"И все-таки узнают голос мой". Творческая судьба А.А. Ахматовой. 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с биографическими фактами А. Ахматовой; творческой судьбой, ее сборниками стихов.
  2. Совершенствовать умение составлять план лекции учителя, читать стихотворения наизусть; самостоятельно готовить материал к уроку.
  3. Прививать любовь к литературе; воспитывать патриотические чувства на примере жизни поэтессы; справедливость, честность.

Оборудование урока:

  1. Портрет А.А.Ахматовой.
  2. Фотографии поэтессы и ее семьи.
  3. Сборники стихотворений А.А.Ахматовой.
  4. Проигрыватель
  5. Грамзапись песни “Смятение”.

Ход урока

1. Учитель читает стихотворение.

И мы шарахаемся, и глухое:
Ох!
Стотысячное – тебе присягает. –
Анна Ахматова – это имя – огромный вздох,
И в глубь она падает, которая безымянна.
Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами то же!
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

2. Сообщение учителем целей урока и запись темы в тетради.

Анна Андреевна
Ахматова
(1889-1966)

Как черный ангел на снегу
Ты показалась мне сегодня,
И утаить я не могу,
Есть на тебе печать Господня.

О.Мандельштам.

3. Задание классу: составить план лекции.

4. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

Анна Андреева Ахматова (псевдоним, настоящая фамилия Горенко) родилась 23 июня 1889 года в семье офицера флота под Одессой.

В то время я гостила на земле.
Мне дали имя при крещенье – Анна.

Детство ее прошло в Царском селе, близ лицея. Первые впечатления: “зелёное великолепие парков, ипподром, старый вокзал”.

Я к розам хочу в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград.
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей… друзей и врагов.
И шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.
Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.
И всё перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.

Первое стихотворение она написала в 11 лет, когда училась в Царскосельской женской гимназии. В 14 лет чернокосая гимназистка познакомилась с 17-летним учащимся мужской гимназии, который сразу же влюбился в нее. Звали его Николай Гумилёв. 7 лет ухаживал он за Анной, был многократно отвергаем. Наконец, в 1910 году она сказала “да” и вышла за него замуж. Николай Гумилёв к тому времени уже был признанным лидером нового литературного течения – акмеизма.

А.Ахматова показала ему свои стихи, а он посоветовал ей заняться танцами и сказал “быть поэтом женщине нелепость”.

Имя молодой Ахматовой тоже тесно связано с акмеизмом.

– Что вы знаете об этом?

Сообщение учащегося “А.Ахматова и акмеизм”.

Учитель: В 1912 году вышел первый сборник стихов А.Ахматовой “Вечер” тиражом всего в триста экземпляров и принес ей известность.

– Чем же примечателен был этот сборник? Какие стихотворения вошли в него? Как сама поэтесса относилась к своему раннему творчеству?

Сообщение учащейся о сборнике стихов “Вечер”.

Учитель: В сборник вошли интересные, красивые стихотворения о любви, овеянные грустью. Такие нотки звучат в стихотворении “Сердце к сердцу не приковано”.

Читает стихотворение ученица.

Иногда стихотворения похожи на короткие сценки-финалы повестей любви. Любовь у Ахматовой похожа на войну, на поединок. К таким стихотворениям можно отнести “Сжала руки под темной вуалью”.

Выразительно читает стихотворение ученица.

В этом же году, 1 октября 1912 года у четы Гумилевых родился единственный сын – Лев (известный историк и географ).

Вскоре в семье начались размолвки, которые закончились разводом.

Тебе покорной! Ты сошел с ума!
Покорна я одной господней воле.
Я не хочу ни трепета, ни боли,
Мне муж – палач, а дом его – тюрьма.
Но, видишь ли! Ведь я пришла сама…
Декабрь рождался, ветры выли в поле,
И было так светло в твоей неволе,
А за окошком сторожила тьма.
Так птица о прозрачное стекло
Всем телом бьется в зимнее ненастье.
И кровь пятнает белое крыло.
Теперь во мне спокойствие и счастье.
Прощай, мой тихий, ты мне вечно мил
За то, что в дом свой странницу пустил.

Учитель: В 1914 году вышла вторая книга поэтессы, которая называлась “Четки”.

– Что особенного в этом сборнике? Почему он имел шумный успех?

Сообщение ученика о сборнике “Четки”.

Учитель: В этом сборнике та же приговоренность Ахматовой к любви – страданию, скорбь расставаний, отрава наслажденья. В стихотворении “Смятение” (1913) она пишет: “Пусть камнем надгробным ляжет на жизни моей любовь”.

Послушайте песню Тухманова на стихи Анны Ахматовой.

/Звучит песня “Смятение”/.

“Я не любви твоей прошу”, – так называется еще одно стихотворение, вошедшее в этот сборник. /Читает ученица/.

Учитель: В 1917 году вышла книга “Белая стая”. Она появилась при грозных обстоятельствах: революция, разруха, голод.

Сообщение ученика о сборнике “Белая стая”.

Учитель: А потом был сборник “Подорожник” (1921). Многие друзья Анны Андреевны Ахматовой уехали за границу, но она оставить Родину не смогла. В 1917 году она пишет стихотворение “Мне голос был. Он звал утешно”.

Стихотворение читает ученица.

Учитель: После революции работала в библиотеке Агрономического института. И еще раз она говорит о верности своей Родине.

Звучит стихотворение “Не с теми я, кто бросил землю”.

С середины 20-х годов ее стихи почти перестали печатать, а старые – перепечатывать. Она была объявлена “внутренней эмигранткой”.

В начале 30-х годов первый раз был арестован сын. Долгими месяцами она стояла в длинных очередях в тюрьму, там и родился замысел поэмы “Реквием”, много позже будет опубликована еще одна поэма “Поэма без героя”.

Немало было создано поэм А.Ахматовой.

– Что вы знаете о них?

Сообщение ученицы о поэмах поэтессы.

Учитель: Отечественная война застала Ахматову в Ленинграде. Она копала траншеи, дежурила на крышах. В 1941 году вылетела в Москву. А потом эвакуировалась в город Ташкент.

В 1942 году на страницах “Правды” рядом с военными сводками было напечатано стихотворение Анны Ахматовой “Мужество”.

Ученик читает стихотворение наизусть.

Учитель: После войны она возвращается в родной город. А потом…разразилась гроза.

В докладе А.Жданова и в постановлении ЦК “О журналах “Звезда” и “Ленинград” беспощадно и безосновательно поэзия Ахматовой клеймилась. Говорили, что она с буржуазным уклоном. Ее исключили из Союза писателей. А дальше…10 лет забвения.

После смерти Сталина в жизни Анны Андреевны наступают перемены: в 1955 году освобожден сын, в 1956 году напечатан сборник ее переводов.

В 1964 году Ахматовой исполнилось 75 лет. В том же году ей присуждена премия

“Этна Таормино”, в 1965 году Оксфордский университет присвоил ей почетное звание доктора университета. Тогда же вышла последняя при жизни поэтессы книга “Бег времени”, куда вошли стихотворения последнего десятилетия.

В феврале 1966 года Анна Ахматова тяжело заболела. Скончалась от сердечного приступа. Похоронена на уединенном кладбище в Комарове.

Протянется надолго, мнилось,
Гряда ее тяжелых дней.
Себе самой она отснилась,
И нам явилась, словно милость.
Ушла – увиделась полней.
Как многозвучно, как зеркально
Ее душа воплощена
В строках, звучащих изначально
Железно, медленно, хрустально,
Но то не строки – письмена

Л.Озеров.

Обобщение учителя: Итак, ребята, мы сегодня на уроке познакомились с частичкой творчества необычайной поэтессы Анны Андреевны Ахматовой. Были названы сборники стихов поэтессы, но, к сожалению, не обо всех поговорили подробно. Невозможно на одном уроке объять необъятное. У нас еще будет время рассмотреть другие произведения Анны Ахматовой, которые, я думаю, вы полюбите.

А сейчас проверим, какие планы у вас получились.

2-3 ученика зачитывают планы, составленные во время урока.

Учитель выставляет оценки за урок и задает домашнее задание.

Домашнее задание:

– выучить одно понравившееся стихотворение;

– принести сборники стихов поэтессы;

– прочитать по учебнику (Журавлев) стр. 146-152.