Применение информационно-коммуникационных технологий как средство повышения качества образования младших школьников

Разделы: Начальная школа


I. Обоснование актуальности выбранной темы

Сегодня современное образование – это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Определяющим условием своего совершенствования как педагога считаю стремление к обновлению подходов и форм обучения и воспитания в соответствии с современными требованиями. Успешное усвоение учебного материала происходит, если учебный процесс организован с учетом развития познавательной деятельности обучающихся. Познавательная активность ребёнка организует внимание, если изучаемый материал интересен, а значит, и уроки должны быть интересным и разнообразными. Добиться разнообразия на уроках мне помогает возможность использования в учебно-воспитательном процессе ИКТ.

II. Цели и задачи использования ИКТ в начальной школе

Основной идеей использования информационных технологий считаю стимулирование учебно-познавательной активности каждого ученика через вовлечение в творческую деятельность.

Основной целью применения информационных технологий считаю повышение результативности обучения посредством активизации познавательной деятельности, повышение интеллектуального развития учащихся, эффективности образовательного процесса и качества образования.
Для достижения этой цели решаю следующие задачи:

  • активизация познавательной деятельности учащихся с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
  • развитие мотивации к обучению;
  • развитие информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникативных компетенций;
  • развитие навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
  • повышение уровня комфортности обучения;
  • снижение дидактических затруднений учащихся;
  • повышение активности и инициативности на уроке и во внеурочной деятельности.

Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных учителю.
Применение информационных технологий осуществляю по следующим направлениям:

III. Использование возможностей программ-приложений пакета Microsoft Office: (Word, Excel, Power Point, Publisher) для создания разнообразных материалов

Это оформление учебно-методической документации – тематическое и поурочное планирование, раздаточный и дидактический материал, мониторинг результативности обучения и воспитания, создание тестовых работ, и т.д.
Программа Microsoft Power Point позволяет создавать презентации, тесты, игровые задания по различным темам; монтировать отдельные слайды, добавлять к ним разные схемы, рисунки, графические элементы, клипы. При их показе широко использую анимационные, звуковые эффекты.
Презентация дает мне возможность скомпоновать учебный материал исходя из особенностей моего класса, темы, предмета, что позволяет мне построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

При использовании на уроке мультимедийных технологий структуру урока принципиально не изменяю. В нем по-прежнему сохраняю все основные этапы, изменяю только их временные характеристики. Этап мотивации увеличиваю, как необходимое условие успешности обучения.

С помощью презентации использую разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

  • Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
  • Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
  • Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Алгоритм проведения урока с применением ИКТ:

1. На организационном этапе ученикам поясняю цель и содержание последующей работы. На данном этапе показываю слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения.

2. На этапе актуализации знаний организую мотивационно-познавательная деятельность учащихся, формирую заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Эффект от применения какой-либо информации демонстрирую в виде рисунков, иллюстраций. Изображение на экране является равнозначным словам учителя. В этом случае учитель поясняет то, что показано на экране. Изображение на экране дополняет слова учителя.

3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью различных форм контроля устанавливаю степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.

4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.

5. Систематизация и закрепление материала. С целью лучшего запоминания и четкого структурирования в конце урока делаю обзор изученного материала, демонстрируя наиболее важные наглядные пособия на слайдах.

IV. Работа с различными видами компьютерных программ, применение электронных образовательных ресурсов, работа с интерактивной доской, ресурсами Интернет как универсальных средств обучения, способных значительно повысить его эффективность и качество

Использование различных обучающих программ

В педагогической деятельности использую различные виды компьютерных программ:

1. Учебные программы использую преимущественно при усвоении новых знаний (по ИЗО).

2. Программы-тренажёры использую для формирования и закрепления умений и навыков учащихся (Семейный наставник).

3. Контролирующие программы использую для контроля определенного уровня знаний и умений. Для создания проверочных тестов использую тестовые оболочки My Test и готовые тесты по предметам.

4. Демонстрирующие программы использую для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты, интерактивные карты).

5. Имитационно-моделирующие программы использую для «симуляции» объектов и явлений, т.е. изучения процессов и явлений, протекающих в природе, с помощью моделирующих программ.

6. Информационно-справочные программы использую для вывода необходимой информации, пользуясь образовательными ресурсами Интернета.

7. Мультимедиа-учебники использую как уникальный инструмент для создания модели урока.

Этот богатый набор образовательных ресурсов позволяет мне более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении, эффективнее использовать время на уроке, создавать проблемные ситуации, что активизирует познавательную деятельность учащихся, проводить уроки на высоком эстетическом уровне, индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания. Так, например, при обучении грамоте помощником, активизирующим деятельность учащихся, выступает «Незнайкина грамота». Вместе с Незнайкой проще дается нахождение места звука в слове. Особенно сложным дается счет, здесь помогает программа «Планета чисел» из сборника образовательных игр для малышей «Бука». Вместе с ней дети считают, выполняют логические задачи, распознают цвета и фигуры.

Вызвать интерес к изучению русского языка помогает программно-методический комплекс по русскому языку «Хронобус», который помогает быстрее усвоить такие сложные темы как «Имя существительное», «Временная форма глагола». Комплекс используется и для ознакомления с новым материалом и для закрепления и обобщения, основу комплекса составляют мультимедийная система тестов, диктантов и уроков.

На уроках изобразительного искусства у ученика есть возможность познакомиться с шедеврами мировой классики, а иногда и просто с работами по изучаемой теме на большом экране, которые выполнили его сверстники. Учащиеся с удовольствием смотрят видеоуроки по созданию портретов, пейзажей, проходят тест для закрепления изученного материала.

Работа с интерактивной доской создает устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогает творчески решать учебные задачи, тем самым, развивает образное мышление учащихся. Интерактивная доска позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Наглядность доски – это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с непоседливыми детьми, она целиком увлекает их.

Работа с ресурсами Интернет:

  • позволяет разнообразить виды учебной деятельности на уроке (поиск и обработка информации по предмету из Интернета);
  • дает возможности для профессионального роста учителя;
  • открывает творческие возможности по подбору и использованию дидактического материала;
  • позволяет использовать на уроке современные технические средства.

Продолжением урока является внеурочная деятельность, различные ее формы, где информационные технологии нашли самое широкое применение: участие в дистанционных интеллектуальных конкурсах, проведение внеклассных занятий, классных часов, игр с использованием компьютерных технологий, участие в социальном проектировании (международный проект «Эрудит – Марафон Учащихся «ЭМУ», интеллектуальный марафон «Русский медвежонок», внеклассные мероприятие «Прощание с азбукой» и многие др.).
Ученики активно участвуют в учебном и социальном проектировании. Представляют свои работы на школьных конференциях, удачно их защищают.

С целью выявления результативности своей деятельности использовала педагогическую диагностику Н.И. Дереклеевой (Диагностика личностных качеств и учебной мотивации. Изучение отношения учащихся к учебным предметам. Определение доминирующих мотивов учения). С помощью предложенных заданий выясняю качество усвоения обучающимися изученного учебного материала, умение применить освоенные действия в новой или нестандартной ситуации, а также определить уровень самоконтроля. Это позволяет мне выявить уровень сформированности компонентов учебной деятельности, особенностей усвоения предметных умений и навыков каждого обучающегося, установить причины трудностей и определить пути их устранения, сохраняя физическое и психическое здоровье ребёнка.
Успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, т.е. мотивацией.

V. Результатом применения информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе являются:

  • позитивная динамика изменения мотивации учащихся:
  • позитивная динамика показателей знаний обучающихся
  • позитивная динамика количественных и качественных показателей участия детей в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях разного уровня. В 2009-2010 учебном году в Международном конкурсе эрудитов Эрудит-марафон «ЭМУ» участвовало 16 участников (2 – победителя, 8 – призёров). В международном конкурсе специалистов Эрудит – марафона «ЭМУ» участвовал 31 ученик (5 – победителей, 14 – призёров), в международном интеллектуальном конкурсе «Перспектива» участвовало 73 участника (9 – победителей, 32 – призёра).


Таким образом, в результате применения ИКТ происходит личностное развитие школьников. Активизируется учебная деятельность учеников. На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряжённая мыслительная деятельность, серьёзная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли.