"Игры и упражнения, направленные на выработку правильной артикуляции и автоматизацию звуков через ИКТ"

Разделы: Логопедия


Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка.
На смену традиционным подходам приходят активные подходы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка, позволяющие по-новому организовать процесс обучения. В ряду таких инновационных педагогических подходов следует назвать занятия, с использованием мультимедийных презентаций, которые дают возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей, в том числе и с нарушениями речи и значительно повысить эффективность любой деятельности.
Следует отметить, что у детей с речевыми нарушениями часто отмечается рассеянное неустойчивое внимание, слабые способности к волевым усилиям, что вызывает определенные трудности в работе специалистов с ними и продлевает время коррекционной работы. В то же время, ни для кого не секрет, что детей всех возрастов привлекают компьютерные игры и задания, их яркость, наглядность, подвижность изображений.

Цель данной работы: повышение уровня речевого развития детей с помощью компьютерных средств обучения.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

  • Формирование навыков работы с персональным компьютером.
  • Расширение кругозора, устранение психологического барьера “человек - компьютер”.
  • Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.
  • Формирование грамматической правильности построения предложений, внятности и выразительности речи.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Работа над голосом.
  • Закрепление правильной артикуляции звуков, автоматизация звуков.
  • Развитие навыка звукобуквенного анализа.
  • Профилактика оптической дисграфии.
  • Развитие психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания.
  • Воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость;

Использование компьютера в логопедической работе способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей и решению задач на логопедических занятиях и в целом оптимизирует работу логопеда.

Мультимедийные презентации мы используем для индивидуального обучения, как целое занятие или его часть: на этапе введения нового материала, этапе закрепления материала, этапе контроля знаний. У нас появилась возможность совмещать изложение теоретических сведений с показом демонстрационного материала, имеющего высокую степень наглядности, возможность поэтапной демонстрации материала (порционное введение), использование динамических экранных эффектов (эффектов мультипликации), что повышает эффективность коррекционной работы.

Об этом говорят следующие позитивные факторы:

  • Дети лучше и более глубоко понимают изученный материал.
  • Повышается мотивация на занятии за счет привлекательности компьютера.
  • Быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.
  • Тренируется элективность внимания и память.
  • Раньше овладевают чтением и письмом.
  • Активно пополняется словарный запас.
  • Развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
  • Воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность.
  • Развивается воображение и творческие способности.
  • Развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.
  • Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются после краткого повторения.

При создании системы игр-презентаций мы использовали содержание готовых игр и упражнений из специальной и методической литературы, а также составляли новые. У нас есть возможность выбрать любое необходимое упражнение для каждого ребенка в зависимости от показателей уровня его развития.
На каждом занятии используются игры или упражнения, общей длительностью 15-20 минут, что обусловлено требованиями СанПин. Данное  пособие можно применять при подготовке детей к обучению грамоте.

Приложение