму чашечки).

А еще Язычок любит пить чай с вкусным вареньем.
(Облизываем губы по кругу)

После завтрака Язычок идет гулять на улицу, там он качается на качелях
(Кончик языка дотрагивается сначала до верхних зубов, затем до нижних)

Покачавшись на качелях, Язычок идет играть со своими друзьями. Любимая подруга Язычка – это лошадка Сима. Вместе они скачут по долинам и просторам.
(Щелкаем язычком, придерживая подбородок)

Когда Язычок повзрослел, ему на День рождения родители подарили машину, но у нее в прекрасный день сломался моторчик. А вы все прекрасно знаете, что пока мотор не починят, машина ездить не сможет.
(Упр. «Чашечка», «Дятел, с помощью пальца «механически», заставляем язык вибрировать.)

– Уважаемые родители! На этом наша практическая часть закончена. Спасибо за то, что пришли на наше необычное родительское собрание. Спасибо за сотрудничество.