Урок литературного чтения во 2-м классе по теме "Сказочные богатыри. Отрывок из поэмы А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цели:

  • На основе выполняемых заданий и мультимедийной презентации ввести детей в эпоху богатырей и познакомить с произведениями литературы и искусства об этой эпохе.
  • Создать условия для формирования чувства патриотизма, гордости за Землю Русскую, своё государство;
  • Способствовать развитию познавательного интереса к русской литературе и истории страны, общеучебных компетенций.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с отрывками из произведений А.С.Пушкина "Руслан и Людмила", А.П.Бородина "Богатырская симфония", картиной В.М.Васнецова "Три богатыря";
  • Организовать групповую деятельность на уроке для работы по карточкам;
  • Учить делить текст на смысловые части, составлять цитатный план, делать выводы. понимать текст на уровне смысла, предполагать, предвосхищать содержание текста;
  • Обогащать речь учащихся, используя различные формы работы на уроке: подбор синонимов, знакомство с новыми терминами, подбор пословиц;
  • Учить выразительному чтению, основам сценической речи, театральной деятельности.

Оборудование:

  • Компьютер, проектор, экран, презентация.
  • Картинка с изображением Афанасия, карточка: "Богатырская симфония"" Александр Прокопьевич Бородин, карточки с заданиями для групповой работы,
  • сундучок с карточками с богатырским снаряжением, "боевое снаряжение" и "кони" для богатырей.

1. Антиципация

*Рассмотрите иллюстрацию

- Кто это? (Афанасий)

- Что у него на голове? (Шлем)

- Что в руках? (Щит и меч)

- Что можно о нем сказать? (Нарядился в богатыря)

- Какая тема урока? ("Богатыри")

Слайд 1

Правильно, но не просто "Богатыри", а "Сказочные богатыри" .

Слайд 1

- Какие цели урока?

Слайд 1

2. Введение в эпоху. Живая картина.

Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами сей час живем, стояли непроходимые леса, лежали топ кие болота. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки - славяне: светловолосые и голубоглазые, высокого роста, мускулистые. А в те далекие годы война - обычное дело, ведь приходилось отстаивать свои земли от врагов, много времени славяне проводили в сражениях.

Они были храбрые воины. Настоящие богатыри.

Слайд 2

(Звучит музыка)

И вот стоит в поле богатырская застава. Широкая равнина, пожухлая трава, ковыль, серые валуны, молоденькие елочки впереди и до самого горизонта темные холмы. А над всем этим - осеннее тревожное небо.

Картина "Богатыри" - это главная картина Виктора Михайловича Васнецова. На ней 3 богатыря.

*Узнайте, как их зовут.

(Музыка стихает :)

1 богатырь (ученик на "коне" в костюме богатыря)

Из того ли то из города из Мурома,
Из того ли села из Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец;
Он стоял заутренню во Муроме,
А к обеденке поспеть хотел во Киев-град.
- Кто я?
Есть я старыя козак да Илья Муромец,
Илья Муромец да сын Иванович.

2 богатырь

Ай же вы полоны. Да все русские!
Выходите-ка из нор вы змеиных,
И ступайте-ка да по своим землям,
По своим землям, да по своим домам.

3 богатырь

У моего у света у батюшки,
У попа у Леонтия Ростоцкого,
Была старая собачища дворовая
По подстолью собака волочилася,
Лебяжей костью подавилася -
Собаке Тугарину не миновать того:
Лежать ему далече в чистом поле.
Меня зовут Алешей да Поповичем,
Сын попа Леонтия Ростоцкого.

- Кто такие богатыри? (Воин, который отличался особой силой, удалью, мужеством и умом, любил свою Родину, народ и защищал их)

- Какое слово спряталось в слове "БОГАТЫРЬ"?

- Почему? (Их бог благославляет на подвиги)

- Каких еще богатырей вы знаете?

- А есть ли богатыри сейчас? (на этот вопрос ответим в конце урока)

- Как можно догадаться, что перед нами богатыри? (боевое снаряжение)

*Давайте соберем богатыря на сражение. Достанем из сундука боевое снаряжение.

Слайд 3

  • Латы - доспехи из металлической чешуи нашиты на кожу, которые защищают руки ноги.
  • Кольчуга - доспех вроде рубашки из мелких плотносплетенных железных колец. Ее делали с разрезом впереди у шеи и подола. На груди кольчуги круглые бляхи.
  • Шлем - для чего он нужен? Для защиты человека от стрел, меча, копья, по форме очень напоминает купола церквей.
  • Меч - носили в ножнах, который притягивался к поясу. Ножны могли быть деревянными или железными. Украшались серебром, золотом.
  • Щит - воинское оружие, которым прикрывались во время нападения неприятеля (врага). Изготавливался из булата, железа. Меди. Дерева. Иногда обтягивался кожей.

По форме щиты были разные: круглые, треугольной формы.

Булава - оружие, деревянная или металлическая палка с шаром на конце.

(Карточки со словами крепятся на доску)

Физкультминутка:

Дружно встали раз, два, три -
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепки расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце - руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Зашагали вместе браво.
Подрастаем мы, смотри,
Станем как богатыри.

Антиципация

Сегодня звучала "Богатырская симфония"" Александра Прокопьевича Бородина. (Карточка крепится на доску)

Но не только художники и композиторы обращались к образу богатыря. Сегодня мы будем читать отрывок из поэмы, в которой тоже есть богатырь.

Учебник с.171

- Как называется поэма?

- Кто автор?

- События, какого времени будут описаны?

Слайд 4

*Прочитайте ключевые слова.

  • поле боевое
  • вражий стан (временная стоянка) (гиперссылка)

Слайд 5

  • сражение (битва)
  • чудесный воин (необыкновенный)
  • пал на басурмана (Кто такой басурман?)

Слайд 6.

Что значит ""пал"?

- Предположите, о чем идет речь?

Работа с текстом во время чтения

*Проверим предложение.

*Первичное чтение. (Читает ученик)

- Правильно предположили?

- Кто такой Руслан? (Витязь - богатырь княжеского происхождения)

- Почему прогноз оказался неправильным?

- Какой информации оказалось не достаточно?

*Перечитывание отрывка с комментированием.

После первых двух строчек

"яснели" (становились светлыми)

- Когда будут происходить события?

После 3-4 строчек

- Как понимаете: В бездейственном покое? (Ничего не происходит, все спокойно)

После 5-6 строчек

- Какими словами автор рисует пробуждение боевого поля?

- воспрянул (приготовился к сражению)

- Замените слово "внезапный" синонимом? (Неожиданный)

- Для кого этот крик был внезапным?

Прочитаем дальше.

После 8-9 строчек

- Теперь ясно, что для киевлян (жителей Киевской Руси) это сражение началось внезапно. Они взволнованы, растеряны, могут проиграть сражение.

- Что же случилось дальше?

Чтение до конца:

- Какую картину вы представили себе?

- Прочитайте сравнения. (Грозой несется, как гром небесный)

*Зачем их использует автор? (показать силу и мощь)

- Как понимаете строчку: Наш витязь пал на басурмана?

- Перечитайте последние две строчки отрывка. Преданье - исторический рассказ

- Как вы их понимаете?

*Перечитайте еще раз отрывок. Разделите на 3 части и составьте цитатный план.

Слайд 7

1-"Дремало поле боевое:"

2-"Внезапный крик сраженья грянул"

3-"Наш витязь пал на басурмана"

3. Работа с текстом после чтения

Работа над выразительностью

Целью урока было научиться читать отрывок поэмы. Для этого у нас есть слова-помощники

*Прочитайте их

Слайд 7

- Какое настроение надо передать в 1 части?

*Прочитайте

(Аналогично работа проводится по каждому пункту)

Знакомство с писателем

Мы учились читать отрывок из поэмы А.С. Пушкина

- Как Пушкин относится в Руслану? (Наш)

- В каких еще сказках А.С. Пушкина есть богатыри?

- Что можно сказать про А.С.Пушкина? (Изучал и знал историю страны, уважает богатырей)

Творческое задание. (Групповая работа)

1 группа

Подберите к прочитанному отрывку походящие по смыслу пословицы:

- Если по-русски скроен, то и один в поле воин.

- Всякому мила своя сторона.

- Близок локоток, да не укусишь.

- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

- Как придет напасть, так хоть вовсе пропасть.

К отрывку из поэмы подходят пословицы: :..

2 группа

Подбери к устаревшим словам современную пару:

Мы уверены, что небеса - это :

небеса рассветало
яснело небо
басурман исторический рассказ
минувший враг
преданье прошедший

3 группа

Выберите подходящие богатырям человеческие качества (ненужное зачеркни):

Мы считаем, что богатырь :..

Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, впечатлительный, простой, веселый, черствый, жадный, щедрый, обидчивый, грубый, справедливый.

- А есть сейчас в наше время люди с такими человеческими качествами?

- Так есть ли в наше время богатыри?

Слайд 8

- Какой профессии они могут быть?

- А может ли каждый из нас стать современным богатырем?

Слайд 9

- Что для этого надо?

4. Рефлексия

*Кто хочет быть похожим на богатыря, нарисуйте меч.

5. Домашнее задание

- Еще раз прочитайте отрывок и составьте рассказ о том, как закончилась битва Руслана с врагами.