Родительское собрание по теме "Воспитание культуры поведения школьников" для родителей учеников 9-го класса

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит.

Саади.

Цели:

  • Повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросу воспитания культуры поведения;
  • Выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по становлению мировоззрения  ребёнка;
  • Способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений;

Оформление:

  • «Посейте поступок, поведение  – пожнёте привычку, посейте привычку – пожнёте   характер, посейте характер – пожнёте судьбу».
  • А. С. Макаренко учил, что “в воспитании допустимы и строгость, и ласка, и резкость тона, и просьба, и уговоры, и разъяснения и даже угроза…”. Но нельзя злоупотреблять ничем.
  • Джон Локк говорил:  «В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости…, ученость становится в нем педантизмом, остроумие – шутовством, простота – неотесанностью, добродушие – льстивостью. Хорошие качества составляют существенное богатство души, но только благовоспитанность служит для них оправой»
  • “Побороть дурные привычки легче сегодня, а не завтра” – Конфуций.
  • “Из рассудительности и скромности, смешанных с мужеством, может возникнуть третья добродетель – справедливость” – Платон.
  • “Ни один злой человек не бывает счастлив” – Ювенал.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер

Материалы: презентация «Мнение учеников 9-го класса о сериале «Школа»» (Приложение 1),  видеоролик  «Школьный день Носовой» (фрагменты сериала «Школа» – Приложение 2), кружка,  свеча, памятки родителям (Приложение 3).

ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Классный руководитель: Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада видеть вас всех в полном составе. Мы с родительским комитетом готовились к этой встрече.

Сценка из книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»

(исполняют члены родительского комитета):

Алиса: Не скажите ли мне, по какой дороге мне отсюда идти?
– Это сильно зависит от того, куда вы хотите прийти, – сказал Кот.
– Мне, в общем – то, всё равно…– сказала Алиса.
– Тогда не важно, по какой дороге идти, – сказал Кот
– Лишь бы  прийти куда – нибудь, добавила Алиса как объяснение.
– О, туда вы наверняка придёте, сказал Кот, – если только будете идти достаточно долго.

Классный руководитель:  Как вы уже догадались, сегодня мы продолжим разговор о воспитании наших детей. Мы все хотим, чтобы наши дети выросли добрыми, честными, духовно и душевно богатыми, уверенно ориентирующимися  в нашем непростом мире.
Писателю В.Распутину принадлежат слова: «У моего поколения хоть «плохонькие», но были идеалы, а у современного их совсем нет. И он прав. Сейчас информационный обмен захлестнул все сферы жизни общества, все сферы нашего сознания. Но вместе с информационным обменом  в нашу жизнь ворвался «информационный обман». Идёт «подмена терминов» – плохое становится хорошим. Воспитание  всегда основывалось на силе примера. В качестве негативных  примеров можно привести последний  сериал «Школа» и фильм «Все умрут, а я останусь». Наши дети воспитываются не на рассказах старших,  не на их примере и не просто на фильмах и книгах о варварах и терминаторах, а уже на негативных   образцах поведения, негативных образах своих сверстников.   

Демонстрация видеоролика  «Школьный день Носовой» (Приложение 2)

К сериалу «Школа», фрагменты которого вы только что посмотрели, отнестись равнодушно, без внимания не возможно. Прежде чем приступить к обсуждению проведём эксперимент.

Игра «Кружка»

(на ладони учителя на уровне глаз зрителей обычная кружка с односторонним рисунком)

Фабула игры: двое родителей  занимают разное положение по отношению к кружке. Глядя на неё,  поочерёдно описывают то, что видят, и сообщают об этом всей группе. Их описание явно не совпадают: один видит, что кружка имеет ручку, но не видит этого другой; один видит рисунок на кружке, но другой сообщает, что кружка без рисунка и т.д.

Вывод: эта игра свидетельствует о многомерности мира, которое говорит о том, что любое явление мира, любая проблема, обладает разными характеристиками одновременно, будучи рассмотренными с разных точек зрения.  Каждому из вас, уважаемые родители, я  предлагаю посмотреть на каждую из проблем, поднятых  в фильме, как бы со стороны, с разных точек зрения, как если бы вы  держали её на ладошке.

Игра «Проблема на ладошке»

У нас две группы родителей, сидящих напротив.  Одной из групп предлагаю найти что-то хорошее, справедливое, полезное в этом фильме. Другой группе, наоборот, – негативное, отрицательное, плохое. Проблему на ладошке будет символизировать «сердечко», которое  вы будете передавать от одного выступающего к другому, от одной группы родителей к другой.

(Каждый из родителей высказал своё мнение)

– Спасибо. А что думают по этому поводу ваши дети? С ними была проведена следующая анкета:

Анкета учеников 9 класса (на экране – диаграмма – Приложение 1)

1. Смотришь ли ты телесериал 1 канала «Школа»? Почему?

Да –
Нет –
Иногда –

2. Как ты думаешь,  этот сериал реально показывает жизнь школьников?

Да –
Не много преувеличено –
Такого в школе не бывает

3. Как ты оцениваешь поведение своих сверстников:

Хорошее –
Нормальное –
Неудовлетворительное –

4. У тебя возникает желание брать пример с героев этого сериала?

Да –
Иногда –
Нет –

5. Ты обсуждаешь с родителями этот фильм?

Да  –
Иногда –
Нет –

Выводы: В чём, собственно, мы, взрослые, упрекаем сегодня кинематограф? Основная наша претензия к кино – это преждевременная житейская информация для детей (сюжеты, связанные с показом интимной жизни мужчин и женщин) и демонстрация дурных примеров поведения: непослушание героев, их неуважительное отношение к старшим, курение на экране, драки.
Представьте себе, что все  фильмы рассказывают о персонажах, выполняющих правила примерного поведения школьников. Опрятные, вежливые, скромные, уважающие старших, не пьющие, не курящие. Продвинуло бы это юного зрителя к подобным способам поведения? Думаю, что вряд ли. Такие фильмы будут вызывать внутренний протест своей недостоверностью.
Пап и мам волнует вопрос, как поступить? Запретить смотреть такие сериалы, программы? Но ведь через год, два, может быть ребёнок  встретиться с этим в жизни, как он отнесётся, как поведёт себя? Сейчас – то он имеет возможность обменяться своими соображениями с родителями. Так пусть сегодня с нашим участием дети вырабатывают жизненную позицию, она им потом очень пригодиться, поможет в схожей ситуации.

Игра «Сорняки»

Фабула игры: две группы играющих представляют «сорняки» и «культурные растения». Учитель описательным образом отмечает ситуацию природно-погодных условий, а «сорняки» и «культуры» изображают символическими жестами, движениями, пантомимикой как они проживают меняющиеся условия погоды. (играет музыка)

Учитель оповещает:

  • Зима. Глубокий снег. «Сорняки» лежат под снегом спокойно, точно так же лежат спокойно «культуры», но их место в человеческом доме.
  • Солнышко пригревает, снег тает на пригорках.  «Сорняки» зашевелились и начали подымать головки, в то время как «культуры» всё ещё лежат в коробке у человека.
  • Весна. Стало тепло. «Сорняки» начали расти бурно, а культурные растения только начал высаживать человек.
  • Лето. И мы видим, как бурно вырастают «сорняки» и как они начинают занимать площадь, оттесняя «культуры», а также как человеку приходится бороться с сорняками.
  • Ветер. Туча. Град. Сорняки всё легко выдерживают, их живучесть обеспечена миллионной историей существования, но гибнет без помощи человека «культура» – продукт и дитя человечества.

Вывод: Каждый отдельный человек несёт в себе как природное, так и культурное. 
Природное в человеке проявляет себя объективно обязательно, дурные привычки как сорняки, появляются и разносятся очень быстро,  если не вести борьбу с ними.
В то время как культура – это тонкий слой,  легко подвергающийся снятию, уничтожению. Культура – возделанное человеком и без человека не существует.
С вступлением в юность,  ребёнок в любом случае начнёт более значительно, чем прежде, искать смысл жизни и своё место в ней. А вот содержание этих поисков может оказаться различным, и зависит оно, это содержание, будет от того, окажемся ли мы в числе тех, с кем ребёнок будет делиться результатами своих поисков, слову и опыту которых он будет доверять.

Поэтому с  детьми уже сейчас нужно говорить о жизни открыто, честно, не уходя от острых проблем идеологии, политики, морали, ничего не приукрашивая. С тем большим доверием отнесутся они к тому, на чём вы будете настаивать, к тем основным нашим ценностям, на которые вы будете им указывать.

Проблемных ситуаций в жизни не избежать: в них есть момент выбора, возможность предпочесть ту или другую линию поведения.

Вероятность «сильного хода» в проблемной ситуации повышается, если подросток способен взглянуть на неё, руководствуясь чётким мировоззрением. Лишь оно даёт правильный способ познания мира и определения своего отношения к нему.

Но, помните, наши  дети всегда должны знать, к кому можно обратиться за помощью.

 «Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира»

Я.А.Каменский

Проект решения собрания:

1. Периодически вести разъяснительную работу:  диалог с детьми о жизни, политике, морали, способствующую формированию нравственных ценностей детей.
2. Помнить. Личный положительный пример – основа воспитания!
3. Родителям контролировать поведение ребёнка, стараться предупредить возможные отрицательные поступки.

Голосование.

– Как обычно, после очередного родительского собрания, я предлагаю вам дополнить памятками ваши родительские дневники, которые мы завели с вами с момента нашей первой встречи. (Приложение 3)

Памятка 1. Сухомлинский В.А.говорил: “Ребёнок – это зеркало нравственной жизни родителей”. «Кодекс истинного родителя»» – 2 пункт решения;

Памятка 2. А. С. Макаренко учил, что “в воспитании допустимы и строгость, и ласка, и резкость тона, и просьба, и уговоры, и разъяснения и даже угроза…”. Но нельзя злоупотреблять ничем.  Предъявляемые  требования к ребёнку – 3 пункт решения собрания;

Памятка 3. “Побороть дурные привычки легче сегодня, а не завтра” – Конфуций.

Перечень элементарных правил культурного человека – 1 пункт решения собрания;

– Закончить родительское собрание я хочу такими словами: «Посейте поступок, поведение  – пожнёте привычку, посейте привычку – пожнёте характер, посейте характер – пожнёте судьбу»
– Всем спасибо, до новых встреч.