Путешествие в мир симфонического оркестра. 4-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 4


Форма урока: Обобщающий урок – игра по станциям.

Цель урока:

Закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре.

Образовательные задачи:

  • Повторить материал о симфоническом оркестре.
  • Выявить уровень усвоения учащимися полученных знаний.

Развивающие задачи:

  • Развитие познавательного интереса к урокам музыки, творческой активности учащихся.
  • Способствовать формированию духовного мира детей.
  • Развитие чувства ритма, творческих способностей.
  • Развитие внимания, мышления, речи.
  • Способствовать формированию умения работать с интерактивной доской во время самостоятельной работы.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание интереса, любви к искусству.
  • Воспитание эмоциональной отзывчивости.
  • Создание ситуации успеха для каждого ученика.

Оборудование урока:

  1. Электронная доска Smart Board, компьютер, проектор.
  2. Презентация.
  3. Синтезатор (фортепиано).
  4. Буклет-подарок “Симфоническое братство музыкальных инструментов”.
  5. Аудиозаписи:
    – фрагменты – примеры звучания инструментов симфонического оркестра;
    – фрагменты – примеры звучания различных видов оркестра;
    – Ж. Оффенбах “Кан-Кан;
    – П. Чайковский. Марш из балета “Щелкунчик”;
    – фонограмма песни “Я хочу увидеть музыку” Г. Струве, И. Исаковой;
    – фонограмма песни “Всюду музыка живет” Я. Дубравина, В. Суслова.

Межпредметные связи:

Музыка, литература, изобразительное искусство.

Ход урока

1. Орг. момент. Музыкальное приветствие.

Распевка “Колокольчик” (под аккомпанемент синтезатора или фортепиано):

Колокольчик нам поет,
Всех на музыку зовет.
Слышишь тонкий голосок?
Нам пора начать урок.
Динь-дон, динь-дон…
Здравствуйте!

2. Объявление темы и задач урока.

Учитель: – Наш сегодняшний урок посвящен повторению и обобщению темы “Симфонический оркестр”. <Рисунок 1>

На предыдущих уроках мы знакомились с инструментами симфонического оркестра, слушали их звучание, обсуждали, какие группы могут они образовывать. А теперь я приглашаю вас в удивительный мир симфонического оркестра, в веселое путешествие по волшебной стране Музыка.

(Исполнение песни “Всюду музыка живет” Я. Дубравина. На доске записан текст. Обучающиеся исполняют песню под минусовую фонограмму). <Рисунок 2>

3. Закрепление знаний и умений учащихся по пройденному материалу.

Учитель: – Сейчас мы проверим, готовы ли вы к путешествию. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.

Блиц-опрос:

  1. Что такое оркестр?
  2. Какие виды оркестров бывают?
  3. Назовите самый любимый вид оркестра русских и зарубежных композиторов?
  4. Назовите группы симфонического оркестра.
  5. Перечислите инструменты симфонического оркестра:
    • струнно-смычковые;
    • духовые деревянные;
    • медные духовые;
    • ударные;
    • одиночные и клавишные.

6. Зачем в оркестре нужен дирижер?
7. Что такое партитура?

Учитель: – Во время нашего путешествия вы будете делать остановки на станциях и выполнять веселые задания. Попрошу вас разделиться на команды

(Класс делится на две команды, выбирают капитанов и придумывают название команд, члены жюри (по 2 учащихся от команды) садятся за отдельным столиком).

Учитель: Давайте познакомимся с маршрутом нашего сегодняшнего путешествия. <Рисунок 3>

(С помощью инструмента “Перья” учитель стрелками изображает направления пути: “Повторялкино”, “Дирижеркино”, “Кроссвордово”, “Угадалкино”, “Звучалкино”, “Вообразилкино”, “Рассуждалкино”, “Рисовалкино”,“Играй-город”).

Учитель: – Правила нашей игры таковы: на станциях обе команды по очереди либо одновременно будут выполнять задания, а жюри оценит результаты. Следующий конкурс начинает команда, назвавшая большее количество правильных ответов. Побеждает та команда, которая наберет за все конкурсы наибольшее количество баллов. Итак, начинаем игру.

1 станция – “Повторялкино”. <Рисунок 4>

Задание: Определить по изображению и по звучанию вид оркестра:

  • Духовой
  • Народный
  • Эстрадно-симфонический
  • Джазовый
  • Симфонический

(Учитель нажимает на объекты-изображения. Звучат музыкальные фрагменты. Команды по очереди выполняют задания. Устно отвечают с места. За каждый правильный ответ – 1 балл).

2 станция – “Дирижеркино”. <Рисунок 5>

(Конкурс капитанов команд. Капитаны, пользуясь инструментом “Линии”, соединяют стрелочками слова, подходящие по смыслу. Каждый находит по 3 связки. Учитывается время и правильность выполнения задания. За каждый правильный ответ – 1 балл).

Задание: Установить логические связи между словами:

ДИРИЖЕР – песня, увертюра, народный оркестр, полифония, пьеса, эстрадно-симфонический оркестр, певец, гусли, духовой оркестр, скрипка, орган, хор, джазовый оркестр, домра, баян, симфонический оркестр.

3 станция – “Кроссвордово”. <Рисунок 6>

Задание: Команды по очереди разгадывают загадки учителя. Ответы записываются в клетки кроссворда.

(У доски находятся по одному участнику от команды, которые записывают отгадки своей команды в клетки кроссворда. За каждый правильный ответ – 1 балл).

1. Он огромный, словно шкаф,
Он стоит не на ногах,
Он имеет мощный бас.
Это важный… (Контрабас)

2. Какой инструмент по тембру напоминает человеческий голос? (Виолончель)

3. Этот медный духовой
То короче, то длиннее.
Ведь кулису он имеет!
Громче всех в оркестре он.
Как зовут его?... (Тромбон)

4. Звенят серебряные струны
Как будто струйки водяные,
И на волнах, качая шхуны,
Резвятся ветры удалые!
И ветер, и волну морскую –
Всё струны нам изображают.
Всё звуки музыки рисуют.
Какой же это инструмент играет?
Зовут его красиво, звонко,
Но не Татьяна или Марфа.
А звуки нежны, струны тонки.
Наш инструмент зовется… (Арфа)

5. Три медные подруги-
Три лучшие подруги
В оркестре они помогают
Друг другу.
Играют подруги
То громко, то тихо.
Их медные платья
Закручены лихо. (Валторны)

6. В самый сказочный момент
Вступит этот инструмент.
Но совсем не каждый знает,
Что в оркестре он играет!
Тихо, нежно зазвеня,
Будто всё посеребрит.
А затем умолкнет скоро
По сигналу дирижера.
Знает ли то каждый школьник,
Что такое… (Треугольник)

7. Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло всё: играет… (Скрипка)

8. Я стою на трех ногах,
Ноги в черных сапогах,
Зубы черные, педаль.
Как зовут меня?... (Рояль)

4 станция – “Звучалкино”. <Рисунок 7>, <Рисунок 8>

Задание: “Звучащая викторина”.

(Участники команды по одному выходят к доске, слушают музыкальный фрагмент, выбирают изображение звучащего музыкального инструмента и делают на нем с помощью инструмента “Перья”, отметку – порядковый номер. За каждый правильный ответ – 1 балл).

5 станция – “Угадалкино”. <Рисунок 9>

(Задание выполняют по одному участнику от команды. Учитывается время и правильность выполнения. Используется инструмент “Шторка” для поверки правильных ответов. За каждый правильный ответ – 1 балл).

Задание: Найти в группе инструментов “лишний”, не соответствующий по какому-либо признаку.

1 команда:

  • Труба, валторна, флейта.
  • Литавры, арфа, тарелки.
  • Скрипка, контрабас, саксофон.

2 команда:

  • Гобой, труба, кларнет.
  • Барабан, альт, тарелки.
  • Тромбон, фагот, валторна.

6 станция – “Вообразилкино”. <Рисунок 10>

(Участвуют одновременно обе команды. Жюри выбирает наиболее выразительное исполнение. За каждый правильный ответ – 3 балла).

Задание: С помощью жестов и мимики изобразить “звучащие” музыкальные инструменты.

Учитель: – Представьте, что вас заколдовал волшебник, но представил на выбор превращение в любой инструмент симфонического оркестра. Какой инструмент вы бы предпочли? Передайте жестами “звучание” этого инструмента.

7 станция – “Рассуждалкино” <Рисунок 11>

(У доски – по 4 участника от команды. Каждый дает только один ответ. За каждый правильный ответ – 1 балл).

Задание: Из музыкальных жанров, предложенных на доске, выбрать и разместить в поле “Симфонические жанры” только те, которые может исполнять симфонический оркестр. Объяснить свой выбор: Сюита, соната, песня, музыка к опере, концерт, симфония, пьеса, вокализ, музыка к кинофильму, романс, увертюра, былина, симфоническая сказка, музыка к балету.

8 станция – “Рисовалкино”. <Рисунок 12>

(У доски – по 2 участника от каждой команды. Работа с инструментом “Перья”. Оценивается правильность выполнения задания. За каждый правильный ответ – 1 балл).

Задание: найти на рисунке по 4 изображения инструментов симфонического оркестра и раскрасить их.

9 станция – “Играй город”. <Рисунок 13>

(Учащимся предлагаются шумовые инструменты. От каждой команды вызывается “дирижер”. Жюри оценивает ритмическую точность и дирижерские жесты участников команд. За самое выразительное исполнение – 3 балла).

Задание: Звучит запись “Марша” из балета “Щелкунчик” П. Чайковского. Обе команды по очереди играют на шумовых инструментах, пользуясь партитурой, изображенной на доске, управляет оркестром “дирижер” от команды.

(Жюри подводит итоги).

Учитель: – Сегодня мы с вами интересно и весело поговорили о симфоническом оркестре. Я думаю, что вы стали ещё лучше понимать язык музыки. По результатам сегодняшней игры победила дружба. Все ребята поработали на “отлично. В память о сегодняшнем уроке”, я хочу подарить вам буклеты “Симфоническое братство музыкальных инструментов”. Приложение 1

Учитель: – Закончим наш урок прекрасной песней о музыке.

(Исполнение песни Г. Струве “Я хочу увидеть музыку”. На доске записан текст. Обучающиеся исполняют песню под минусовую фонограмму). <Рисунок 14>

Учитель: – А в заключение урока хочу сказать: “Слушайте музыку и будьте здоровы!”. <Рисунок 15>

<Рисунок 16>

Список литературы:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. “Мир музыкальных праздников” (методические разработки и сценарии. В 2-х книгах). Изд.: 5 за знание, Москва, 2006.
  2. Веселые уроки музыки в школе и дома. З.Н. Бугаева. Изд.: АСТ, Москва, 2002.
  3. Музыка в школе (научно-методический журнал) №5/2008.