(Рекомендуется для проведения в конце февраля – начале марта. Хорошо, если учитель найдет время для его проведения в субботу, в середине дня…)
Цели:
- формировать у детей и родителей понимание значимости прошедших лет школьной жизни;
- способствовать сближению взрослых и детей, формированию положительных эмоций;
- способствовать формированию взаимоотношений между выпускниками и их родителями в дальнейшей жизни;
- подготовить родителей учащихся к выпуску во взрослую жизнь их детей;
- обсудить с детьми и их родителями возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций;
- подчеркнуть значимость роли матери в жизни детей.
Форма проведения: вечер друзей.
Время проведения: 1 час 30 минут.
Участники: родители выпускников, учащиеся 11-го класса, учитель литературы.
Оборудование: видеодвойка, магнитофон, карточки «?» и «!»; газета с фотографиями мам и признаниями в любви к своим мамам.
Подготовительная работа: цветы, съемка видеосюжета «А, может, она как лучше хотела…», фрагмент к/ф «Родня», анкетирование учащихся.
На доске:
- «Что ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай от детей» (Питтак)
- «Пусти детей на волю, сам будешь в неволе» (Народная мудрость)
- «Понуканье – не воспитанье» (Народная мудрость)
- «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон)
Музыка: М. Круг «Мама»; гр. «ЛЮБЭ» «Мама»; М. Шуфутинский «Вязанный жакет»; Ю.Шатунов «Мама».
ХОД СОБРАНИЯ
(Музыка Ю.Шатунов «Мама»)
– Здравствуйте, дорогие родители и ребята! Сегодня наше родительское собрание немного необычное. Необычность его в том, что оно последнее... И хочется, чтобы в школе стало доброй традицией посвящать его мамам! (Школа учит всему, но любви к своим родителям недостаточно… Особенно в старшей школе) Много было встреч у нас с вами… Школа всегда с большим вниманием относилась к вашим детям, учителя старались научить ваших чад всему, что они умели сами. Когда-то это получалось, когда-то дети старательно этому сопротивлялись… И вот не за горами наше расставание…Для некоторых из вас – это последнее в жизни родительское собрание, ведь ваш единственный сын или дочь в этом году выпустится из школы, и больше не придется вам заглядывать в дневники, справляться об успеваемости и поведении ребенка. Хотелось бы, чтобы ваши воспоминания о школе остались бы добрыми, хорошими. И этому будет посвящена наша сегодняшняя встреча. А речь пойдет сегодня о вас – наших дорогих и горячо любимых – мамах … О которых мы все помним, хотя и находимся здесь в школе… У нас сегодня теплая обстановка… Все только свои… Итак, начинаем…
(Музыка – М. Круг «Мама»)
Мама – именно это слово первым произносят младенческие уста. И немудрено. Ведь мать составляет с ребенком единый организм – не из рук, а от груди материнской мы питаемся первые месяцы нашей жизни, находимся в полной зависимости от родившей нас. Какими бы взрослыми, сильными, умными, красивыми мы не стали, как бы далеко жизнь не увела нас от родительского крова, мама всегда останется для нас мамой, а мы – ее детьми. Слабости и недостатки которых никто не знает лучше, чем она. И никто, конечно, не сумеет пожалеть, а вместе и пожурить нас, лучше, чем мама. Выговаривая нам, она желает не обидеть нас, но исправить. Вот почему даже мамины шлепки мы вспоминаем с благодарностью, ибо и гневается она на нас всегда с любовью.
Я хочу предоставить слово нашим мамам. У них
есть свои мамы – ваши бабушки… Что самое яркое
осталось у них в памяти из детства о мамах. (2-3
воспоминания)
Чем же мы можем отплатить, воздать маме за ее
любовь, пронесенную словно горящая свеча через
все годы ее жизни? Как вы думаете, ребята?
Ответы учащихся 11-го класса.
Эта любовь оберегала и сохраняла нас, когда мы были беззащитны и беспомощны, эта любовь подымала нас, когда мы падали, обольщаемые злыми помыслами; эта любовь обнадеживала и укрепляла нас, когда жизнь заходила в тупик, и казалось, уже не было выхода из запутанных обстоятельств. Чем воздадим матери за бессонные ночи, проведенные около нашей кровати, в борьбе с недугами и хворями, которые столь часто выпадают на долю детей? Кто из нас по достоинству может оценить ежедневный, кропотливый , продолжающийся из года в год, а вместе и столь незаметный труд матери по дому, по хозяйству? И все ради нашей пользы и нашего блага – лишь бы дети были сыты, чисты и опрятны, лишь бы их детство осталось самой счастливой порой жизни. А ведь многие матери при этом были поставлены в необходимость работать в течение почти всей недели – значит, и вставали намного раньше нас, и ложились позже, и при этом все успевали: и завтрак собрать, и постирать, и приготовить нам чистую одежду, чтобы никто про нас не сказал «неряха» или «замарашка»… Чем же, повторю, воздадим этому бесконечно родному и близкому существу, которое мог нам даровать только Бог и которое мы именуем мамой? Как бы мне хотелось, друзья, чтобы ответ на этот вопрос был написан золотыми буквами в вашем сердце! Как бы я желала, чтобы эти буквы тем ярче светились и сияли в вашем сознании и памяти, чем дольше вы пойдете по дороге земной жизни, быть может, уже проводив маму в жизнь вечную! Как же обстоят дела сейчас?
Посмотрим первый сюжет «А, может, она хотела
как лучше…» Обсуждение его.
(В сюжете на 1-3 минуты можно показать, как мама
из хороших побуждений купила дочери новую
кофточку в магазине, а дочке она не понравилась…
Возник конфликт) Хорошо, если сюжет будет снят по
реальной истории одной из учениц.
Итак, первый вопрос к вам – товарищи
взрослые: бывает ли в вашей семье такое, о чем
рассказала ученица? Почему?
Мнение детей.
(Группа «ЛЮБЭ», песня «Мама»)
Учитель: Воздать маме мы не сможем
достойно ничем, только благодарностью – никогда
не оскудевающей, но возрастающей.
Благодарностью, явленной и в словах, и делах.
Именно об этом и говорится в библейской заповеди:
«Чти отца и матерь твою, да благо тебе будет и да
долголетен будешь на земле».
Мне кажется, что понятие «мать», «материнство» –
святы. И пусть мама сама считает себя
несовершенной или даже грешной, в глазах детей
она должна оставаться всегда прекрасной и, может
быть, даже святой. Во всяком случае недопустимо
делать маме упреки и замечания, уместные лишь в
устах взрослых по отношению к подрастающему
поколению.
Не скрою, иные современные юноши и девушки по
душевной слепоте своей и гордости даже укоряют
родителей в своих собственных недостатках,
приписывая их грехам и просчетам в воспитании.
Кинофрагмент из к/ ф «Родня» (Когда дочь
слушает музыку в наушниках, на фоне скандала
бабушки и матери)
Обмен мнениями по данному сюжету,
предположение модели семьи дочери.
Нет большей неблагодарности, чем эта, заслуживающая только наименование – черной. К сожалению, наши дети ныне так увлечены всевозможными игрушками и играми, что у них все меньше и меньше остается времени «на маму». Многие не могут сказать, какие у мамы глаза! Нет, я не имею в виду цвет…
Опрос… Какие у мамы бывают глаза?
А ведь в них вся наша жизнь, в них – мы сами в настоящем, прошедшем и будущем. Иногда в маминых глазах прочитаешь мир и покой. Они подобны озеру, не колеблемому дуновением ветерка. Когда смотришь в эти глаза, уходит беспокойство и тревога, сердце освобождается от страхов и опасений – веришь: все будет хорошо, потому что рядом – мама. А иногда эти глаза темнеют, как темнеет воздух перед грозой, и глаза превращаются в очи, грозные очи, потому что в них и через них исходит правда. И тогда ты осознаешь – насколько ты грешен…
Стихи о маме…
А что мы знаем о маминых руках – много заботливых, не знающих ни устали, ни покоя; то стирающих, то штопающих. Мы верим и знаем, что руки мамы чудотворны. Вот почему, как только у нас что-то заболит…
Конкурс «Узнай свою маму по рукам» (4-5 мам снимают кольца и встают в ряд. Дети с завязанными глазами угадывают из этих мам свою)
Ах, как жаль, что в наше время почти уже разучились обращаться к маме с различными ласковыми наименованиями. Не обнимут, не поцелуют, не скажут с любовью «мамочка моя хорошая, дорогая»… А подойдут и лишь крикнут отрывисто «Мам! Поесть дашь?» Почему бы не назвать ее «солнышком» или «небушком»… Только попробуйте, и слова сами придут и лягут на сердце. Если хотите, раскрою вам одну тайну… Мамы очень любят цветы. И если вы даже не в состоянии купить для мамы роскошные розы, принесите летним днем скромный полевой букетик. И мама в ответ на ваш подарок так улыбнется, что эта лучезарная улыбка навсегда запечатлеется в вашей памяти, и никаким последующим бедам и напастям (а без них не обойтись) никогда не удастся стереть ее.
Цветы мамам в класс!!! (Все дети дарят своим мамам цветы, купленные заранее и оставленные в соседнем кабинете) Можно также подготовить презентацию из фотографий мам каждого ребенка класса и показать ее в этот момент…
На устах ив сердце маленьких детей «мама» – это имя Божие!
Сюжет «Моя мама» (воспоминание одной из учениц)
И, быть может, в час уныния и печали, когда рядом
не окажется никого, кто бы поддержал и ободрил
вас – воскреснет в вашей памяти благодатная
улыбка матери – и тяжкое бремя внезапно скатится
с ваших плеч и сердцу станет так легко… Чем более
немощной с годами будет становиться мама, тем
больше внимание и попечение нам должно проявлять
по отношению к ней. Ее немощь – нашей силой, ее
скудность – нашим изобилеем. Деятельная любовь к
матери никого никогда не унизила, даже самых
великих людей.
«Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет
мама, пусть всегда буду я» – эту песню знает
каждый… И слова песни не обманывают нас: мама
будет всегда, но не всегда она будет рядом.
Не опоздайте со словами признания в любви к ней!
Приходит время, когда родители должны позволить детям встретиться с жизнью один на один. Они не повзрослеют, если не будут рисковать. Малыши не научатся ходить, не падая. Ученики не получат знаний, не одолев трудностей. И, наконец, юноша не вступит в зрелость, если не освободить его от излишней опеки. Позволю себе предложить родителям три формулы:
- Держать детей на открытой ладони. («Разожмите» кулак; лучше дайте совет. Но предупредите, что ответственность за их поступки ляжет на них)
- Будьте рядом, но не вмешивайтесь. (17-20 лет наиболее трудное время, полное страхов и тревог. Но именно в это время «двери клетки необходимо распахнуть»)
- Если любишь кого, отпусти его. Если вернется он к тебе, то он твой; если же нет, то он никогда твоим не был! (великая мудрость)
Эти советы дал доктор Добсон, коллектив учителей готов подписаться под каждым словом автора. Позвольте еще несколько важных слов:
Люди – это то, чем их сделали матери.
Главное, что может сделать отец для своих
детей, – это любить их мать!
Сухомлинский: «Ребенок – это зеркало
нравственной жизни родителей. Я задумывался над
хорошим и плохим в каждой семье… самая ценная
нравственная черта хороших родителей – которая
передается детям без особых усилий, – это
душевная доброта матери и отца, умение делать
добро людям. В семьях, где отец и мать отдают
частицу своей души другим, принимают близко к
сердцу радости и грусти людей, дети вырастают
добрыми, чуткими, сердечными. Самое большое зло –
эгоизм, индивидуализм отдельных родителей.
Не бывает любви без свободы. Это относится и к
нам. Приходит час. Когда все, что родители могли
сделать, уже сделано, воспитание ребенка
закончено и момент его освобождения настал. Пора
отстегнуть цепь и снять ошейник. Убежит так
убежит… Вступит в неудачный брак – ничего не
поделаешь… Он сам решит, где учиться, работать
или нет, …
Давайте поиграем…
- Ты отправляешься на необитаемый остров и будешь жить там очень долго, может быть, всю оставшуюся жизнь. С собой можешь взять все, что обозначишь пятью словами…
- Приплыла к тебе золотая рыбка, спросила: «Чего тебе надобно?» Ответь ей!
- Игра «Пойми меня»: при помощи жестов мама говорит фразу, а ребенок должен ее объяснить. Можно играть и наоборот: ребенок говорит, мама отгадывает.
Социологические исследования:
Для 25,5 % молодежи – идеал матери; для 21% –
отца.
С кем бы вы посоветовались в сложной житейской
ситуации? (1 место – мать; 2 место – у мальчиков –
отец, а у девочек – друг)
В свои любимые занятия ребята посвящают
товарищей и друзей – 79%; реже родителей – 15,5%.
При опросе 402 пар молодоженов: 25% невест и 80%
женихов сказали, что никогда не обсуждали с отцом
проблемы брака, только с матерью.
Хотели бы походить на своих родителей кое в чем?
Да – 10%; ни в чем – 7%; уклонились – 11%.
Советы для родителей:
- Прежде чем критиковать ребенка, укажите на свои собственные ошибки.
- Не стоит навешивать дочери или сыну ярлыки «Ты такая…», «Ты такой…» Сказав, мне больно, когда я вижу, что ты делаешь так-то и так-то».– мы говорим не о другом, а о самом себе. О своем состоянии. А это более безопасно для конфликтной ситуации.
- Разговор о недостатках человека целесообразно начинать с признания его достоинств.
- Если у собеседника есть потребность высказаться, то у вас нет надежды быть услышанным. Дайте ему возможность. «Вы уверены, что вам больше нечего сказать по этому вопросу? И только потом говорите.
Учитель: Уважаемые родители, дорогие дети! Надеюсь, что вы согласитесь со мной, что самый счастливый человек на земле – это человек, испытавший любовь к матери? Давайте же будем и счастливы мы! Скоро ваши школьные годы будут позади, но рядом по жизни будет рука вашей мамы… Берегите своих мам! Это последнее, что хочется вам сегодня пожелать!
(Музыка М.Шуфутинский «Вязанный жакет»)