Использование контекстовых заданий при проведении интегрированных уроков естествознания

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии


Выпускник современной школы должен быть самостоятельно мыслящим человеком, способным к самореализации. Все больше молодых людей сегодня понимают, насколько им нужны знания, практические и интеллектуальные умения для самоутверждения в этой жизни. Конкурсы в высшие учебные заведения достаточно убедительно это демонстрируют. В школе пока подобного перелома еще не произошло. Более того, наблюдается рост детей, немотивированных к обучению, снижение заинтересованности в получении знаний и тем более применении их в повседневной жизни. Необходима существенная работа, учитывающая указанные выше цели, поиск новых ее форм.

Добиться прогресса в этом направлении можно лишь через такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, а познавательная деятельность ребенка становилась ведущей. Обучение, ориентированное на усвоение и воспроизведение знаний, умений и навыков, не может отвечать сложившейся ситуации, хотя в настоящее время и об этом можно только мечтать. Однако в условиях классно-урочной системы, ее жесткой регламентации, господства авторитарного стиля в педагогике и подавляющего контроля со стороны чиновников от образования реализовать эти идеи применительно к каждому ученику практически невозможно.

Одной из черт современного образования является его высокая информативность. Школьная программа насыщена большим количеством теоретических и фактических сведений, которые должен усвоить ученик. Общее количество часов по естественным наукам в последнее время сокращено; к тому же, не компенсируются уроки, потерянные при проведении диагностических работ при подготовке к ЕГЭ и ГИА по русскому языку и математике. По этой причине учитель чаще всего и вынужден применять репродуктивные методы, а с усвоением готовых знаний, учащиеся перенимают и характер мышления. Иначе говоря, обучение не обеспечивает полного развития школьников.

В связи с этим представляется актуальной такая организация учебного процесса, в реализации которой ученик не только самостоятельно получает новые практически важные знания, учится анализировать и обобщать их, но и формирует важные качества личности, необходимые для его профильной ориентации. Подобная деятельность должна быть обеспечена совокупностью педагогических приемов, определяющих эффективность обучения, для чего необходимо разработать критерии  оценки динамики развития знаний, умений, способов их реализации и степени соответствия поставленным целям образования.

В последнее время  в школьной системе все чаще начинает применяться технология знаково-контекстного обучения, которая может стать перспективной в интеллектуальном, творческом и нравственном развитии учащихся и привести к наиболее полному удовлетворению потребностей детей в профессиональном самоопределении и формированию у них мотивации на овладение соответствующим объемом  знаний.

Применение в обучении одного из методов этой технологии – контекстно-ориентированных заданий – дает возможность проводить уроки любых типов и разнообразной тематики с детьми разного возраста и степени подготовки.       
В настоящей работе показано использование контекстовых заданий по теме «Кислотные дожди».  Представленные дифференцированные разноуровневые контексты могут служить основой при организации интегрированных уроков предметно-методической недели естествознания. В работе «Я вас люблю, мои дожди?» можно объединять учащихся разных параллелей по принципу полилога с использованием ролевой игры.

Сценарий творческой мастерской с использованием контекстных заданий

«Я вас люблю, мои дожди?» или «Кислотные дожди – вред или польза?»

…Человеку трудно с достаточной быстротой ответить «да» или «нет». А почему? 
Потому что самое трудное для человека – это сделать выбор.
Даже самый маленький выбор для него – микротрагедия. А почему?...

Михаил Анчаров

Цель урока: дать учащимся представления о работе с контекстами, рассмотреть биологическую роль кислот и экологическое значение кислотных дождей, совершенствовать знания о составе и свойствах кислот, типах химических реакций

Первоначально вводимые понятия: кислотные дожди, контексты.

Повторение и совершенствование знаний: формулы и названия кислот и кислотных оксидов, их химические свойства, типы химических реакций, ряд активности металлов.

Планируемые результаты занятия:

Учащиеся по итогам занятия должны понимать принципы работы с контекстами, уметь находить нужную информацию из всего набора текстов, включая графическую, и пересказывать нужное содержание, отвечая на заданные вопросы; определять принадлежность веществ к классам и характеризовать свойства этих классов веществ, объяснять различие свойств кислот  различием их состава.

Оборудование: дайджесты или набор контекстов, видеомагнитофон, плеер, карта мира или глобус.

Домашнее задание: подобрать контексты по заданной теме « Топливо – спасение или крах цивилизации» (или любой другой  теме, которая вызывает интерес) и составить к ним вопросы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент: построение, приветствие, учащиеся рассаживаются по командам, предварительно выбранные в роли судей, адвоката, прокурора и секретаря по заранее заготовленным местам с указателями, где уже  разложены материалы для проведения занятия.
Представление зрителей.

Вступительное слово учителя:

Сегодня нам предстоит познакомиться с одной проблемой, которая в последнее время сильно досаждает всему человечеству, Особенно она стала  актуальной после извержения вулкана в Исландии. Попробуйте  сформулировать тему нашего урока!

Дети высказывают предположения.

Учитель: Даю вам две подсказки:

Звучит отрывок из песни Вадима Егорова «Я вас люблю мои дожди». Дети предлагают варианты. Демонстрируется отрывок видеофильма «Классы веществ», относящийся к кислотным дождям. Дети формулируют тему «Кислотные дожди».

Учитель: Итак, какое же действие оказывают кислотные дожди?

Учащиеся отвечают.

Учитель: А могут ли приносить пользу кислотные дожди?

Дети высказывают свое мнение. Учитель вносит уточнения:

– Итак, нам с вами предстоит разобраться  в проблеме «Кислотные дожди – вред или польза?» и ответить на вопрос «Я  вас люблю мои дожди?»

Учитель открывает доску, на которой написана тема урока.

Учитель: Учитывая юридический профиль нашего кадетского корпуса, давайте проведем наш урок в форме судебного заседания. Три команды у нас будут представлять свидетелей, судьи оценивать их показания и задавать уточняющие вопросы. Адвокат и прокурор на этой основе и, изучив все материалы, представят линии защиты и обвинения, а секретарь скрупулезно будет фиксировать командные и индивидуальные баллы. Уважаемое жюри мы попросим принять участие в нашей работе.

Материалами для нашего процесса будут являться так называемые контексты – это отрывки из статей в газетах и журналах, энциклопедиях и справочниках, в интернет изданиях на заданную тему.
Участники команд получат сейчас одинаковые наборы контекстов (Секретарь, пожалуйста, раздайте каждой команде!) Такой же материал ложится и на столы наших юристов и жюри (Приложение). Каждый из Вас пусть выберет сначала один из контекстов, который относится к нашей теме, прочитает его, перескажет нам и ответит на вопросы судей, которые напечатаны на обратной стороне. Секретарь подсчитает баллы, указанные там же и зафиксирует их в листке учета. Всем ли участникам понятна их роль? Тогда приступайте к изучению материалов! А мы пока проверим компетентность судей.

Секретарь фиксирует баллы за каждый правильный ответ. Учитель задает вопросы судьям:

  1. Какие классы веществ вы знаете?
  2. Дайте определения оксидам.
  3. Как классифицируются оксиды и почему?
  4. Дайте определения кислотам.
  5. Какие кислоты Вы знаете?
  6. С какими классами веществ реагируют оксиды и кислоты?
  7. Что такое ряд активности металлов?
  8. Какие металлы вступают в реакции с кислотами?

– Итак, суд продемонстрировал свою компетенцию. Отводов у жюри не будет? Тогда начинаем! Кто первый?

Ученики по очереди пересказывают тексты, отвечают на вопросы судей. Члены своей и чужих команд дополняют ответы. Секретарь фиксирует баллы командные и персональные. Так прорабатывается 4-5 контекстов.
Затем слово предоставляется обвинению: «Какой вред наносят кислотные дожди?»
Слово предоставляется защите: «Какая же польза от кислотных дождей?»
Судьи дополняют и подводят итог. Секретарь подсчитывает баллы и объявляет результаты командного конкурса и суммарное число баллов участников.
Учитель подводит итог урока, раздает символические баллы участникам, объявляет победителей. Дети записывают домашнее задание. Секретарь раздает анкеты участникам. Предоставляется слово жюри для анализа урока.