Проектная деятельность как средство познавательно-речевого развития дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


1 часть.

Перед человеком к разуму три пути:
Путь размышления - самый благородный;
Путь подражания - самый лёгкий;
Путь личного опыта - самый тяжёлый путь.
Конфуций.

Актуальность.

По мнению учёного Джона Дьюи, ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаёт через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение в жизни. Нами на практике активно применяется метод проектов, как одно из эффективных средств познавательно-речевого развития детей. В ходе проектной деятельности дошкольники проживают различные ситуации успеха, уверенности в своих действиях, которые в конечном результате являются стимулом личностного их развития.

В своей педагогической деятельности по вовлечению детей старшего дошкольного возраста в проектирование мы используем технологию Лидии Васильевны Свирской "Утро радостных встреч". По нашему мнению, ценность авторской методики заключается в организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и планировании действий. Рекомендации автора просты и доступны для использования. Представляем вашему вниманию исследовательский проект "Полосатые животные", на примере которого пошагово раскроем методические подходы по овладению данной технологией.

"Как рождается мотивация?".

Реализация нашего проекта началась с выбора темы, которую определили сами дети неожиданно по своей инициативе. Тема проекта "выросла" из окружающей обстановки в группе, которая оказалась наиболее значимой для детей. После новогодних каникул дети принесли игрушки тигрят. Рассказывали, как они у них появились и почему. В ходе общего диалога возникли вопросы: А почему эти животные имеют полоски на теле? Кто из животных ещё имеет такие полоски? Где живут такие животные? и др. Так неожиданно создалась мотивация подхватывания и проговаривания пока ещё не оформленных детских идей. Данная ситуация позволила нам максимально развернуть пространство возможностей её преобразования.

"Цель, задачи"

Вопрос воспитателя "А может быть мы попробуем узнать побольше о полосатых животных", помог детям сформулировать тему проекта, которая оказалась более актуальной, доминирующей, а также вызвать желание узнать побольше о полосатых животных.

Модель " трёх" вопросов"

Важно было установить на момент начала работы, какие знания имеются у детей, что их интересует, где можно им пополнить недостающие сведения. Удачным приёмом послужила "Модель трёх вопросов".

Что мы знаем? Что хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать?
Тигр живёт в лесу.

Саша Ф.

Пчёлы полосатые и зебра. Данил Г.

В аквариуме тоже живут полосатые рыбы. Максим Б.

Почему у них тело полосатое. Данил Г.

Есть ли полосатые рыбы. Саша Ф.

Хочу узнать всё про зебру. Маша А.

Чем питаются. Аня К.

Найти в интернете. Лиза Б.

Посмотреть в энциклопедии. Дима Р.

Спросить у папы, поинтересоваться у старшего братика. Денис Л.

Посмотреть диск, прочитать в книге. Даша Ш.

Наша практика показала, что опрашивать можно не всех детей. Дети, которые в силу обстоятельств, приняли участие в обсуждении темы и заполнения "модели трёх вопросов", они и стали опорой в момент стартового разговора о полосатых животных.

Заполненная модель была вывешена в приёмную, чтобы родители её увидели, заинтересовались, включились в совместную работу по проекту.

Хорошим подспорьем оказалась совместная работа с детьми по составлению объявления для родителей. На большом листе бумаги дети обратились к своим родителям:

"Дорогие папы и мамы! Нам хочется побольше узнать о животных, которые имеют полосатый вид. Особенно нам интересно узнать: почему они полосатые? чем питаются, где живут? Обращаемся к вам за помощью: сводите нас в библиотеку, помогите подобрать книги про этих удивительных животных, изготовить макеты, покажите видео фильмы и др.

Ваши любознательные детки".

Родители охотно откликнулись на просьбы детей, и работа по проекту усложнилась, значительно наполнилась новыми сведениями, данными. Заметим, что ребёнок должен являться организатором поиска необходимой информации, а родители выполняют вспомогательную функцию. На этом этапе развиваются и совершенствуются детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется новым содержанием и общими интересами. В условиях семьи осуществляется познавательно-речевое совместное: чтение, рассматривание картин, сюжетов, рисование. Мама Лизы Б. организовала экскурсию в библиотеку, там для нас были подготовлены книги и журналы. Детьми был просмотрен видеофильм о полосатых животных, который вызвал положительные эмоции и обсуждение.

Защита детьми мини-проекта.

Презентация.

На этом этапе мы помогали детям организовать пространство для индивидуальной презентации, в ходе которой ребёнок рассказывал о проделанной работе, показывал рисунки, фотографии, картинки, записи и пояснял их.

Особый интерес вызвала презентация Саши Ф. Она не только интересно рассказала о тиграх , но и провела со сверстниками настольно-печатную игру "Узнай, кто это", доставив детям удовольствие и положительные эмоции.

В данной ситуации Саша была успешна и горда тем, что много знала о тиграх и смогла поделиться.

"Системная паутинка"

На четвертом этапе анализировали и систематизировали полученные детьми знания и представления о полосатых животных с помощью модели "паутинка", которая по сути своей является полным ответом на детские вопросы, поступившие на первом этапе.

Рассказывая о полосатых животных, дети показали разнообразные знания и представления о среде обитания, образе жизни, особенностях питания и др. в своих рассказах дети пользовались определениями, прилагательными, сравнениями

Поскольку проектная деятельность должна иметь адресный характер, то мы обязательно организовали выставку "продуктов"- макеты, рисунки, тексты, иллюстрации и "паутинки " в приемной группы для родителей с целью:

- привлечения малоактивных семей;

- показа интересных находок с участием семьи;

- развития и укрепления детско-родительских отношений.

В дальнейшем работы детей мы разместили в группе для закрепления и систематизации материала, обогащения и наполнения новым содержанием игровых уголков, что стимулировало появление новых вопросов и зарождение новых проектов: "Звери-хищники", "Морской конёк", "Эти загадочные животные" и др.

"Результативность.

Данный проект был представлен в марте 2010г. на методической планерке. Коллеги отметили выступление интересным, содержательным.

Практическая часть мастер-класса.

На этом наше выступление окончено. Переходим к практической части. Участники делятся на группы (по временам года) и выполняют задание: составить мини-проект согласно вышеуказанной последовательности:

10 слайд. Структура исследовательского проекта:

- создание мотивации;

- определение темы проекта;

- модель "трёх вопросов";

- объявление для родителей;

- системная паутинка;

- предполагаемые продукты деятельности.

В процессе самостоятельной деятельности участников оказываем при необходимости консультацию по выполнению задания.

Рефлексия (презентация наработанных мини - проектов).

Используемая литература

  1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Автор - составитель: Л. С. Киселёва, Т. А. Данилова, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2005.
  2. Проектная деятельность старших дошкольников / авт.-сост. В.Н.Журавлёва. - Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Утро радостных встреч. (методическое пособие) /Л.Свирская.-М.: Изд-во "Линка-Пресс", 2010.