Программа детско-взрослого проекта "Физика для всех"

Разделы: Физика


Раннее приобщение детей к научно-исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности, как  в старшей, так и в начальной школе. Согласно положению о профильном и предпрофильном обучении в средней школе, ориентированной на индивидуализацию обучения, одним из наиболее эффективных вариантов  является система элективных курсов, построенных на основе проектной деятельности, что обеспечивает  личностно-ориентированный подход к обучению.  Чтобы научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов, в рамках ГЭП: «Культура проектной деятельности  как средство развития образовательной  среды» в 2009-2010 учебном году был запланирован и реализован детско-взрослый проект «Физика для всех», продуктом которого стал комплект учебно-методических пособий  для  проведения занятий в рамках предпрофильного и профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.

Цель: сформировать интерес к изучению физики независимо от возраста и уровня подготовки через проектную и исследовательскую  деятельность.
Задачи:

  • сформировать  позитивное отношение к решению проблемной ситуации,  как к готовности к деятельности;
  • научиться планировать познавательную собственную  деятельность и  заранее просчитывать возможные  её  результаты;
  • сформировать  у  учащихся общеучебные  умения и способы  деятельности:
    • самостоятельно отбирать и накапливать материал, используя различные источники информации;
    • анализировать отобранный материал, сопоставлять факты;
    • аргументировать свою точку зрения, отстаивать её;
    • распределять обязанности внутри группы;
    • представлять созданный проект перед аудиторией;
    • оценивать себя и других;
  • способствовать развитию навыков коллективной проектной деятельности и решению разноуровневых  проблемных ситуаций, возникающих, в групповом деятельностном процессе.

Актуальность  данной  разработки  заключается  в  следующем:

Навыки проектного мышления востребуются в среднем и старшем звене школы, поэтому целесообразно подготавливать детей к подобной деятельности уже в самом начале обучения в младшем  звене.

Новизна:

Предлагаемая программа выстроена на идее  преемственности сформированных у обучающихся начальной школы исследовательских умений:

  • выстраивание  «вертикали» естественнонаучных  знаний и  представления об окружающем  мире;
  • продвижение  каждого обучающегося  по индивидуальной  образовательной траектории;
  • подготовка  «учителей» для  младшего  и  среднего  звена.

Программа посвящена изучению:

  • основных понятий научно-исследовательской работы;
  • технологии выполнения самостоятельного исследовательского проекта;
  • технологии оформления самостоятельного исследовательского проекта.

Программа способствует:

  • Формированию интереса к учебно-исследовательской деятельности, как необходимой составляющей обучения и первоначальных умений и навыков проведения исследований.
  • Реализации механизма включения учащихся в опытно-экспериментальную работу.
  • Обеспечению широкой возможности для «трансляции» личностных, творческих качеств.
  • Формированию нового способа действий, с усвоенным старым индивидуальным опытом, с новыми требованиями его применения.

Данная программа позволяет реализовать следующие принципы обучения:

  • дидактические (обеспечение самостоятельности и активности учащихся; достижение прочности знаний и умений в проектной деятельности; реализация интегративного политехнического обучения, профессиональной ориентации);
  • воспитательные (целеустремленность, развитие чувства ответственности, упорства и настойчивости в достижении поставленной цели);
  • межпредметные, показывающие единство природы, что позволит расширить мировоззрение учащихся.

Программа предполагает развитие у учащихся:

Интеллекта, проектного мышления, творческого мышления, самостоятельного мышления, прикладной стороны мышления, навыков самоконтроля, навыков самоанализа, самореализации, познавательного интереса к проектной исследовательской деятельности.

Программа  данного проекта изначально предполагала  привлечь к его осуществлению учеников  разных параллелей и уровня подготовки, заинтересовать детей своим предметом через экспериментальную деятельность и обратить внимание современных школьников на актуальность знаний в области физики, расширить диапазон их применения, но прежде всего дать ученикам возможность реализовать себя, научиться работать в команде.

Программа проекта была апробирована в ГОУ ЦО №1481, отзывы специалистов прилагаются.

Раннее приобщение детей к научно-исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности, как  в старшей школе, так и в начальной. Сама система проектной и исследовательской деятельности учащихся в основной школе по физике предполагает поэтапность и многокомпонентность по включению учащихся. (Приложение 1)

1. Организационно-подготовительный этап

1. На установочном занятии руководитель ставит проблему участникам проекта (исследования в области природных и физических явлений), определяет задачи  и  вид выбранного проекта (исследовательский).

2. При обсуждении выявляются  предпочтения участников, степень их осведомлённости в предмете, и по итогам обсуждения участники создают рабочие группы, определяют темы, по которым будет работать каждая группа.  

3. В зависимости от тематики определяются временные масштабы каждой проектно-исследовательской работы (мини-проекты – несколько недель, в пределах изучения одной темы; средней продолжительности – несколько месяцев; долгосрочные – в течение года).

4. Первичное распределение «ролей» в исследовательской группе. Схематическое определение «функционала» каждого члена рабочей группы:

Должность

Задачи:

1. Проект-менеджер

Руководство деятельностью группы, связь с  руководителем проекта.

2. Разработчик идей

Оригинальные предложения, систематизация предложений со стороны остальных участников проекта

3. Специалист по сбору данных

Подбор и изучение материала, его систематизация и анализ

4. Дизайн-менеджер

Составление и оформление моделей, макетов проекта, рисунков, постеров

5. Специалист  по компьютерной обработке

Компьютерный набор текста продукта и компьютерная обработка, создание фотоальбома, компьютерной презентации

Сферы деятельности на данном этапе

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Уточняют информацию, обсуждают задание, определяют, в какой группе  им хотелось бы работать

Мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, помогает в анализе и синтезе (по просьбе учеников), наблюдает

2. Планирование

Преподаватель и ученики анализируют  каждую из предложенных тем,  обсуждают  возможность их реализации путём использования исследовательских методов:  определение проблемы, вытекающих из нее   задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов  исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных,  подведение итогов, корректировка, выводы, презентация продуктов проекта на разных уровнях (конкурсы, конференции, олимпиады).
На этом этапе намечается последовательность и сроки реализации проекта. Составляется  четкий индивидуальный план для каждого  проекта в зависимости от временного масштаба.

Этапы деятельности учеников и особенности работы

Циклограмма проекта

Организационно–подготовительный этап Планирование деятельности по реализации проекта (составление развёрнутого плана работы)

сентябрь

Подготовка продукта

 

Поисково–исполнительский этап.

сентябрь – ноябрь

Исследование  проблемы, выдвижение гипотез

сентябрь – октябрь

Разработка технического решения

октябрь – ноябрь

Реализация проектов

ноябрь  – декабрь

Подготовка презентации проекта

декабрь – январь

Предзащита проектов

декабрь

Первичное подведение результатов.

декабрь

Доработка проекта

декабрь – январь

Защита проектов

февраль – апрель

Итоговый этап

апрель – май

3. Поисково-исполнительский этап

3.1. Исследование  проблемы, выдвижение гипотез

Задача этого этапа – сбор информации по своей проблеме, ее анализ, выработка идей, позволяющих наиболее успешно решить проблему, их обсуждение, моделирование.
На организационно-консультационных занятиях заслушиваются промежуточные отчёты учеников о проделанной работе,  проводится анализ собранного материала.

3.2. Разработка технического решения

Экспериментальная работа и исследовательская деятельность, создание макета проекта, моделей.

Сферы деятельности на данном этапе

Деятельность учеников

Деятельность руководителя

Систематизация материала в соответствии с задачами проекта.

Консультирует учащихся (возможна индивидуальная консультация), контролирует выполнение задания, помогает в систематизации и обобщении материала

4. Реализация проектов

В ходе реализации проекта ученик должен обговаривать содержание с консультантами – старшими или более подготовленными учащимися и руководителем проекта.

5. Предзащита проектов

Демонстрация результатов проводится  для анализа проделанной работы, самооценки и оценки со стороны других участников проектной группы (это очень важный этап, так как каждое дело должно быть завершённым, поскольку ощущение незаконченности проявляется на презентации).

6. Первичное подведение результатов, доработка проекта

7. Защита проектов

Продуктом детско-взрослого проекта «Физика для всех» стал  комплект учебно-методических пособий  для  проведения занятий в рамках предпрофильного и профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного

8. Итоговый этап

Обобщение материала. Архивирование проекта (создание видеофильма, печать фотографий, оформление и обобщение всего проектного материала).

Список  использованной  литературы:

Литература для учащихся

1. Всероссийские олимпиады по физике. под ред. С. М. Козела, В. П.  Слободянина. М.: Вер-бум – М, 2002.
2. Ласе  Левемарк, Научная  лаборатория  Тома  Тита,  Физика  без приборов, Издательский  дом Мещерякова, 2010 г.
3. Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Зильберман А.Р. Задачи по физике. М.: Дрофа, 2002.
4. Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. Физика. 10—11 кл.: Сборник задач с ответами и реше­ниями. М.: Мнемозина, 2004.
5. Ланге В.Н. Экспериментальные физические за­дачи на смекалку. М.: Наука, 1985.
6. Малинин А.Н. Сборник вопросов и задач по физике. 10—11 классы.М.: Просвещение, 2002.
7. Черноуцан А. И. Физика. Задачи с ответами и решениями. М.: Высшая школа, 2003.

Литература для учителя

1. К.Н. Поливанова, Проектная  деятельность  школьников, М.:  Просвещение, 2008 г.
2. Аганов А. В. и др. Физика вокруг нас: Качествен­ные задачи по физике. М.: Дом педагогики, 1998.
3. М. Ди Специо, Занимательные  опыты. Электричество  и  магнетизм, АСТ: Москва, 2004 г.
4. Е. В. Хижнякова. – М., Пушкинский институт, 2007. – НИИ Инновационных  стратегий  развития  общего  образования, Москва, 2007.
5. М.Б. Романовская, Метод  проектов  в  образовательном  процессе, Центр «Педагогический  поиск», Москва 2006 г.
6. Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Эксперимен­тальные задачи по физике. 10—11 кл. М.: Просвещение, 1998.
7. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государ­ственный экзамен. Контрольные измерительные мате­риалы. Физика. М.: Просвещение, 2004.
8. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государ­ственный экзамен:  Методические рекомендации. Физи­ка. М.: Просвещение, 2004.